Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:37, реферат
К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широко используются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”, “секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.
Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13
Литература
При этом работник имеет право обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем);
При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан:
Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (черед суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе.
Обязанность доказывания охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.
В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя:
В действующем КоАП РСФСР нет составов правонарушений, непосредственно относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности.
Так, если права обладателя
коммерческой тайны нарушены должностными
лицами государственных органов (налоговых,
контролирующих, правоохранительных и
т. п.), имеющими доступ к такой информации
в установленных законом
Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст. 183 УК РФ.
НЕ ТОЛЬКО БОЛТУН - НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА. ДЛЯ ШПИОНА ТАКЖЕ НАХОДКА НЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЕ ДЛЯ ШПИОНА ПРИОБРЕТЕНИЕ - СОТРУДНИК ФИРМЫ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ СОБЛЮДЕНИЯ СЕКРЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. НАКОНЕЦ, САМЫЙ ДЛЯ ШПИОНА “БРИЛЛИАНТОВЫЙ ИСТОЧНИК” - НАШ С ВАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРЕВАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - КАК НА УРОВНЕ РАБОТНИКА, ТАК И ВСЕЙ ФИРМЫ.
За рубежом в профессиональном
бизнесе меры по охране коммерческой
тайны соблюдаются очень
Актуальность этого вопроса велика. В США на утечке информации компании теряют до $1 млрд. в год. Там закон о коммерческой тайне (вернее, “о фирменных секретах”) принят еще в 1979 году. В Германии он звучит как “Закон о производственной тайне”. В Германии все особенно строго: даже за сбор информации любознательный гражданин может схлопотать до 3-х лет лишения свободы.
Самыми дисциплинированными в плане соблюдения конфиденциальности являются японцы. В Японии нет какого-то специального закона, регулирующего этот вопрос, но утечка при этом минимальна - в фирмах действуют очень строгие правила внутреннего распорядка (“Кодекс поведения служащих”). Да и не только правила, а также годами сложившиеся традиции, согласно которым японец отдается своей работе, как семье, и никому и в голову не придет поделиться “внутрисемейными” заботами с чужаком. Ну а самыми предприимчивыми оказались китайцы. У них конфиденциальность поставлена на коммерческую основу - существуют специальные фирмы, которые обеспечивают клиентами сохранность информации.
В России закона о коммерческой тайне нет. Он готовится, но уже довольно долго и пока безрезультатно.
Прежде чем давать вам практические советы по безопасности бизнеса и деловому этикету, неплохо бы выяснить, что, собственно, подразумевает понятие “коммерческая тайна”.
Это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы.
В будничной рабочей жизни коммерческая тайна проявляет себя через коммерческие секреты - это те же сведения, но имеющие материальное воплощение - оформленные в виде документов, схем, изделий.
Вот со всем этим хозяйством следует обращаться предельно осторожно. Допустим, вы поехали за рубеж на переговоры или же по трудовому контракту (в любом случае, везете с собой всякие важные бумаги: от суперсекретных до личных, типа резюме, что тоже может стать предметом промышленного шпионажа!). Не оставляйте документов в гостинице. Не болтайте с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не пейте в новой компании, если знаете за собой грешок разбалтываться, что твоя сорока, после второй.
Если вы едите на международную конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, хорошенько обдумайте свое выступление и ответы на возможные вопросы. На таких мероприятиях, как правило, сидят профессиональные “ловцы” информации. Вы к слову упомянули о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что вы разрабатываете новую модель машины.
Вообще-то, соблюдать конфиденциальность относительно “путешествующей” с вами информации надо начать еще до переговорного процесса. Не стоит для первого же знакомство с предполагаемым партнером готовить полный пакет документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Пока вы не перейдете к конкретным переговорам с уже выбранным партнером, пока не определитесь в целях, не получите подтверждения серьезности намерений другой стороны, все карты раскрывать не стоит. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивляйтесь, если ваши французские партнеры ходят сначала вокруг да около - меры безопасности.
Если вы беретесь, наконец, за важное дело - разработку для вашей фирмы мер по защите коммерческой тайны, необходимо обосновать целесообразность засекречивания определенной деловой информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, в мире бизнеса - “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся и сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно, к краху не приведет, но может лишить вас на какое-то время устойчивой прибыли.
Не подлежит огласке информация, раскрытие которой может быть сопряжено с неблагоприятными последствиями: адреса руководителей и сотрудников фирмы, номера домашних телефонов, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях в коллективе и т.п.
На Западе все вышеперечисленное - дело само собой разумеющееся. У нас, увы, нет. Как мы любим поболтать в курительной за жизнь, обсуждая личные проблемы и свои, и того бородатого за компьютером, и Мари-Ванны из бухгалтерии, и самого-самого начальника. И по телефону любим поболтать, и громко пообсуждать рабочие вопросы на улице, в кафе, в лифте, набитом сотрудниками других компаний. Прежде чем поднять телефонную трубку, пуститься в горячую дискуссию, прикиньте стоимость того, о чем вы собираетесь побеседовать.
Выехав на работу за рубеж, не зная элементарных норм защиты информации, вы можете попасть в неприятную ситуацию: начиная от натянутых отношений с вашими коллегами и заканчивая увольнением. Коммерческая тайна - важная составляющая часть делового сотрудничества и, следовательно, делового этикета.
В нашей стране поступление
на работу фиксируется только заявлением
о приеме и соответствующим
Кстати, добрый совет: не
стоит при вступительном
Что касается ваших отношений не с фирмой как организацией, а с конкретными людьми, надо запомнить несколько основных правил.
Во-первых, все разговоры о зарплате, финансовых отчислениях на любые производственные нужды - тема закрытая. Сотрудники одного отдела, как правило, не знают, сколько получает их коллега. Зарплату выдают в закрытых конвертах без подписи (ни фамилии, ни, тем более, сколько в этом конвертике денег) - из рук в руки.
Если вы сидите в одной комнате, это еще не значит, что все, что делается вокруг - в вашей компетенции. Никаких вопросов о том, чем заняты другие, кто позвонил, какое задание получил Джонни, куда уехала Лиз - это тоже деловая конфиденциальная информация. Также к конфиденциальной информации принадлежат любого рода переговоры с вашим прямым начальником.