Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:15, контрольная работа
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и сущность финансов……………………………………….…5
1.2. Понятие и сущность кредита…………………………………………..10
1.3. Финансовая система и финансовая политика России
1.3.1. Финансовая система……….……..…………………………………..12
1.3.2. Финансовая политика………....……………………………………...15
Глава 2. Расчетная часть
2.1. Состав Федерального бюджета России на 2010 год и структура его доходной и расходной частей……………………………………………………..22
2.2. Анализ Федерального бюджета 2009-2010гг...……..………………...26
Заключение……………………………………………………………….….31
Список литературы………………………………………………………….32
На основании данных доходной и расходной частей рассчитываем профицит или дефицит бюджета: П (Д) = Д – Р = 6636,2 - 9886,9 = -3250,7 (млрд. руб.).
В результате расходы в 2010 году расходы превышают доходы – дефицит бюджета. В связи с этим государство планирует предпринять ряд мер по сокращению расходов страны. Дефицит федерального бюджета в 2010 г за счет иных источников будет покрыт в объеме 830,3 млрд. руб., сокращены расходы по ряду федеральных целевых программ, расходы на содержание бюджетных организаций, субсидии экономике, а также ряд инвестиционных программ. Не планируется сокращать, помимо социальных расходов, также расходы на оборону, проведение саммита АТЭС, на финансирование программ по проведению зимней олимпиады в Сочи в 2014 г. На финансирование дефицита федерального бюджета в 2010 г будут также направлены средства Фонда национального благосостояния в объеме 681,7 млрд. руб. В результате ускоренного по сравнению с ранее запланированными темпами роста акцизов на табачную продукцию бюджет получит дополнительно 15,1 млрд. руб., рост акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в 2010 г принесет дополнительно 5,1 млрд. руб., за счет роста экспортной пошлины на нефтепродукты бюджет дополнительно получит 9,8 млрд. руб. Кроме того, возврат экспортной пошлины на никель даст дополнительно по 4,5 млрд. руб. ежегодно. По 25 млрд. руб. каждый год запланировано в результате увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет прибыли Банка России с 50% до 75%.
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые будут зачисляться в федеральный бюджет, принесут 77,6 млрд. рублей в 2010 году, а за счет изменений в налоговой политике могут составить 124,6 млрд. руб., за счет изменения законодательства ожидаются в 2010г. в 227,2 млрд. руб.
Рассматривая структуру доходов и расходов наглядно на Рисунке 1 и на Рисунке 2, можно сказать, что:
- Больше всего доходов приходится на ненефтегазовые доходы от НДС (32,4%), на втором месте нефтегазовые доходы от таможенных пошлин и третье место НДПИ (без ненефтегазовых доходов) (14,8%). Все остальные статьи варьируются от 8,2% до 0,2%.
- Больше всего расходов приходится на трансферты бюджету пенсионного фонда РФ (25,6%), на втором месте расходы на национальную экономику (13,6%) и третье место на национальную оборону (12,7%). Все остальные статьи расходов варьируются от 12% до 0,5%.
Рисунок 1
«Структура
доходной части бюджета
на 2010г.»
Рисунок 2
«Структура
расходной части
бюджета на 2010г.»
2.2.
Анализ Федерального
бюджета 2009-2010гг.
В целом доходы государственного бюджета по сравнению с 2009 годом возросли в 2010 году на 74,9 млрд. руб., что в процентном соотношении составляет 1,1 % (Таблица 2).
Если анализировать изменения в разрезе крупных статей доходов в целом в 2010 году «Нефтегазовые доходы» возросли на 409,2 млрд. руб. (+16,1%), что касается «Ненефтегазовых доходов», то они, наоборот, сократились на 334,3 млрд. руб. (-8,3%), причем сокращение произошло, только за счет статей: «Доходы по ЕСН» на 454,1 млрд. руб. (-91,7%) и «НДПИ (без нефтегазовых доходов)» на 0,4 млрд. руб. (-3,6%).
Все остальные статьи, относящиеся к нефтегазовым и ненефтегазовым доходам возросли:
-
«НДПИ (без ненефтегазовых
- «Таможенные пошлины» увеличились на 309,1 млрд. руб. (+18,6%);
- «НДС» - на 204,7 млрд. руб. (+10,5%);
- «Налог на прибыль организаций» - на 18,7 млрд. руб. (+10,8%);
- «Акцизы» увеличились на 39,3 млрд. руб. (+37,1%);
-
а также «Таможенные пошлины
(без нефтегазовых доходов) –
на 39,7 млрд. руб. (+7,8%).
Вывод:
Доходы бюджета - 2010 года незначительно отличаются от доходов-2009 года. При этом в структуре бюджета - 2010 значительно выросли показатели акцизов, налога на прибыль организаций, НДС, таможенных пошлин, НДПИ (без ненефтегазовых доходов), а также умеренно выросли доходы на таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов). При практически неизменном общем объеме доходов бюджета - 2010 в сравнении с бюджетом - 2009 значительно снизились доходы по ЕСН на 454,1 млрд. руб., а незначительное снижение произошло по статье НДПИ (без нефтегазовых доходов).
Таблица
2
«Сравнительный
анализ структуры доходов
федерального бюджета
за период 2009-2010 гг.»
Наименование статей бюджета | 2009 год, млрд. руб. | 2010 год, млрд. руб. | Прирост, млрд. руб. | Прирост, % |
ДОХОДЫ, ВСЕГО | 6561,3 | 6636,2 | + 74,9 | + 1,1 |
В том числе: | - | - | - | - |
Нефтегазовые доходы | 2545,8 | 2955,0 | + 409,2 | + 16,1 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) | 882,8 | 982,9 | + 100,1 | + 11,3 |
Таможенные пошлины | 1663,0 | 1972,1 | + 309,1 | + 18,6 |
Ненефтегазовые доходы | 4015,5 | 3681,2 | -334,3 | -8,3 |
НДС | 1943,7 | 2148,4 | + 204,7 | + 10,5 |
Налог на прибыль организаций | 172,8 | 191,5 | + 18,7 | + 10,8 |
ЕСН | 495,4 | 41,3 | -454,1 | -91,7 |
Акцизы | 105,8 | 145,1 | + 39,3 | + 37,1 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 11,1 | 10,7 | -0,4 | -3,6 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 506,6 | 546,3 | + 39,7 | + 7,8 |
В целом расходы государственного бюджета по сравнению с 2009 годом сократились в 2010 году на 44,5 млрд. руб., что в процентном соотношении составляет 0,4 % (Таблица 3).
Если анализировать изменения в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе» за 2010 год: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%).
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении последних трех лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд. руб.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд. руб.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд. руб.).
Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд. руб., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.
В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме около 500 млрд. руб. (или -27%). Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в 2010 году.
Расходы
на охрану окружающей среды сократились
на 1,1 млрд. руб. (-8,3%), а на культуру,
кинематограф и СМИ на 6,5 млрд. руб. (-5,7%).
Финансирование здравоохранения, физической
культуры и спорта сократилось на 15,6 млрд.
руб. (-4,5%), а образования на 14,4 млрд. руб.
(-3,5%). Расходы на социальную политику снизились
на 2,6 млрд. руб., что в процентном соотношении
составляет - 0,8%, а расходы на ЖКХ –
на 5,2 млрд. руб. (3,6%).
Таблица
3
«Сравнительный
анализ структуры расходов
федерального бюджета
за период 2009-2010 гг.»
Наименование статей бюджета | 2009 год, млрд. руб. | 2010 год, млрд. руб. | Прирост, млрд. руб. | Прирост, % |
РАСХОДЫ, ВСЕГО | 9931,4 | 9886,9 | -44,5 | -0,4 |
В том числе: | - | - | - | - |
Общегосударственные вопросы | 959,3 | 1186,7 | + 227,4 | + 23,7 |
Национальная оборона | 1211,9 | 1253,2 | + 41,3 | + 3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1006,3 | 1062,4 | + 56,1 | + 5,6 |
Национальная экономика | 1845,7 | 1347,1 | -498,6 | -27,0 |
ЖКХ | 142,9 | 137,7 | -5,2 | -3,6 |
Охрана окружающей среды | 13,3 | 12,2 | -1,1 | -8,3 |
Образование | 413,1 | 398,7 | -14,4 | -3,5 |
Культура, кинематограф, СМИ | 114,7 | 108,2 | -6,5 | -5,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 348,2 | 332,6 | -15,6 | -4,5 |
Социальная политика | 331,3 | 328,7 | -2,6 | -0,8 |
Межбюджетные трансферты | 3544,6 | 3719,3 | + 174,7 | + 4,9 |
В том числе: | - | - | - | - |
-
Трансферты бюджету |
1946,1 | 2530 | + 583,9 | + 30,0 |
-
Трансферты бюджету Фонда |
98,7 | 61,6 | -37,1 | -37,6 |
-
Трансферты бюджету |
25,5 | 4,7 | -20,8 | -81,6 |
Вывод:
Общая
картина ясна: расходы бюджета - 2010
года незначительно отличаются от расходов
- 2009 года. При этом в структуре бюджета
- 2010 значительно выросли показатели общегосударственных
расходов и межбюджетных трансфертов
(за счет увеличения трансфертов пенсионному
фонду), а также умеренно выросли расходы
на национальную оборону и национальную
безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически
неизменном общем объеме расходов бюджета
- 2010 в сравнении с бюджетом - 2009 для финансирования
вышеприведенных увеличившихся расходов
были значительно сокращены расходы на
национальную экономику (-500 млрд. руб.,
или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме
трансфертов пенсионному фонду РФ), а также
умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены
другие статьи расходов: на ЖКХ, образование,
здравоохранение, культуру и т. д.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д.
Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
В
контрольной работе мною были рассмотрены
теоретические аспекты понятия и сущности
финансов и кредита, а также финансовой
системы и финансовой политики России,
а в качестве практического примера проанализирован
Федеральный бюджет страны на 2010 год и
рассчитана структура его доходной и расходной
частей.
Список
литературы
1. Бюджетный кодекс РФ, 2010г.
2. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002 г.
3. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000 г.
4. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000 г.
5. Ковалев В.В. «Финансы», М., 2003 г.
6. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003 г.
7. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М., 2001 г.
8. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003 г.
9. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2003 г. // Банкир №2, 2003 г.
10.
«Федеральный закон «О
Информация о работе Контрольная работа по "Финансам и кредиту"