Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:29, реферат
Анализ современных экономических отношений показал, что в недостаточной степени разработаны методологические подходы к совершенствованию механизмов управления переходными процессами. В экономической литературе предлагается создать общегосударственную информационную систему, удовлетворяющую потребностям субъектов рынка и органов государственного управления, которые связаны с регулированием экономического и социального развития.
Поскольку финансовый
мониторинг нужен прежде всего самим
предприятиям, следует возложить
обязанность его проведения на предприятия,
организации и аудиторские
Основными целями
финансово-экономического мониторинга
должны являться:
оценка существующего
потенциала предприятий, групп предприятий,
районов, городов, субъектов Федерации;
укрупненная стоимостная
инвентаризация активов и обязательств;
повышение финансовой
устойчивости предприятий, выявление
резервов, имеющихся на предприятиях,
или отсутствия резервов, а также определение
возможности восстановления или утраты
платежеспособности на предприятиях;
создание «финансовых
историй» предприятий в регионе;
совершенствование
нормативной базы финансово-экономического
анализа;
проведение работ
по реструктуризации задолженности;
упорядочение
распределения средств
повышение финансовой
устойчивости регионов;
развитие конкурентной
среды, снижение уровня монополизма.
В ходе мониторинга
должны решаться следующие задачи:
выявление основных тенденций социально-
Периодичность
мониторинга должна быть следующая:
для крупных и средних
Общий методический
подход к выбору периодичности заключается
в том, что чем чаще проводится
мониторинг, тем лучше. Однако в силу
ограниченности ресурсов для проведения
мониторинга необходим выборочный подход:
чаще необходимо проводить мониторинг
крупных и социально значимых предприятий.
Группировка предприятий
при проведении мониторинга должна
быть следующей: отдельные предприятия,
сгруппированные по различным признакам;
группы предприятий одной отраслевой
принадлежности; предприятия, сгруппированные
по региональному признаку.
В настоящее
время необходимо определить перечень
показателей на отраслевом, региональном
уровне, уровне предприятия, по которым
необходимо проводить финансово-экономический
мониторинг.
Система финансово-экономического
мониторинга должна удовлетворять
следующим требованиям:
отражать все
основные финансово-экономические
процессы, происходящие на предприятиях
различных форм собственности;
определять стратегические
и тактические приоритеты в развитии
субъектов экономики;
осуществляться
на всех уровнях управления экономикой;
способствовать
координации действий департаментов
экономики и прогнозирования, финансовых
отделов, региональных органов по делам
о несостоятельности и финансовому оздоровлению,
антимонопольных комитетов, казначейств,
торгово-промышленных палат, банков, налоговых
инспекций, региональных центров научно-технической
информации и других органов, повышать
степень интегрированности региональной
экономической системы;
способствовать
«адресной» поддержке предприятий,
которые могут использовать ресурсы
и продукция которых нужна
региону и за его пределами, которые
дают основную массу налоговых платежей
в экономику субъекта Федерации и в целом
России;
позволять принимать
решения в области взаимоувязки
экономической и социальной политики,
т.е. мониторинг должен содержать социальные
показатели и нормативы;
содержать информацию
для оптимальной разработки и реализации
региональных целевых программ; являться
основой для формирования более широких
«финансовых историй» развития предприятий,
вместо существующей в отдельных регионах
выборочной, ограниченной паспортизации
предприятий;
включать показатели,
характеризующие конкурентную среду,
уровень монополизма; иметь связь с другими
информационными системами управления,
например с автоматизированной системой
управления местными финансами, которая
разрабатывается финансовым управлением
г. Краснодара;
включать систему
показателей, необходимую участникам
рынка ценных бумаг, так как одним из важных
условий получения права на размещение
ценных бумаг является безубыточная хозяйственная
деятельность в течение двух лет. Для действующих
акционерных обществ и организаций, выпустивших
облигации, также должна быть предусмотрена
соответствующая система показателей;
включать показатели стоимостной оценки
предприятия (бизнеса). В Законе РФ «О несостоятельности
(банкротстве)» в статье 85 «Меры по восстановлению
платежеспособности должника» отмечается,
что в качестве такой меры может быть продажа
предприятия (бизнеса) должника. Имеется
