Концепция финансово-экономического мониторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Анализ современных экономических отношений показал, что в недостаточной степени разработаны методологические подходы к совершенствованию механизмов управления переходными процессами. В экономической литературе предлагается создать общегосударственную информационную систему, удовлетворяющую потребностям субъектов рынка и органов государственного управления, которые связаны с регулированием экономического и социального развития.

Работа содержит 1 файл

Концепция финансово.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Поскольку финансовый мониторинг нужен прежде всего самим  предприятиям, следует возложить  обязанность его проведения на предприятия, организации и аудиторские фирмы, а территориальные органы и агентства ФСДН России, центральный аппарат ФСДН должны контролировать его проведение в методическом и временном аспектах. Это замечание принципиально важно в свете концепции аудита в стране и в связи с тем, что ответственность за контроль финансового состояния согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившему в действие с 1 марта 1998 г., возлагается прежде всего на руководителя предприятия. Это следует из ст. 8 и 9 Закона. В связи с этим именно директора предприятий и организаций должны быть заинтересованы в налаживании системы финансово-экономического мониторинга на своих предприятиях, они вынуждены тщательно следить за динамикой своих долгов, чтобы избежать банкротства, добиться финансового оздоровления и реструктуризации своих организаций. Поэтому необходимо увязать эти положения Закона «О несостоятельности (банкротстве)» с «Порядком проведения мониторинга...»: первичным должен быть Закон, поэтому все организации-должники, руководители которых обязаны подавать заявления в арбитражный суд, должны автоматически попадать в систему мониторинга. Таким образом, система контроля за состоянием платежеспособности будет двойной — и со стороны арбитражных судов, и со стороны ФСДН.  

Основными целями финансово-экономического мониторинга  должны являться:  

оценка существующего  потенциала предприятий, групп предприятий, районов, городов, субъектов Федерации;  

укрупненная стоимостная  инвентаризация активов и обязательств;  

повышение финансовой устойчивости предприятий, выявление резервов, имеющихся на предприятиях, или отсутствия резервов, а также определение возможности восстановления или утраты платежеспособности на предприятиях;  

создание «финансовых  историй» предприятий в регионе;  

совершенствование нормативной базы финансово-экономического анализа;  

проведение работ  по реструктуризации задолженности;  

упорядочение  распределения средств федеральной  и региональной поддержки предприятий;  

повышение финансовой устойчивости регионов;  

развитие конкурентной среды, снижение уровня монополизма.  

В ходе мониторинга  должны решаться следующие задачи: выявление основных тенденций социально-экономического развития субъектов рынка; ограничение  деятельности предприятий-монополистов; стабилизация развития экономических и социальных процессов в регионе.  

Периодичность мониторинга должна быть следующая: для крупных и средних предприятий  — ежеквартально; для мелких предприятий  мониторинг можно проводить с  меньшей периодичностью, например через 6 месяцев или один раз в год. При этом целесообразно в ходе мониторинга делать сопоставления с предыдущими периодами.  

Общий методический подход к выбору периодичности заключается  в том, что чем чаще проводится мониторинг, тем лучше. Однако в силу ограниченности ресурсов для проведения мониторинга необходим выборочный подход: чаще необходимо проводить мониторинг крупных и социально значимых предприятий.  

Группировка предприятий  при проведении мониторинга должна быть следующей: отдельные предприятия, сгруппированные по различным признакам; группы предприятий одной отраслевой принадлежности; предприятия, сгруппированные по региональному признаку.  

В настоящее  время необходимо определить перечень показателей на отраслевом, региональном уровне, уровне предприятия, по которым необходимо проводить финансово-экономический мониторинг.  

Система финансово-экономического мониторинга должна удовлетворять  следующим требованиям:  

отражать все  основные финансово-экономические  процессы, происходящие на предприятиях различных форм собственности;  

определять стратегические и тактические приоритеты в развитии субъектов экономики;  

осуществляться  на всех уровнях управления экономикой;  

способствовать  координации действий департаментов  экономики и прогнозирования, финансовых отделов, региональных органов по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, антимонопольных комитетов, казначейств, торгово-промышленных палат, банков, налоговых инспекций, региональных центров научно-технической информации и других органов, повышать степень интегрированности региональной экономической системы;  

способствовать  «адресной» поддержке предприятий, которые могут использовать ресурсы  и продукция которых нужна  региону и за его пределами, которые  дают основную массу налоговых платежей в экономику субъекта Федерации и в целом России;  

позволять принимать  решения в области взаимоувязки экономической и социальной политики, т.е. мониторинг должен содержать социальные показатели и нормативы;  

содержать информацию для оптимальной разработки и реализации региональных целевых программ; являться основой для формирования более широких «финансовых историй» развития предприятий, вместо существующей в отдельных регионах выборочной, ограниченной паспортизации предприятий;  

включать показатели, характеризующие конкурентную среду, уровень монополизма; иметь связь с другими информационными системами управления, например с автоматизированной системой управления местными финансами, которая разрабатывается финансовым управлением г. Краснодара;  

