Контрольная работа по "Финансам и кредиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и сущность финансов……………………………………….…5
1.2. Понятие и сущность кредита…………………………………………..10
1.3. Финансовая система и финансовая политика России
1.3.1. Финансовая система……….……..…………………………………..12
1.3.2. Финансовая политика………....……………………………………...15
Глава 2. Расчетная часть
2.1. Состав Федерального бюджета России на 2010 год и структура его доходной и расходной частей……………………………………………………..22
2.2. Анализ Федерального бюджета 2009-2010гг...……..………………...26
Заключение……………………………………………………………….….31
Список литературы………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по финансам.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

               Для постижения  сущности  финансов  необходимо  выявить  те  общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

               Если  отвлечься  от  многочисленных  конкретных  форм,  в  которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их  объединяет  - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными  участниками общественного производства, или общественные  отношения.  По  характеру  эти отношения   -   производственные   (экономические),   поскольку    возникают непосредственно в общественном производстве. 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Понятие и сущность  кредита 

     Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений.

     Возможность возникновения и развития кредита  связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенные восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах. Аналогичные по своему характеру процессы происходят и в движении оборотного капитала. Более того, здесь колебания в кругообороте и обороте проявляют себя более разнообразно. Так, в силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого, происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других - их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве.

                На практике кредитные отношения представляют собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности, что осуществляется в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием.

     Сущность  же кредита всегда устойчива и  неизменна: кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме.

     Субъектами  кредитных отношений являются кредитор и заемщик. Ими могут быть любые юридически самостоятельные лица и дееспособные граждане, которые в состоянии нести материальную ответственность по обязательствам кредитной сделки.

     Кредитор — это субъект кредитных отношений, передающий стоимость во временное пользование, а заемщик – субъект, получающий кредит и обязанный возвратить его в установленный срок. В рамках кредитных отношений они могут меняться ролями: кредитор может стать заемщиком, а заемщик — кредитором. Для современного уровня развития товарно-денежных отношений характерно также одновременное функционирование субъектов в качестве и кредиторов, и заемщиков. Так, например, банки в одно и то же время на протяжении всей своей деятельности являются и кредиторами, и заемщиками.

     Объектом  кредитной сделки выступает ссуженная стоимость, то есть стоимость в денежной или товарной форме, которую кредитор передает во временное пользование заемщику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Финансовая система  и финансовая политика  России

     1.3.1. Финансовая система  России 

     Финансовая  система состоит из следующих звеньев:

     - общегосударственные финансы, их  задача – концентрация ресурсов  и финансирование государственных  нужд;

     - территориальные финансы, решают  туже задачу, но на своей территории,

     - финансы хозяйствующих объектов  и, прежде всего, предприятий сферы материального производства.

     - финансы граждан, финансы домохозяйств.

     В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

     Финансовая  система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений:

    • государственный бюджет,
    • внебюджетные фонды;
    • кредит;
    • фонды имущественного и личного страхования;
    • фондовый рынок;
    • финансы предприятий различных форм собственности.

     Все перечисленные финансовые отношения  можно разбить на две подсистемы. Это - общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (вставить таблицу).

     Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

     Децентрализованные  фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

     Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

     Источником  централизованных государственных  фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

     Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

     Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

     Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

     Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

     Государственная монополия на имущественное и  личное страхование позволяла в  общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

     Среди звеньев финансово-кредитной системы  фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

     1.3.2. Финансовая политика в России 

     В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.

     Эффективность финансовой политики характеризуется  критериями, которые выражают степень  реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается. 
За тенденцией сокращения государственных доходов и расходов следует свертывание программ поддержки новых отраслей, выравнивания социально-экономического развития регионов, наступление на реальные доходы населения. Из источников их формирования изымаются социальные трансферты, а в расходы населения включаются новые затраты, связанные с так называемой политикой модернизации бюджетной сферы и структурными реформами в российской экономике.

     Финансовая  политика государства  представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

     Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     В то же время финансовая политика выступает  относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет  свое конкретное содержание, а также  свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

     Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:

     -денежно-кредитная  политика;

     -налоговая  политика;

     -бюджетная  политика;

     -политика  в области международных финансов.

     Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

    • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
    • создание адекватного финансового механизма;
    • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

           Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам и кредиту"