Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.

Работа содержит 1 файл

Косвенные налоги в составе цены их величина, динамика, структура.docx

— 118.18 Кб (Скачать)

Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой.

     В условиях нестабильной экономики, повышения  цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния  на уровень цен в стране, как  регулятор потребления. В наше время  расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального  дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства. Поэтому тема косвенных налогов  является столь актуальной.  
Цель данной работы - рассмотреть косвенные налоги, взимаемые в Российской Федерации, их динамику и сравнить с остальными странами. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач: Дать общую характеристику налоговой системы РФ на современном этапе, дать определение косвенных налогов, рассмотреть отдельные виды косвенных налогов, конкретные их величины  в РФ и за рубежом, а также динамику этих величин.
 
 
 
 

 
 
 

Глава1. Общая  характеристика налоговой системы  России

1.1 Налоги и их функции

     Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса  РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

     Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

     Общепризнанны следующие две функции налогов:

  • фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;
  • регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.

     Степень реализации функций налогов зависит  от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

     Проводимая  государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления, в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны. Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства. Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.

     Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 40% которого перераспределяется через бюджетную систему страны. В России эта величина в последние годы составляет порядка 30%. Основным методом огосударствления и перераспределения создаваемого в обществе ВВП и формирования доходной базы бюджета в условиях рыночной экономики выступают налоги. Так, в 2008 году налоговые поступления в доходах федерального бюджета Российской Федерации составили порядка 75%. «В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства...».

     Общественные  отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные  нормы имеют определенные специфические  признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту  совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или  даже подотраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе  РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

 
 
 
 
 

    1.2 Налоговая система

     Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

     Принципы  построения налоговой системы в  Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральныхрегиональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

     На  сегодняшний день основным законодательным  актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

     Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства  действующих налоговых систем лежат  идеи А. Смита, сформулированные в его  труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

     Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" введена  трехуровневая система налогообложения  предприятий, организаций и физических лиц.

     Первый  уровень — это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

     Второй  уровень — региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Региональные налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации, исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

     Третий  уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с  позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

     Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в  федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные  налоги создают основу финансовой базы государства.

     Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с  полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной  его частей.

     Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую  систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать  сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

 

          1.3 Общая характеристика косвенных налогов

     По  механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

     Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

     Виды  косвенных налогов представлены в таблице 1.

     Таблица 1

Косвенные налоги
Акцизы Фискальные  монопольные налоги Таможенные  пошлины
  1. Индивидуальные:
  • на пиво.
  • на сахар.
  • на бензин.
  • и т. д.
  1. Универсальные 
    (налог с оборота):
  • однократный.
  • многократный.
  1. Налог на добавленную стоимость.
  1. Налог с продаж.
  1. На соль.
  2. На табак.
  3. На спички.
  4. На спирт.
  5. и т.д.
  1. по происхождению:
  • экспортные.
  • импортные.
  • транзитные.
  1. по целям:
  • фискальные.
  • протекционные.
  • сверхпротекционные.
  • антидемпинговые.
  • преференциальные.
  1. по ставкам:
  • специфические.
  • адвалорные.
  • смешанные.

Информация о работе Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура