Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения
и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Содержание

1. Почему бюджет является ведущим звеном финансовой системы?.............3
2. В чем состоит назначение бюджета государства?......................................6
3. Чем определяется количество бюджетов, ежегодно составляемых в стране?.....................................................................................................................8
4. Сколько бюджетов составляется в городе (области, районе), где Вы живете?.................................................................................................................11
5. Какие основные бюджетные права Вы знаете? ..........................................15
6. Резервный фонд и Фонд будущих поколений. ................................................19
Список использованной литературы..................................................................22

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 40.51 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

1. Почему бюджет является ведущим звеном финансовой системы?.............3

2. В чем состоит назначение бюджета государства?......................................6

3. Чем определяется количество бюджетов, ежегодно составляемых в стране?.....................................................................................................................8

4. Сколько бюджетов составляется в городе (области, районе), где Вы живете?.................................................................................................................11

5. Какие основные бюджетные права Вы знаете? ..........................................15

6. Резервный фонд и Фонд будущих поколений. ................................................19

Список использованной литературы..................................................................22

 

Почему бюджет является ведущим звеном финансовой системы?

     Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения 
и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. 
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

 внебюджетные  специальные фонды;

 государственный  кредит;

 фонды  имущественного и личного страхования;

 финансы  предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики  и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий  относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

Государственный бюджет - основное средство перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются  крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом  отношении общегосударственные  расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

 Основными  доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие  от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов. За государственным  бюджетом в странах с развитой  рыночной экономикой закреплены  главные налоги - подоходный налог  с физических лиц, налог на  прибыль корпораций, акцизы, налог  на добавленную стоимость, таможенные  пошлины. Из государственного  бюджета производятся и основные  расходы на: военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного  аппарата, социальные расходы, субсидии  и кредиты развивающимся странам. 

 Государственный  бюджет в силу своего положения  тесно связан с другими звеньями  финансовой системы. Он выступает  координирующим центром, оказывающим  в условиях рыночной экономики  необходимую им помощь. Эта помощь  в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное  функционирование остальных звеньев  финансовой системы, решение ими  возложенных на них задач.

Бюджет представляет собой сложное, многогранное явление. Во-первых, по экономической сущности бюджет выражает определенные финансовые отношения, имеющие свою специфику, во-вторых, бюджет – это финансовый план государства, состоящий из доходной и расходной частей и имеющий  силу закона, в-третьих – это фонд денежных средств.

Сущность  и значение бюджета определяются экономическими отношениями в обществе. Денежные средства, необходимые государству  для выполнения его функций, централизуются в распоряжении соответствующих  органов власти и управления в  форме фондов денежных средств. Главным  из этих фондов является бюджет.

Бюджет обеспечивает органам управления возможность  выполнения ими своих функций  и является тем фондом, в котором  посредством распределения общественного  продукта и национального дохода мобилизуется часть средств от всех секторов экономики. Государственный  бюджет является составной частью государственных  финансов, ведущим звеном финансовой системы, поэтому ему присущи  те же основные черты, что и финансам в целом. Вместе с тем бюджет имеет  и свою специфику, которая позволяет  выделять его в качестве самостоятельной  экономической категории.

Бюджетные отношения  представляют собой особую форму  распределительных и перераспределительных  отношений, связанных с созданием  и расходованием особого централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных  потребностей и финансирования социально-экономических  программ, имеющих значение для всей страны.

Бюджет формируется  путем поступления в этот фонд определенных доходов, которые затем  расходуются на конкретные цели. Доходы и расходы государственных бюджетов утверждаются законодательно в виде финансового плана. Объем бюджетных  доходов и расходов и их структура  зависят от уровня развития экономики, от приоритетных направлений социально-экономического развития и от других факторов.

Необходимость существования бюджета обусловлена  тем, что в условиях товарно-денежных отношений государство не может  выполнять свои функции без соответствующего финансирования. Бюджет является тем  фондом, в котором аккумулируются денежные средства секторов экономики  посредством распределения и  перераспределения общественного  продукта и национального дохода.

Именно поэтому бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

 

В чем состоит назначение бюджета государства?

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи  и основные функции финансов.

Важнейшими  из функций бюджета являются распределительная  (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей, а также для воздействия  на различные стороны хозяйственной  жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных  отраслей экономики, регулирование  темпов обновления и расширения основного  капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно поступают  финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных  средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что  бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует  ли размер централизуемых средств государства  объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных  назначений.

Бюджет выполняет  следующие задачи:

1) перераспределения  национального дохода;

2) государственного  регулирования и стимулирования  экономики;

3) финансового  обеспечения социальной сферы  и осуществления социальной политики  государства;

4) контроля  за образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств. 

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие  одновременно и непрерывно стадии: l)образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов бюджета и использования  бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических  и социальных процессов в стране. Путем централизации в бюджете  части финансовых ресурсов государство  получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные  потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного  хозяйства, воспроизводство квалифицированной  рабочей силы, развитие науки и  техники, обеспечение обороноспособности страны. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через  бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое  перераспределение национального  дохода. Тем самым соблюдаются  интересы экономического развития страны и интересы пропорционального развития регионов. Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При  помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов. Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный  бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. И наконец, бюджеты выполняют  контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Чем определяется количество бюджетов, ежегодно 
составляемых в стране?

Количество  бюджетов в Российской Федерации  определяется ст. 10 Бюджетного Кодекса:

Бюджетная система  Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

При переходе к рыночной экономике бюджет не утрачивает своей активной роли и может стать  важным фактором успешного осуществления  экономических и социальных преобразований. Бюджет может существенно менять сложившиеся народнохозяйственные пропорции, положительно влиять на отраслевую и территориальную структуры  обществ, производства. Через налоги, налоговые льготы, бюджетное финансирование можно изменять деятельность хозяйствующих  субъектов, направив ее на быстрое обновление производств, потенциала, ускорение  НТП, рост рентабельности и т.д.

В условиях рынка именно бюджет призван оказывать  помощь государству в проведении социально значимых реформ (пенсионной, образовательной и др.), нивелировать соц. последствия расслоения граждан  по материальному положению. Бюджет как финансовый документ отражает результаты планового образования и расходования конкретных денежных средств.

Бюджет  ежегодно разрабатывается исполнительными  и утверждается законодательными (представительными) органами государственной власти и  местного самоуправления. Составляется бюджет на планируемый бюджетный (финансовый) год в форме баланса доходов  и расходов, показатели которого отображают предполагаемое (предусматриваемое) движение средств. Подобного рода построения бюджетной системы и бюджетных  процессов, при котором каждый уровень  управления обладает правами разработки и принятия собственного бюджета, именуется  бюджетным федерализмом. В нем воплощаются демократические принципы финансового регулирования в странах с федеральным государственным устройством.

В России установлен порядок, при котором  проект федерального бюджета готовит  Правительство, затем его рассматривает  Президент страны и после тщательного  обсуждения и дискуссий утверждает Государственная Дума.  Таким  образом вносятся изменения в  бюджет. В итоге несогласованности  действий этих органов в России разработка бюджетов и особенно их утверждение  зачастую затягивается. Крайне затруднена разработка бюджетов при наличии  высокого уровня инфляции, так как  неясно, в каких текущих ценах  составлять бюджет.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"