Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа
Норт на очень простой модели убедительно показывает, почему столь долго в истории существовало абсолютно неэффективное, даже с точки зрения эгоистических интересов правителя, распределение налогового бремени и прав собственности. Хотя правители знали об этом всегда, на секуляризацию они решились исторически недавно и провели ее, поделившись в значительной мере доходами с другим сословием - буржуазией. Правители постоянно были вынуждены балансировать между группами риска и собирать налоги не с них, а с тех, кто более беден и менее влиятелен, у кого гораздо выше издержки на то, чтобы объединиться и свергнуть правителя. Это пример «институциональной ловушки» - устойчивого неравновесного состояния, устойчивого неэффективного распределения ресурсов, на преодоление которого нам нужно на порядок больше ресурсов, чем мы приобретем в результате слома данной ситуации. История человечества полна такого рода институциональными ловушками, что свидетельствует о том, что инструмент микроэкономического анализа явно недостаточен для объяснения исторического процесса.
Введение
Глава 1. Модели государства предложенные Д. Нортом.
Эксплуататорское государство
Контрактное государство
Глава 2. Институциональные изменения
2.1 Механизмы институциональных изменений
2.2 Институциональные изменения в условиях переходной экономики
Глава 3. Возникновение государства
3.1 Государство стало первым специализированным институтом
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно- дорожная
академия (СибАДИ)»
Кафедра «Общая экономика и право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
на тему: «Концепция государства Д. Норта.
Введение
Глава 1. Модели государства предложенные Д. Нортом.
Глава 2. Институциональные изменения
2.1 Механизмы институциональных изменений
2.2 Институциональные изменения в условиях переходной экономики
Глава 3. Возникновение государства
3.1 Государство стало первым специализированным институтом
Краткая биография Д. Норта.
Дуглас Сесил Норт (англ. Douglass Cecil North; род. 5 ноября 1920, Кембридж, Массачусетс) — американский экономист.
Лауреат Нобелевской премии
по экономике 1993 года «за возрождение
исследований в области экономической
истории, благодаря приложению к
ним экономической теории и количественных
методов, позволяющих объяснять
экономические и
Учился в Калифорнийском университете в Беркли, степень доктора получил там же. . Один из основоположников клиометрии. Норт отмечает в истории 2 экономические революции: первая связана с оформлением права собственности на землю; вторая — с появлением авторского права.
Почётный президент
Взгляды Нобелевского лауреата по экономике Д.Норта на динамику процесса экономических изменений являются весьма оригинальными. Уделяя особое значение взаимодействию технологий и институтов, а также когнитивной основе институциональных изменений, он вплотную подходит к описанию эволюции общества.
Для Норта государство - простая ст
Правитель относится к ситуации, как собственник.
Он продает или поставляет за вознаграждение
защиту и правосудие, включая защиту прав
собственности и контрактных прав (их
Норт выделяет отдельно). Вознаграждение
- это налоги. В силу экономии на масштабе
и специализации правителя членам общества
это выгоднее, чем если бы каждый из них
сам защищал свои права собственности
и контрактные права.
Правитель приобретает верховную власть.
Он может командовать, уверенный, что его
будут беспрекословно слушаться. Он получает
возможность требовать и получать обязательные
взносы от своих подданных, размеры которых
он устанавливает произвольно. Правитель
будет вести себя, как дискриминирующий
монополист, выделяя группы подданных
по доходу и устанавливая сборы таким
образом, чтобы максимизировать свой доход.
Это некое объяснение прогрессивной налоговой
шкалы, когда с богатых берут 30 %, потому
что у них после этого все равно еще что-то
останется, а с бедных - 10 %, потому что иначе
они умрут с голоду, и в следующий раз от
них не получишь и этих 10 %. Ограничения
для правителя со стороны подданных задаются
двумя типами потенциальных издержек.
