Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:29, реферат
Анализ современных экономических отношений показал, что в недостаточной степени разработаны методологические подходы к совершенствованию механизмов управления переходными процессами. В экономической литературе предлагается создать общегосударственную информационную систему, удовлетворяющую потребностям субъектов рынка и органов государственного управления, которые связаны с регулированием экономического и социального развития.
Концепция финансово-экономического мониторинга
А.А. Гаврилов
Консультант директора
№ 5 (137) 2001
Анализ современных
экономических отношений
Предложения о необходимости
дискретной поддержки предприятий, введении
элементов индикативного планирования,
проблемы, возникающие во взаимосвязи
отраслевых и региональных принципов
управления, оптимального сочетания роли
государства и хозяйственной инициативы
предприятий, появление таких образований,
как Ассоциация городов Юга России, Ассоциация
городов Сибири и Дальнего Востока и им
подобных, требуют разработки методологических
и методических подходов к мониторингу
финансово-экономического состояния предприятий.
Предстоит длительный период, в течение
которого государство с помощью различных
форм и методов будет влиять на реформирование
экономики. Должны быть существенно расширены
экономические функции субъектов Федерации,
прежде всего не для развития экономического
сепаратизма, а для выравнивания социально-экономического
развития регионов как основной предпосылки
устойчивости Российской Федерации. Главным
в экономической политике регионов должно
являться выравнивание экономического
потенциала различных хозяйственных субъектов
и уровня его использования и на основе
этого развитие конкуренции. Поэтому необходимо
повышение роли территориальных департаментов
экономики и прогнозирования, финансовых
управлений и отделов при администрациях
регионов, городов и районов в регулировании
некоторых экономических процессов. Кроме
того, по мере постепенного достижения
макроэкономической стабилизации факторы
размещения инвестиций будут смещаться
на уровень регионов, будет возрастать
значение региональных управленческих
воспроизводственных систем. Региональные
органы управления должны иметь достоверную
подробную информацию о положении дел
на предприятиях и в организациях. И в
этом значительное место должно принадлежать
системе финансово-экономического мониторинга
как первичной информационной основе
для принятия управленческих решений.
В настоящее
время в отдельных субъектах
Федерации, в частности в Краснодарском
крае, создаются региональные универсальные
муниципальные банки, страховые
и инвестиционные компании, в мэриях
— департаменты управления муниципальными
долгами, через которые пытаются воздействовать
на текущие и воспроизводственные процессы,
происходящие на предприятиях региона.
При этом одна из основных экономических
задач муниципалитетов в современных
условиях — налаживание горизонтальных
связей между предприятиями. Для эффективного
функционирования этих новых структур
также необходимы региональные системы
финансово-экономического мониторинга.
Для развития районов,
городов и субъектов Федерации
целесообразно разрабатывать
В связи с
принятием новой редакции Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
[2] резко повышается роль финансово-экономического
анализа как основной функции
управления. Поэтому создание системы
мониторинга позволит в более полном
объеме реализовать требования этого
Закона и особенно контрольно-предупредительную
функцию государства, т.е. появляется возможность
контроля финансового состояния и предупреждения
о состоянии, близком к банкротству. На
уровне предприятия повысится информированность
трудовых коллективов о финансовом состоянии.
Объективная необходимость
мониторинга как составной
Необходимость
мониторинга как элемента государственного
регулирования экономики
Государство в
последнее время приняло ряд
важных документов. ФСДН* подготовлено
распоряжение от 31 марта 1999 г. № 13-р
«О введении мониторинга финансового
состояния организаций и учета их
платежеспособности» [1]. В соответствии
с ним систематический анализ (мониторинг)
должен проводиться с 1 апреля 1999 г.
Анализируя объективную
необходимость появления этого
нормативного документа и его
содержание, используя опыт проведения
мониторинга в Краснодарском крае, можно
сделать следующие выводы и замечания.
Во-первых, в
нем четко не определена основная
цель мониторинга в переходный, трансформационный
период, которая должна заключаться
в выявлении тенденций и
Во-вторых, своевременность
введения финансово-экономического мониторинга
обусловлена тем, что практически разрушен
фондовый рынок и котировка ценных бумаг
не выполняет функцию мониторинга.
В-третьих, мониторинг
предполагает учет такого фактора, как
рыночная стоимость (капитализация). В
связи с этим необходимы исследования
в области совершенствования методик
определения стоимости предприятий и
уровня их капитализации.
В-четвертых, объектами
мониторинга должны служить только
наиболее крупные, экономически или
социально значимые, градообразующие
предприятия и естественные монополии,
т.е. пока сфера мониторинга ограничена.
В-пятых, предоставляется
право территориальным органам
и агентствам ФСД- России в дополнение
к установленному ею составу организаций,
подлежащих мониторингу, проводить
мониторинг и иных организаций-должников,
имеющих важное значение для экономики
соответствующих регионов. Это обстоятельство
повышает значимость регионов в управлении
социально-экономическими процессами.
