Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.
В
условиях нестабильной экономики, повышения
цен, инфляции косвенные налоги представляют
особый интерес как средство влияния
на уровень цен в стране, как
регулятор потребления. В наше время
расширилась сфера
Цель данной работы - рассмотреть косвенные
налоги, взимаемые в Российской Федерации,
их динамику и сравнить с остальными странами.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить ряд промежуточных задач: Дать
общую характеристику налоговой системы
РФ на современном этапе, дать определение
косвенных налогов, рассмотреть отдельные
виды косвенных налогов, конкретные их
величины в РФ и за рубежом, а также
динамику этих величин.
Глава1. Общая характеристика налоговой системы России
1.1 Налоги и их функции
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
Общепризнанны следующие две функции налогов:
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Проводимая государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления, в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны. Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства. Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.
Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 40% которого перераспределяется через бюджетную систему страны. В России эта величина в последние годы составляет порядка 30%. Основным методом огосударствления и перераспределения создаваемого в обществе ВВП и формирования доходной базы бюджета в условиях рыночной экономики выступают налоги. Так, в 2008 году налоговые поступления в доходах федерального бюджета Российской Федерации составили порядка 75%. «В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства...».
Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
1.2 Налоговая система
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Принципы
построения налоговой системы в
Российской Федерации определены Конституц
На
сегодняшний день основным законодательным
актом о налогах является
Эффективность
налоговой системы
Законом
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" введена
трехуровневая система
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй
уровень — региональные налоги (налоги
республик в составе Российской
Федерации и налоги краев, областей,
автономной области, автономных округов).
Региональные налоги устанавливаются
представительными органами субъектов
Федерации, исходя из общероссийского
законодательства. Часть региональных
налогов относится к
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Как
и в других странах, наиболее доходные
источники сосредоточиваются в
федеральном бюджете. К числу
федеральных относятся: налог на
добавленную стоимость, налог на
прибыль предприятий и
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.
1.3 Общая характеристика косвенных налогов
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Косвенные налоги | ||
Акцизы | Фискальные монопольные налоги | Таможенные пошлины |
|
|
|
Информация о работе Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура