Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широко используются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”, “секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.

Содержание

Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13

Литература

Работа содержит 1 файл

коммерческая тайна.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
  • ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;
  • принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;
  • ознакомление работника с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, к которым работник будет иметь право доступа;
  • установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации может устанавливаться отдельным соглашением.

При этом работник имеет  право обжаловать в судебном порядке  меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем);

  1. требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате обстоятельств, которые обладатель не мог предвидеть или предотвратить. При этом сторона, взявшая на себя обязательство не разглашать коммерческую тайну, имеет право на получение денежного вознаграждения от обладателя коммерческой тайны;
  2. требовать защиты коммерческой тайны при ее получении на законных основаниях должностными лицами в органах государственной власти и органах местного самоуправления в режиме служебной тайны в соответствии с законом в течение всего срока ее правовой охраны;
  3. распоряжаться коммерческой тайной по своему усмотрению, включая ее использование в собственном производстве, передачу другим лицам на основании договоров, выдачу другим лицам лицензии на использование коммерческой тайны в собственной сфере, а также иные способы включения указанной конфиденциальной информации в гражданский оборот;
  4. требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа и использования коммерческой тайны (промышленный шпионаж, подкуп работников, прослушивание переговоров, просмотр корреспонденции и т. д.) и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

При реализации своих  прав обладатель коммерческой тайны  обязан:

  1. не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц;
  2. не использовать для охраны коммерческой тайны средства, способные причинить вред жизни и здоровью людей;
  3. принимать меры для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую тайну;
  4. предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в пределах их компетенции, установленной законом под страхом наступления административной ответственности;
  5. принять меры по засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в установленном законом порядке к государственной тайне (с правом получения соответствующей компенсации).

Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (черед суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе.

Обязанность доказывания  охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.

В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя:

  1. признания прав на коммерческую тайну (при оспаривании этого права);
  2. прекращения действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны (если нарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права);
  3. возмещения убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов (вопреки трудовому договору, гражданско-правовому договору) или со стороны лиц, незаконными методами получивших доступ к коммерческой тайне;
  4. выплаты по усмотрению суда компенсации в случае невозможности определить размер ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну;
  5. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  6. принятия иных предусмотренных действующим законодательством мер, обеспечивающих защиту нарушенных прав.

В действующем КоАП РСФСР  нет составов правонарушений, непосредственно  относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности.

Так, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами государственных органов (налоговых, контролирующих, правоохранительных и  т. п.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях, должны применяться нормы административной ответственности. Например, в соответствии со ст. 25 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” должностные лица федерального антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если в законодательстве за эти деяния не установлена иная ответственность.

Уголовная ответственность  может наступить за незаконные получение  и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст. 183 УК РФ.

Находка для  шпиона

 

НЕ ТОЛЬКО БОЛТУН - НАХОДКА  ДЛЯ ШПИОНА. ДЛЯ ШПИОНА ТАКЖЕ НАХОДКА  НЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЕ ДЛЯ ШПИОНА ПРИОБРЕТЕНИЕ - СОТРУДНИК ФИРМЫ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ СОБЛЮДЕНИЯ СЕКРЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. НАКОНЕЦ, САМЫЙ ДЛЯ ШПИОНА “БРИЛЛИАНТОВЫЙ ИСТОЧНИК” - НАШ С ВАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРЕВАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - КАК НА УРОВНЕ РАБОТНИКА, ТАК И ВСЕЙ ФИРМЫ.

За рубежом в профессиональном бизнесе меры по охране коммерческой тайны соблюдаются очень жестко. Утечка информации - серьезная проблема, к которой мы почему-то относимся  с долей иронии: мол, “кому оно  нужно!”. Еще как нужно. Если вы собираетесь открывать свое дело за границей, работать в иностранной компании, вам непременно надо ознакомиться с основами соблюдения коммерческой тайны. В противном случае вам может грозить как крах бизнеса, так и увольнение за несоблюдение внутренних правил. Да и для отечественных фирм, начинающих “оборачиваться” на прозападном российском рыночном пространстве, эту информацию надо принять как руководство к действию.

Актуальность этого  вопроса велика. В США на утечке информации компании теряют до $1 млрд. в год. Там закон о коммерческой тайне (вернее, “о фирменных секретах”) принят еще в 1979 году. В Германии он звучит как “Закон о производственной тайне”. В Германии все особенно строго: даже за сбор информации любознательный гражданин может схлопотать до 3-х лет лишения свободы.

Самыми дисциплинированными  в плане соблюдения конфиденциальности являются японцы. В Японии нет какого-то специального закона, регулирующего  этот вопрос, но утечка при этом минимальна - в фирмах действуют очень строгие  правила внутреннего распорядка (“Кодекс поведения служащих”). Да и не только правила, а также годами сложившиеся традиции, согласно которым японец отдается своей работе, как семье, и никому и в голову не придет поделиться “внутрисемейными” заботами с чужаком. Ну а самыми предприимчивыми оказались китайцы. У них конфиденциальность поставлена на коммерческую основу - существуют специальные фирмы, которые обеспечивают клиентами сохранность информации.