Это exit costs - стоимость того, что подданный
сумеет добраться до «канадской границы»,
пересечь ее и устроиться на новом месте
(издержки выхода); и replacement costs - стоимость
того, что подданные сумеет заменить правителя
(издержки перемены правителя). Например,
ты собираешь где-то партийную ячейку,
поешь шепотом «Интернационал», грабишь
банк, покупаешь оружие, а потом устраиваешь
штурм Зимнего дворца, чтобы получить
нового правителя, который тебе больше
обещает. Норт считает, что у каждого правителя
есть такие враждебные альтернативные
правители внутри страны, т.е. место правителя
всегда внутренне конкурентно.
В модели Норта первая (основная) услуга,
которую правитель предоставляет подданным,
- это конституция, писаная или неписаная.
Вспомним расширенную производственную
функцию, в которой Я - конституция (внешний
набор доступных комбинаций прав собственности),
а услуга - разработка конституции, ее
предоставление и приведение в действие.
Понятие «предоставление конституции»
предполагает, что правительство инвестирует
средства в то, чтобы снизить трансакционные
издержки по информации, сделать все эти
правила доступными и ясными для граждан.
Такие правила резко снижают для граждан
неопределенность существования. Не имея
их, гражданин при столкновении с контрагентом,
не знал бы, каким набором правил тот будет
руководствоваться (может, контрагент
захочет его убить, а не обменяться с ним
яблоками на штаны)?! А когда конституция
предоставлена, гражданин твердо знает,
подданным какой страны он является. Гражданин
твердо знает, что хозяин пивной, куда
он зайдет выпить пива, его не зарежет
(он не имеет права делать колбасу из клиентов
своей пивной), а в худшем случае нальет
ему кислого пива. С этой точки зрения,
гласное объявление государством ряда комбинаций и стратегий
запрещенными - большое достижение цивилизации.
Но эти же ограничения специфицирует права
собственности граждан таким образом,
чтобы максимизировать доход правителя.
Например, при феодализме выделялось право
на землю - основной ресурс, которым данное
общество располагало, и земля, естественно,
присваивалась верховным правителем,
который уже сам раздавал ее другим, как
своим агентам. На этом было основано эффективное
использование ресурсов данной общественной
организацией. Т.е. это некое взимание
ренты с производства, использующего природные
ресурсы, когда ограниченным ресурсом
была плодородная земля. При рабовладельческом
строе выделялось право на личность - на
человека, который работал, в то время
как другие бряцали оружием или сибаритствовали.
В «гидравлических цивилизациях» выделялось
право на воду. И т.д.
Вторая услуга в модели
Норта - это набор общественных и полуобщественных
товаров, которые правитель предлагает
подданным (он вынужден содержать армию
для охраны подданных, строить библиотеки,
и т.д.).
Получая монопольную ренту, правитель
сталкивается с проблемой ее диссипации
(рассеивания). Классический механизм
рассеивания ренты - это бюрократический
механизм. Отношения «принципал-агент»
в любом случае ведут к тому, что рента
принципала (если она у него есть) в результате
издержек агентства рассеивается. Таким
образом, в одном случае ренту присваивают
сатрапы, в другом - надсмотрщики над сатрапами.
Соответственно, здесь возникает проблема
эффективности бюрократии.
Кроме того, распределение ренты может
идти не только в пользу агентов, но и частично
в пользу граждан (подданных) в случае,
если альтернативные издержки подданных
по выходу и/или по замещению данного правителя
будут низкими. Если же альтернативные
издержки подданных высокие - до границы
добираться далеко и трудно, трудно и заменить
правителя (оружия купить нельзя, собираться
более, чем по трое, нельзя - ну, как тут
организуешь народное восстание или Октябрьский
переворот?!), - то в этих условиях даже
частично рента не будет распределяться
в пользу граждан.
Однако и при свободных границах, когда
альтернативные издержки выхода (exit costs)
граждан низкие, существуют издержки,
мешающие им уехать в более благополучную
страну. Это т.н. sunk costs (утопшие издержки),
которые люди несли в своей жизни, и которые
они уже не смогут вернуть. Это издержки,
связанные с образованием в самом широком
смысле, т. е. знание обычаев (принадлежность
к мягким институтам), язык, культура, семейные,
дружеские и деловые связи. Неформальные
институты имеют свою цену. Но как только
ты переезжаешь из России в США или Израиль,
все это пропадает. Ты не можешь устроиться
на квалифицированную работу, потому что
там нужно уметь не только хорошо считать,
но и свободно владеть разговорным языком;
нужно иметь знакомых, а у тебя их нет.
В результате, ты резко выпадаешь из привычной
для тебя страты (твой социальный статус,
доход много ниже). Ты испытываешь дискомфорт
- ведь тебе не с кем поговорить, так как
окружающим, которые зачастую доброжелательно
настроены в отношении тебя, ты все же
по большому счету не интересен. В связи
с этим у многих эмигрантов возникают
огромные проблемы. И, тем не менее, люди
уезжают. Рассмотрим несколько примеров.
Из СССР в 1970-80-ых гг. уезжали евреи. Их
exit costs были низкими, так как они целыми
семьями выезжали массово в Израиль или
США, где были большие еврейские общины.
Т.е. они попадали в аналогичное сообщество,
где могли и пристроиться, и разговаривать
на своем языке (на русском или на идиш,
а не на иврите). Кроме того, действовала
система поддержки, организованная государством Из
В эти же годы из СССР эмигрировали интеллектуалы
любой национальности, exit costs которых тоже
были низкими. Дело в том, что эти люди
имели очень высокую идиосинкратическую
ценность (они были высококлассными специалистами,
в ряде случаев с мировым именем), и, естественно,
у них не было проблем с трудоустройством.
Труд их - тех же танцовщиков Р.Нуреева
или М.Барышникова - оценивался на порядок
выше на Западе, чем в СССР. Т.е. издержки
оппортунизма у них оказывались низкими,и
они уезжали. Exit costs косовских албанцев
по сравнению с издержками существования
внутри Югославии сегодня тоже крайне
низки - они просто вынуждены спасать свою жизнь
бегством. Сказанное касается и replacement
costs. В любом случае существует некая закономерность:
правительство может вести себя оппортунистически
по отношению к своим гражданам, делать
с ними все, что пожелает, если их альтернативные
издержки высоки; а при низких альтернативных
издержках граждан правительство вынуждено
делиться с ними частью своей ренты.
По Норту, у простой статической модели есть два
ограничения. Во-первых, это уровень политической
конкуренции, внутренней и внешней. Во-вторых,
это собственные трансакционные издержки
правителя, куда входят:
- агентские издержки, т. е. издержки мониторинга
и контроля за бюрократами с тем, чтобы
они не растаскивали достояние правителя
и правильно реализовывали его волю;
- издержки по информации, предполагающие
сбор информации о подданных, чтобы определить
оптимальный уровень сбора налогов, т.е.
максимизировать монопольную ренту, правителю
необходимо знать, с кого и что можно взять,
а для этого ему приходится тратиться
на различные службы, начиная с Госкомстата
и Социологической службы и кончая различными
разведками и контрразведками.
Принимая в расчет эти ограничения, правитель
обычно не максимизирует свой доход, а
соглашается на такую совокупность прав
собственности и контрактных прав, которая
благоприятна для групп риска - групп,
имеющих низкие replacement costs и exit costs. Обратимся
к историческому примеру. При феодализме
абсолютному правителю, казалось бы, имело
смысл прежде всего облагать налогами
самые богатые сословия - церковь и феодалов.
Однако он боится и не берет деньги с верхних
децилей, с которых есть, что взять, у которых
половину возьми, они и не заметят, а пытается
собрать скудные гроши - десятину - с крестьян,
которые на 10 порядков беднее. Он понимает,
что крестьяне, только доведенные до предела,
соберутся, возьмут вилы и выступят против
него; а стоит ему у придворного любимого
жеребца отнять, он уже назавтра без головы
останется, так как придворный - кузен
его охранника.
