Косвенные Налоги в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Косвенные налоги связаны с расходами и перелагаются на потребителя. Кудряшова В.Е. выделяет следующие признаки косвенных налогов: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов.
При взимании косвенных налогов юридический налогоплательщик не совпадает с фактическим плательщиком налога. Другая черта косвенного налога, в том числе налога с продаж - участие в образовании цены.

Работа содержит 1 файл

Косвенные налоги.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ  КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ РФ

Косвенные налоги связаны  с расходами и перелагаются на потребителя. Кудряшова В.Е. выделяет следующие признаки косвенных налогов: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов.

При взимании косвенных  налогов юридический налогоплательщик не совпадает с фактическим плательщиком налога. Другая черта косвенного налога, в том числе налога с продаж - участие в образовании цены. Прямые налоги закладываются в цены прямо на стадии производства, а  косвенные налоги закладываются  в цену товара на стадии реализации и являются как бы составляющей надбавкой  к цене товара. Поэтому они очень  выгодны государству, поскольку  процесс их сбора осуществляется в сфере потребления, они как  бы самотеком, в виде надбавки к цене товара поступают в бюджет. В прямом налогообложении очень велик  уход от налогообложения. При косвенном  налогообложении это сделать  труднее. И это тоже выгодно государству.

Термин "косвенные  налоги" встречается в законодательстве советского периода и в российском законодательстве постсоветского периода. Наиболее известные примеры использования  понятия "косвенные налоги" связаны  с законодательством об акцизах. Например, в п. 7 Декрета СНК РСФСР  от 15.02.1923 "О порядке наложения  взысканий за нарушение Постановлений  о косвенных налогах (акцизах)" устанавливалось, что акциз и  патентный сбор, взыскиваемые с нарушителей  постановлений о косвенных налогах, обращаются полностью в доход  казны. В российском законодательстве, принятом в рамках налоговой реформы  начала 90-х годов, на законодательном  уровне к косвенным налогам прямо  относились только акцизы. Статьей 1 Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" устанавливалось, что акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

В РФ существуют следующие  основные косвенные налоги:

· налог на добавленную  стоимость,

· акцизы на отдельные  виды товаров.

Таможенные пошлины  вынесены за рамки перечня косвенных  налогов не случайно. В течение  ХХ века таможенные пошлины приобрели  особенное значение и являются мерами таможенно-тарифного регулирования. Таможенные пошлины сохраняют фискальную функцию, присущую налогам, но усиленную  при этом регулятивной функцией.

До недавнего времени  в РФ действовали другие виды косвенных  налогов - например, налог с продаж, взимаемый на уровне субъектов федерации  при продаже различных товаров. С 1 января 2004 года он был отменен. Можно  выделить следующие причины его  отмены.

Прежде всего, при  взимании налога с продаж нарушаются конституционные принципы - происходит перенос налога на налогоплательщиков других регионов. В российском налоговом  законодательстве сейчас отсутствуют  специальные правила определения  налоговой юрисдикции регионов. Ни Налоговый кодекс, ни другие законодательные  акты не определяют, каковы пределы  налоговой юрисдикции субъекта федерации. В отсутствии этих норм введение регионального  налога с продаж ведет к ущемлению  прав других территорий. При этом определение  налоговой юрисдикции субъекта федерации  является существенным элементом налогового обязательства, поскольку позволяет определить, должен ли налогоплательщик платить региональный налог или нет.

1.2 Сущность НДС  и история его введения в  России

Добавленная стоимость  представляет собой ту часть стоимости  товара (работ, услуг), которую производитель  товара добавляет к стоимости  затрат (сырья, материалов, работ и  услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную  стоимость входят следующие компоненты:

затраты на оплату производственного  персонала (ЗП);

отчисления в социальные фонды (ОСФ);

амортизационные отчисления (АО);

проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);

прибыль (П).

Таким образом, стоимость  товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:

1) путем сложения  компонентов, формирующих цену  товара с суммой НДС;

2) путем вычитания  из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости  товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС.

При втором способе:

ДС = СТо - СТ,

 где СТо - стоимость товара по свободным отпускным ценам;

СТ - стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную  стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС ставка НДС, %.

Налог на добавленную  стоимость в настоящее время  широко распространен в мире - около 50 государств применяют ту или иную его разновидность в своей фискальной политике. Однако, например, в США законодатели признали нецелесообразным введение этого налога.

В настоящее время  НДС является основным косвенным  налогом в Европейском Сообществе - все государства-члены в обязательном порядке ввели его в применение. Кроме того, наличие НДС является непременным условием для вступления в ЕС новых членов. Такое широкое распространение НДС объясняется следующими причинами:

1) основным преимуществом  НДС является то, что он позволяет  точно определять налоговую составляющую  цены товара на каждой стадии  производства и распределения,  что исключает ее повторное  налогообложение;

2) НДС позволяет  освободить от налога экспорт  и облагать налогом импорт, что  необходимо для отмены внутренних  фискальных границ и обеспечения  конкуренции, а, следовательно,  и для достижения основной  цели ЕС - построения внутреннего рынка.

В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС  в Российской Федерации действовал налог с оборота.

Осенью 1991 года в  ходе обсуждений, которые проводились  в Правительстве и Верховном  Совете, в дополнение к рассмотренным  вариантам налоговой реформы  в качестве замены налога с оборота  и альтернативы использованию НДС  предлагалось введение акцизов, увеличение ставок подоходного налога, введение адвалорного налога с продаж (каскадного или с розничных продаж), повышение  ставок налога на прибыль.

Очевидно, что в  условиях падения реальных доходов  населения и обесценения его  сбережений в результате либерализации  цен, повышение ставок подоходного  налога было совершенно неприемлемым решением, т.к. с психологической  точки зрения рост прямых налогов  всегда менее предпочтителен, чем  повышение косвенных налогов. Повышение  ставок налога на прибыль также было нежелательным, вследствие уже существовавшего  достаточно высокого уровня эффективной  ставки налогообложения (с учетом обложения  части затрат предприятий на рабочую  силу и капитал). В то же время  использование косвенных налогов  обеспечивало необходимую преемственность  налоговой системы, при которой  замена налога с оборота на адвалорный налог позволяла избежать неблагоприятных  психологических эффектов.

Таким образом, введение НДС с высокой ставкой (28%) в 1992 году было, как представляется, наилучшим  решением по сравнению с возможными тогда альтернативами. Оно позволило  увеличить общий уровень налоговых  изъятий. При этом широкая база налога создала предпосылки стабильности поступлений во времени. За счет преемственности  НДС по отношению к налогу с  оборота (по функциям) и по отношению  к использовавшемуся в 1991 году налогу с продаж (по технике взимания) введение налога внесло не слишком значительные изменения в налоговую систему, вызвав минимально возможный скачок общего уровня цен, было психологически относительно безболезненным. Пониженная ставка на продукты питания позволила обеспечить прогрессивность налоговой системы, отвечающую требованиям социальной справедливости в условиях невозможности за короткий срок обеспечить создание действенной системы адресной поддержки низкодоходных слоев населения. Использование небольшого количества ставок (основная, пониженная и нулевая) позволило внести минимальные искажения в относительные цены. Техника взимания НДС обеспечила малые возможности уклонения от налога и тем самым необходимую бюджетную отдачу и уровень справедливости налоговой системы.

Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" был принят 6 декабря 1991 года. Согласно указанному закону, плательщиками налога в России являются все юридические  лица, предприятия без образования юридического лица, международные объединения, иностранные юридические лица и их филиалы, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, годовая выручка от реализации товаров и услуг у которых превышала 100 тыс. руб.

Стандартная ставка НДС первоначально устанавливалась  в размере 28% для всех товаров  и услуг, реализуемых на территории РФ. 3 февраля 1992 года было принято постановление  Президиума ВС РФ и Министерства экономики  и финансов РФ, которым устанавливалась  пониженная ставка НДС в размере 15% для некоторых продовольственных  товаров. В разъяснение этого  постановление 11 февраля было разослано  письмо Министерства экономики и  финансов, разъясняющее указанное постановление. Вместе с тем, ни в закон "О налоге на добавленную стоимость", ни в  соответствующую инструкцию Госналогслужбы указанные изменения внесены не были.

1.3 НДС как вид  налога в современной России

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются (гл. 21 НК РФ):

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Все налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом  органе по месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения  признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров  (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, в том  числе реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на  территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на доходы организаций, в том  числе через амортизационные  отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

В настоящее время  в РФ применяются три ставки налога на добавленную стоимость - 0, 10% и 18% (ст. 164 НК).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов  при реализации:

1) товаров, вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно  связанных с производством и  реализацией товаров;

2) работ (услуг), непосредственно  связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию  Российской Федерации товаров,  помещенных под таможенный режим  транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке  пассажиров и багажа при условии,  что пункт отправления или  пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами  территории Российской Федерации,  при оформлении перевозок на  основании единых международных  перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых  (оказываемых) непосредственно в  космическом пространстве, а также  комплекса подготовительных наземных  работ (услуг), технологически обусловленного  и неразрывно связанного с  выполнением работ (оказанием  услуг) непосредственно в космическом  пространстве;

5) драгоценных металлов  налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих  драгоценные металлы, Государственному  фонду драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации, фондам драгоценных  металлов и драгоценных камней  субъектов Российской Федерации,  Центральному банку Российской  Федерации, банкам;

6) товаров (работ,  услуг) для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического  персонала этих представительств, включая проживающих вместе с  ними членов их семей.

7) припасов, вывезенных  с территории Российской Федерации  в таможенном режиме перемещения  припасов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов  при реализации:

1) отдельных видов  продовольственных товаров;

2) отдельных видов  товаров для детей;

3) периодических  печатных изданий, за исключением  периодических печатных изданий  рекламного или эротического  характера; книжной продукции,  связанной с образованием, наукой  и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного  и эротического характера;

Информация о работе Косвенные Налоги в РФ