В России закона о коммерческой тайне нет. Он готовится, но уже довольно долго и пока безрезультатно.

Прежде чем давать вам практические советы по безопасности бизнеса и деловому этикету, неплохо  бы выяснить, что, собственно, подразумевает  понятие “коммерческая тайна”.

Это преднамеренно  скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы.

В будничной рабочей  жизни коммерческая тайна проявляет  себя через коммерческие секреты - это те же сведения, но имеющие материальное воплощение - оформленные в виде документов, схем, изделий.

Вот со всем этим хозяйством следует обращаться предельно осторожно. Допустим, вы поехали за рубеж на переговоры или же по трудовому контракту (в любом случае, везете с собой всякие важные бумаги: от суперсекретных до личных, типа резюме, что тоже может стать предметом промышленного шпионажа!). Не оставляйте документов в гостинице. Не болтайте с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не пейте в новой компании, если знаете за собой грешок разбалтываться, что твоя сорока, после второй.

Если вы едите на международную  конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, хорошенько обдумайте свое выступление и ответы на возможные вопросы. На таких мероприятиях, как правило, сидят профессиональные “ловцы” информации. Вы к слову упомянули о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что вы разрабатываете новую модель машины.

Вообще-то, соблюдать  конфиденциальность относительно “путешествующей” с вами информации надо начать еще  до переговорного процесса. Не стоит  для первого же знакомство с предполагаемым партнером готовить полный пакет  документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Пока вы не перейдете к конкретным переговорам с уже выбранным партнером, пока не определитесь в целях, не получите подтверждения серьезности намерений другой стороны, все карты раскрывать не стоит. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивляйтесь, если ваши французские партнеры ходят сначала вокруг да около - меры безопасности.

Если вы беретесь, наконец, за важное дело - разработку для вашей фирмы мер по защите коммерческой тайны, необходимо обосновать целесообразность засекречивания определенной деловой информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, в мире бизнеса - “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся и сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно, к краху не приведет, но может лишить вас на какое-то время устойчивой прибыли.

Не подлежит огласке  информация, раскрытие которой может  быть сопряжено с неблагоприятными последствиями: адреса руководителей  и сотрудников фирмы, номера домашних телефонов, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях  в коллективе и т.п.

На Западе все вышеперечисленное - дело само собой разумеющееся. У  нас, увы, нет. Как мы любим поболтать  в курительной за жизнь, обсуждая личные проблемы и свои, и того бородатого за компьютером, и Мари-Ванны из бухгалтерии, и самого-самого начальника. И по телефону любим поболтать, и громко пообсуждать рабочие вопросы на улице, в кафе, в лифте, набитом сотрудниками других компаний. Прежде чем поднять телефонную трубку, пуститься в горячую дискуссию, прикиньте стоимость того, о чем вы собираетесь побеседовать.

Выехав на работу за рубеж, не зная элементарных норм защиты информации, вы можете попасть в неприятную ситуацию: начиная от натянутых отношений  с вашими коллегами и заканчивая увольнением. Коммерческая тайна - важная составляющая часть делового сотрудничества и, следовательно, делового этикета.

В нашей стране поступление  на работу фиксируется только заявлением о приеме и соответствующим распоряжением. За границей работник (речь идет, конечно, не о сезонных сельхозработах и т.п. - рассказывайте о ваших бананах кому хотите) должен подписать еще и соглашение о неразглашении коммерческой тайны. А при уходе из фирмы - соглашение о прекращении работы, в котором может быть указано, что вы не имеете права говорить то-то и делать то-то (связанное с должность, которую вы занимали) от 3 до 6 месяцев.

Кстати, добрый совет: не стоит при вступительном собеседовании  выказывать слишком много знаний по разным специальностям или даже слишком углубленные (больше тех, которые  требуются) по своей. Это называется “излишняя квалификация” и таких новых сотрудников опасаются: зачем это он с такой подготовкой системного аналитика к нам водителем устраивается? Настораживает. Может быть, это “подарочек” конкурентов? Соответственно, если у вас своя фирма, остерегайтесь брать на работу людей с излишней квалификацией.

Что касается ваших отношений  не с фирмой как организацией, а  с конкретными людьми, надо запомнить  несколько основных правил.

Во-первых, все разговоры  о зарплате, финансовых отчислениях  на любые производственные нужды - тема закрытая. Сотрудники одного отдела, как правило, не знают, сколько получает их коллега. Зарплату выдают в закрытых конвертах без подписи (ни фамилии, ни, тем более, сколько в этом конвертике денег) - из рук в руки.

Если вы сидите в одной  комнате, это еще не значит, что все, что делается вокруг - в вашей компетенции. Никаких вопросов о том, чем заняты другие, кто позвонил, какое задание получил Джонни, куда уехала Лиз - это тоже деловая конфиденциальная информация. Также к конфиденциальной информации принадлежат любого рода переговоры с вашим прямым начальником.

Информация о работе Коммерческая тайна