Норт на очень простой модели убедительно показывает,
почему столь долго в истории существовало
абсолютно неэффективное, даже с точки
зрения эгоистических интересов правителя,
распределение налогового бремени и прав
собственности. Хотя правители знали об
этом всегда, на секуляризацию они решились
исторически недавно и провели ее, поделившись
в значительной мере доходами с другим
сословием - буржуазией. Правители постоянно
были вынуждены балансировать между группами
риска и собирать налоги не с них, а с тех,
кто более беден и менее влиятелен, у кого
гораздо выше издержки на то, чтобы объединиться
и свергнуть правителя. Это пример «институциональной
ловушки» - устойчивого неравновесного
состояния, устойчивого неэффективного
распределения ресурсов, на преодоление
которого нам нужно на порядок больше
ресурсов, чем мы приобретем в результате
слома данной ситуации. История человечества
полна такого рода институциональными
ловушками, что свидетельствует о том,
что инструмент микроэкономического анализа
явно недостаточен для объяснения исторического
процесса.
Глава 1. Модели государства
С точки зрения институциональной теории целесообразно проанализировать модели государства, предложенные Д.Нортом в исследовании природы государства.
В соответствии с подходом Д.Норта существует две идеальные модели государства: `контрактная` и `эксплуататорская`. Различия между двумя моделями государств обусловлено целями экономической политики.
В отличие от `контрактного государ-ства`, которое своей целью ставит достижение благосостояния своих граждан, `эксплуататорское государство` использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода, даже если она достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Кроме того, данная модель предполагает экспансию вмешательства государ-ства в различные сферы общественной жизни, при этом с превышением полномочий, которые ему были делегированы обществом.
Чертами `эксплуататорского государ-ства` являются:
1) внутренняя нестабильность государственных институтов;
2) отсутствие законодательной базы;
3) высокое налоговое бремя
на юридические лица, которое
носит ярко выраженный
4) высокий удельный вес
расходов в бюджете,
`Контрактное государство`
- это такое государство,
1) существование альтернативных
механизмов распределения прав
собственности, то есть
2) наличие четких границ
деятельности государства,
3) наличие механизма
4) разграничение экономических
функций между уровнями
Несмотря на то, что и `контрактное государство`, и `эксплуататорское` используют монополию на насилие, они преследуют при этом различные цели.
Таким образом, в своей концепции Д.Норт рассмотрел две противоположные модели государства. На практике, безуслов-но, в чистом виде нет данных государств, но идентифицировать, насколько близко конкретное государство к `контрактному` или `эксплуататорскому` типу, возможно.
С позиции институциональной
теории для анализа определения
модели государства достаточно проанализировать
количественную информацию статей доходов
и рас-ходов государственного бюджета.
В соответствии с этим критерием
институционального анализа нельзя
сделать однозначных выводов
о природе украинского
Ряд показателей свидетельствует о сохранении элементов `эксплуататорской` модели. Так, налоговое бремя в основном приходится на юридические лица. Доля неналоговых поступлений в бюджет достаточно высока, что свидетельствует об актив-ном вмешательстве государства в экономические процессы, и по отношению к доходной части бюджета она составила в 2000 году 25,7%. Также можно говорить о конфискационном характере налогов, поскольку фактические налоговые поступления ниже потенциальной величины, рас-считанной исходя из реальных размеров базы налогообложения.
Однако правомерно заметить,
что имеются основания говорить
о приближении украинского
Глава 2. Институциональные изменения
2.1 Механизмы институциональных изменений
«Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми.
Координация в экономике осуществляется на основе текущих цен. В долгосрочном периоде распределение ресурсов и, следовательно, экономическая координация будут зависеть от институтов. Таким образом, роль институтов и правил в долгосрочном периоде и в эволюционном аспекте тождественна роли цен. В плановой экономике фактически не было ценовой координации, но зато существовала координация институциональная, которую обычно не учитывают.