специальная статья 86 «Продажа предприятия
(бизнеса) должника». В Законе также речь
идет и о начальной цене предприятия, которая
устанавливается комитетом кредиторов
или собранием кредиторов. Эти отмеченные
обстоятельства указывают на то, что государство
проводит линию на введение в экономический
оборот таких категорий, как стоимость
предприятия, цена предприятия. Государством
признается, что предприятие является
товаром в современных условиях, и соответственно
предприятие должно иметь научно обоснованную
стоимость и цену. Поэтому мониторинг
предприятия как объекта производства
определенного товара уже недостаточен,
необходим мониторинг предприятия как
товара;
включать показатели,
характеризующие состояние
учитывать существующую
нормативную базу платежеспособности
и финансовой устойчивости, хотя она
в современных условиях неприменима
в полной мере. С помощью компьютерного
мониторинга необходимо определять средневзвешенные
величины коэффициентов текущей ликвидности
и других основных показателей платежеспособности,
финансовой устойчивости и деловой активности
по отдельным отраслевым (однородным)
группам предприятий, так как в условиях
переходного периода, высокой инфляции,
разрыва хозяйственных связей, структурной
перестройки предприятий и организаций
необходима ориентация не столько на нормативные
уровни показателей, так как нормативы
не выполняют свои функции, сколько на
их средневзвешенные величины. Главное
в мониторинге не только абсолютные значения
различных показателей финансово-экономической
деятельности, но и выявление положительных
и отрицательных тенденций, которые должны
быть положены в основу принятия управленческих
решений. Кроме того, так как отдельные
финансово-экономические показатели имеют
разную динамику и направленность изменения
и только опытные эксперты могут правильно
интерпретировать в этом случае различные
тенденции, то целесообразно применять
при мониторинге балльную оценку. При
этом необходимо в целях сопоставимости
придерживаться неизменной методики балльной
оценки;
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для расчета коэффициента текущей ликвидности и других финансово-экономических коэффициентов.
Скачать программу можно здесь
система финансово-экономического
мониторинга может быть сформирована
частично на коммерческой основе. Отдельные
субъекты рыночных отношений могут
иметь доступ в компьютерную систему
мониторинга за определенную плату.
При этом плата должна быть минимальной
и результаты мониторинга конкретных
субъектов рынка должны полностью передаваться
этим субъектам. Посредством использования
системы мониторинга могут осуществляться
и дополнительные консультационные услуги,
в том числе и на платной основе. В систему
мониторинга должны входить следующие
основные блоки: оценки потенциала (активов,
имущества) предприятий и организаций;
оценки финансового
состояния предприятий, в том
числе подробная оценка уровня и
структуры дебиторской и
оценки уровня
налоговой нагрузки; оценки стоимости(цены)предприятия;
оценки уровня
экономического роста (спада);
оценки эффективности
функционирования собственности, как
государственной, так и негосударственной;
оценки инвестиционной
привлекательности предприятий; оценки
уровня перетекания ресурсов между предприятиями,
отраслями, регионами через систему дебиторской
и кредиторской задолженности.
Опыт внедрения
системы финансово-
Программа Финансовый
анализ - ФинЭкАнализ для анализа
деловой активности и большого количества
финансово-экономических
Скачать программу можно здесь
Вхождение любого
предприятия в систему
Система мониторинга
может нанести существенный удар
по теневым структурам. Они будут
вынуждены повысить уровень своей
«финансовой прозрачности», чтобы
иметь соответствующую информацию,
войти в соответствующие рейтинги, которые
должны формироваться по результатам
мониторинга, постепенно «легализоваться».
Если они этого делать не будут, то с большей
вероятностью их можно отнести к «теневому»
сектору экономики. Они в меньшей степени
будут иметь поддержку экономического
и особенно правового характера со стороны
субъектов Федерации, а для них это важно,
так как явно выраженных обособленных
теневых структур немного, большинство
из них юридически легально существуют,
т.е. только часть их деятельности, отдельные
формы и методы относятся к «теневым».
Известно также, что «лжебанкротство»
является, в настоящее время одним из видов
экономических преступлений. И чтобы уменьшить
расширение практики лжебанкротства,
необходимо повышать «прозрачность» работы
всех субъектов и объектов экономических
отношений.
Информация о работе Концепция финансово-экономического мониторинга