включать систему показателей, необходимую участникам рынка ценных бумаг, так как одним из важных условий получения права на размещение ценных бумаг является безубыточная хозяйственная деятельность в течение двух лет. Для действующих акционерных обществ и организаций, выпустивших облигации, также должна быть предусмотрена соответствующая система показателей; включать показатели стоимостной оценки предприятия (бизнеса). В Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в статье 85 «Меры по восстановлению платежеспособности должника» отмечается, что в качестве такой меры может быть продажа предприятия (бизнеса) должника. Имеется специальная статья 86 «Продажа предприятия (бизнеса) должника». В Законе также речь идет и о начальной цене предприятия, которая устанавливается комитетом кредиторов или собранием кредиторов. Эти отмеченные обстоятельства указывают на то, что государство проводит линию на введение в экономический оборот таких категорий, как стоимость предприятия, цена предприятия. Государством признается, что предприятие является товаром в современных условиях, и соответственно предприятие должно иметь научно обоснованную стоимость и цену. Поэтому мониторинг предприятия как объекта производства определенного товара уже недостаточен, необходим мониторинг предприятия как товара;  

включать показатели, характеризующие состояние имущества  предприятий, структурные и динамические параметры его изменения, в том  числе динамику износа и обновления. Это необходимо потому, что только в единстве анализа имущества  и платежеспособности можно говорить об отсутствии или наличии признаков экономического подъема. Необходимо также под постоянным контролем держать динамику недостатка или излишка оборотных средств на предприятиях, так как этот параметр должен быть положен в основу определения объема инвестиций (поддержки) предприятий на возвратной и безвозвратной основе;  

учитывать существующую нормативную базу платежеспособности и финансовой устойчивости, хотя она  в современных условиях неприменима  в полной мере. С помощью компьютерного  мониторинга необходимо определять средневзвешенные величины коэффициентов текущей ликвидности и других основных показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности по отдельным отраслевым (однородным) группам предприятий, так как в условиях переходного периода, высокой инфляции, разрыва хозяйственных связей, структурной перестройки предприятий и организаций необходима ориентация не столько на нормативные уровни показателей, так как нормативы не выполняют свои функции, сколько на их средневзвешенные величины. Главное в мониторинге не только абсолютные значения различных показателей финансово-экономической деятельности, но и выявление положительных и отрицательных тенденций, которые должны быть положены в основу принятия управленческих решений. Кроме того, так как отдельные финансово-экономические показатели имеют разную динамику и направленность изменения и только опытные эксперты могут правильно интерпретировать в этом случае различные тенденции, то целесообразно применять при мониторинге балльную оценку. При этом необходимо в целях сопоставимости придерживаться неизменной методики балльной оценки;  

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для расчета  коэффициента текущей ликвидности  и других финансово-экономических  коэффициентов.

Скачать программу можно здесь

система финансово-экономического мониторинга может быть сформирована частично на коммерческой основе. Отдельные  субъекты рыночных отношений могут  иметь доступ в компьютерную систему  мониторинга за определенную плату. При этом плата должна быть минимальной и результаты мониторинга конкретных субъектов рынка должны полностью передаваться этим субъектам. Посредством использования системы мониторинга могут осуществляться и дополнительные консультационные услуги, в том числе и на платной основе. В систему мониторинга должны входить следующие основные блоки: оценки потенциала (активов, имущества) предприятий и организаций;  

оценки финансового  состояния предприятий, в том  числе подробная оценка уровня и  структуры дебиторской и кредиторской задолженности;  

оценки уровня налоговой нагрузки; оценки стоимости(цены)предприятия;  

оценки уровня экономического роста (спада);  

оценки эффективности  функционирования собственности, как  государственной, так и негосударственной;  

оценки инвестиционной привлекательности предприятий; оценки уровня перетекания ресурсов между предприятиями, отраслями, регионами через систему дебиторской и кредиторской задолженности.  

Опыт внедрения  системы финансово-экономического мониторинга предприятий в Каневском  районе Краснодарского края с участием автора данной статьи и аудиторской фирмы «Каневская агропромаудит» показал, что она должна включать: проверку увязки показателей форм бухгалтерской отчетности; сравнительный анализ балансов; анализ ликвидности балансов; анализ платежеспособности; анализ рыночной (финансовой) устойчивости; анализ деловой активности; анализ налоговой нагрузки; анализ прибыли; анализ рентабельности; анализ движения денежных средств; анализ стоимости (цены) предприятий; составление нескольких вариантов прогнозных балансов предприятий.  

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа  деловой активности и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Скачать программу  можно здесь

Вхождение любого предприятия в систему мониторинга включает в себя ряд противоречий: с одной стороны, финансовое состояние предприятия — дело самого предприятия, и иногда предприятие стремится широко не афишировать его уровень; с другой стороны, вхождение предприятия в систему мониторинга может свидетельствовать о его «прозрачности», надежности и являться своего рода «допуском на рынок».  

Система мониторинга  может нанести существенный удар по теневым структурам. Они будут  вынуждены повысить уровень своей  «финансовой прозрачности», чтобы  иметь соответствующую информацию, войти в соответствующие рейтинги, которые должны формироваться по результатам мониторинга, постепенно «легализоваться». Если они этого делать не будут, то с большей вероятностью их можно отнести к «теневому» сектору экономики. Они в меньшей степени будут иметь поддержку экономического и особенно правового характера со стороны субъектов Федерации, а для них это важно, так как явно выраженных обособленных теневых структур немного, большинство из них юридически легально существуют, т.е. только часть их деятельности, отдельные формы и методы относятся к «теневым». Известно также, что «лжебанкротство» является, в настоящее время одним из видов экономических преступлений. И чтобы уменьшить расширение практики лжебанкротства, необходимо повышать «прозрачность» работы всех субъектов и объектов экономических отношений.  

Информация о работе Концепция финансово-экономического мониторинга