Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широко используются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”, “секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.

Содержание

Ведение
2
1.
Вопросы коммерческой тайны
3
2.
Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия
5
3.
Правовая охрана и защита коммерческой тайны
9
4.
Объект и субъекты права на коммерческую тайну
10
5.
Юридическая защита права на коммерческую тайну
13

Литература

Работа содержит 1 файл

коммерческая тайна.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Ведение

2

1.

Вопросы коммерческой тайны

3

2.

Сведения, которые могут  составлять коммерческую тайну предприятия

5

3.

Правовая охрана и  защита коммерческой тайны

9

4.

Объект и субъекты права на коммерческую тайну

10

5.

Юридическая защита права на коммерческую тайну

13

 

Литература

21


 

 

Введение

Рынком владеет  тот, кто владеет информацией

Пол Гейтс

Список законных

(пункты с первого  по восьмой)

и незаконных

(пункты с девятого  по двадцатый)

способов получения  информации о конкурентах:

  1. Публикации конкурентов и отчёты о процессах, полученные обычными путями.

  1. Сведения, данные публично бывшими служащими конкурента.
  2. Обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов.
  3. Финансовые отчёты.
  4. Устраиваемые конкурентами ярмарки и выставки, а также издаваемые ими брошюры.
  5. Анализ изделий конкурентов.
  6. Отчёты коммивояжёров и закупочных отделов.
  7. Попытки пригласить на работу специалистов, работающих у конкурента, и последующий анализ заполненных ими вопросников.
  8. Вопросы, осторожно задаваемые специалистам конкурента на специальных конгрессах.
  9. Непосредственное тайное наблюдение.
  10. Притворное предложение работы служащим конкурента без намерения брать их на работу, с целью выведать у них информацию.
  11. Притворные переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии на один из патентов.
  12. Использование профессиональных шпионов для получения информации.
  13. Сманивание с работы служащих конкурента для получения информации.
  14. Посягательство на собственность конкурента.
  15. Подкуп сотрудников закупочного отдела конкурента.
  16. Засылка агентов к служащим или специалистам конкурента.
  17. Подслушивание телефонных и прочих разговоров.
  18. Похищение документов, чертежей, технических образцов.
  19. Шантаж и различные способы давления.

 

Разумеется, конкурент  прибегает к тем же средствам.

“Kемикл инджиниринг”, 23 мая 1965 г.  [1]

 

1. Вопросы коммерческой тайны

 

К коммерческой тайне  могут быть отнесены самые разнообразные  сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами  и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широко используются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”, “секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.

В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Из данного определения вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.

Первый  признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.

Второй  признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.

Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.

Коммерческая тайна, как  разновидность информации, может  являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход и может быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает факт отражения в бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных прав не может свидетельствовать об отсутствие самой коммерческой тайны.

Коммерческая тайна  не требует для признания ее таковой  какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень таких сведений, к которым, в частности, относятся учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы об уплате налогов; сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н) годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с указанной отчетностью.

Говоря о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, следует констатировать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что обязанность доказать факт разглашения, а также размер убытков лежит на самом истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие может заявить иск о признании права на коммерческую тайну, когда данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.

2. Сведения, которые могут составлять

коммерческую тайну предприятия

Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Защищаемые сведения дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.

В соответствии с Законом  РСФСР "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

Законом предусматривается, что порядок, организация защиты КТ с учетом действующего законодательства устанавливается руководителем предприятия (фирмы).

Для обеспечения взаимодействия государственных органов власти и органов управления предприятиями (фирмами), между самими предприятиями, между предприятиями и физическими  лицами правительством России устанавливается  соответствующее информационное пространство, определяемое перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Такой перечень изложен в постановлении правительства РСФСР ? 35 от 5.12.91. Он создает правовую основу для обеспечения защиты интересов государства, предпринимателей, потребителей от злоупотребления и коррупции.

Так, для нормальной организации  работы на фондовых биржах необходима постоянная информация о состоянии  дел на предприятиях, которые должны публиковать сведения о полученной прибыли и понесенных убытках, так как в случае ухудшения показателей предприятия, цена (курс) акций предприятия на рынке падает. Когда же предприятие стоит на грани банкротства, акция может полностью потерять свою стоимость.

Во время деловой  встречи за рубежом партнеры, как правило, обмениваются письменными материалами о своих фирмах. Предоставляются сведения о профиле фирмы, ассортименте выпускаемых товаров, отличительных особенностях продукции, краткие данные о главе фирмы и т.п.

Таким образом, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:

  • не являться государственным секретом;
  • относиться к производственной деятельности предприятия;
  • не наносить ущерб интересам общества;
  • иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
  • иметь ограничения в доступе, устанавливаемые руководителем предприятия на законном основании (предприятием (фирмы) должны приниматься меры по их охране).

К коммерческой тайны  могут быть отнесены:

  • технология производства;
  • технологические приемы и оборудование;
  • модификации ранее известных технологий и процессов;
  • результаты и программы НИОКР;
  • перспективные методы управления;
  • ценовая и сбытовая политика;
  • сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
  • производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
  • планы предприятия по расширению (свертыванию) производств;
  • факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;
  • данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы);
  • информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству);
  • наличие сил и условий для защиты коммерческой тайны, а также другие сведения.

Американские специалисты  рассматривают в качестве промышленной собственности изобретения, данные об оборудовании, инструменте, разработанные  или приобретенные ими и недоступные  для широкого применения. К промышленном секретам фирмы относят основные производственные показатели, проекты, технологические инструкции, результаты проверок и испытаний, описание образцов продукции на сырье, существо экспериментов, оценка качеств процессов и изделий, исследовательские отчеты, карты контроля качества, инструкции по подготовке кадров, стоимостные показатели, исследования рынка, список покупателей, условия поставок и стратеги на рынке, прогнозы и т.д.

Перечень сведений, которые  необходимо защищать в условиях рынка, может быть довольно обширен. Представляют интерес данные о том, что хотели бы знать иностранные фирмы о своих конкурентах. Приведем этот перечень.

  • Информация о рынке.
  • Цены, скидки, условия договоров, спецификация продуктов.
  • Объем, тенденция и прогноз для данного продукта.
  • Доля на рынке и тенденция ее изменения.
  • Рыночная политика и планы.
  • Отношения с потребителями и репутация.
  • Численность и размещение торговых агентов.
  • Каналы, политика и методы сбыта.
  • Программа рекламы.
  • Информация о производстве и продукции.
  • Оценка качества и эффективности.
  • Номенклатура изделий.
  • Технология и оборудование.
  • Уровень издержек.
  • Производственные мощности.
  • Размещение и размер производственных подразделений и складов.
  • Способ упаковки.
  • Доставка.
  • Возможности проведения НИОКР.
  • Информация об организационных особенностях и финансах.
  • Лица, принимающие ключевые решения.
  • Философия лиц, принимающих ключевые решения.
  • Финансовые условия и перспективы.
  • Программы расширения и приобретений.
  • Главные проблемы и возможности.
  • Программы НИОКР.

Информация о работе Коммерческая тайна