В-шестых, как
известно, в конце декабря 1998 г. совет
директоров Банка России рассмотрел вопрос
о целях и задачах анализа состояния реального
сектора экономики в Банке России и о ходе
реализации Управлением макроэкономического
анализа и прогнозирования Департамента
исследований и информации ЦБ РФ проекта
«Центр мониторинга предприятий» [5]. Поэтому
издание этого распоряжения ФСДН свидетельствует
о том, что Правительством РФ вводится
новая, не банковская концепция мониторинга.
Необходимо отметить,
что основной целью мониторинга
до последнего времени было снижение
риска банков при работе с предприятиями,
проблемы финансового оздоровления и
реструктуризации предприятий отходили
на второй план. Содержание мониторинга
определялось банковскими интересами,
а не интересами предприятий. Однако в
настоящее время банки в силу структурных
изменений, происходящих в банковской
сфере, не могут постоянно и эффективно
выполнять функцию мониторинга предприятий
реального сектора экономики. Поэтому
выбор правительственной концепции мониторинга
представляется обоснованным.
Анализ содержания
другого утвержденного ФСДН документа
— «Порядок проведения мониторинга финансового
состояния организаций и учета их платежеспособности»
[3] — позволил сделать следующие основные
замечания и выводы.
Во-первых, в
нем не отражена роль независимых оценщиков
финансового состояния — аудиторских
фирм. Известно, что сущность аудита сводится
к проверке достоверности бухгалтерского
учета и отчетности и соответственно финансовых
результатов и финансового состояния.
Следовательно, аудиторские фирмы и отдельные
аудиторы должны принимать активное участие
в мониторинге, соответственно, формы
их участия необходимо было определить
этим документом.
Во-вторых, документы,
предоставляемые
В-третьих, по годовой
бухгалтерской отчетности запрашиваются
все пять форм и пояснительная
записка. Однако отсутствует один из существенных
моментов — требование обязательной проверки
взаимоувязки форм годовой бухгалтерской
отчетности, без чего не может быть проведен
качественный финансовый анализ. Это требование
особенно важно, так как практика показала,
что налоговые службы своевременно не
проводят проверку взаимоувязки и наличие
отметки (штампа) налогового органа еще
не свидетельствует о взаимоувязке форм
— это можно сделать качественно только
по результатам аудиторской проверки.
В-четвертых, отсутствует
целесообразность составления агрегированных
форм финансовой отчетности, особенно
формы № 1 «Бухгалтерского баланса», поскольку
при агрегировании форм значительно снижается
аналитичность, комплексность анализа.
Агрегирование — это дополнительная работа
для специалистов. Проще для анализа использовать
развернутую отчетность в том виде, в котором
она существует, ввести или сканировать
ее в персональный компьютер и провести
анализ. Справедливость этого замечания
подтверждает сам документ, где указано,
что агрегированные формы могут составляться
и на бумажных носителях, и в электронной
форме (на дискетах). Как известно, полная
отчетность в настоящее время уже требуется
многими налоговыми инспекциями на дискетах.
Поэтому правильнее было бы требовать
в ФСДН России от налоговых инспекций
те же дискеты, что сдают им предприятия.
В-пятых, из утвержденного
«Порядка проведения мониторинга...»
не ясна система финансово-
Следует обратить
внимание еще на одно важное обстоятельство.
Представители Счетной палаты РФ
считают, что необходим переход к политике,
включающей в себя как процесс приватизации,
так и обратный процесс, т.е. национализацию,
возвращение некоторых объектов в государственную
собственность. В отношении неэффективных
предприятий частного сектора имеет смысл
осуществлять капитализацию их просроченной
задолженности перед бюджетом и внебюджетными
фондами с последующим сохранением пакета
акций в государственной собственности,
передачей в доверительное управление
или реприватизацией [4]. Поэтому в отдельных
случаях показатели мониторинга должны
позволять принимать решения и о смене
форм собственности.
В-седьмых, согласно
рассматриваемому документу сведения,
содержащиеся в базе данных учета
платежеспособности организаций, могут
быть предоставлены по запросу только
в установленных случаях и порядке. Целесообразно
четко определить весь перечень этих случаев
и порядок, так как самому ФСДН эти сведения
нужны лишь для аналитических целей. Круг
пользователей результатами мониторинга
должен быть значительно расширен. В большей
степени результаты мониторинга нужны
самим коллективам и руководителям предприятий,
региональным отделениям Счетной палаты,
администрациям и правительствам регионов,
банкам. В связи с этим в распоряжении
ФСДН от 31 марта 1999 г. № 13-р нужно было более
четко определить цели мониторинга и порядок
использования его результатов.
Информация о работе Концепция финансово-экономического мониторинга