Более детальная расшифровка сведений, представляющих
первоочередной интерес для конкурентов,
дается также в другом перечне. Оценка
его позволяет сделать вывод, что именно
эти сведения с большей степенью вероятности
могут быть коммерческой тайной предприятия.
В финансово-экономической сфере.
- Результаты производственной деятельности банков и предприятий за квартал, полугодие, год.
- Выводы и рекомендации экспертов по вопросам тактики и стратегии экономической деятельности, переговоров с партнерами; данные, показывающие объемы закупки-продажи товаров, услуг; уровень максимально сторгованных цен; объемы имеющихся валютных средств, используемых для повышения эффективности сделок.
- Номенклатура и количество товаров по взаимным обязательствам, объемы перевозок, транзита грузов и транспортные расходы.
- Себестоимость товаров, услуг, кредитные и платежные условия.
- Фактические состояния расчетов с теми или иными партнерами.
- Методика расчета конкурентных цен по товарам, работам и услугам.
- Время выхода на рынок при закупке и продаже товаров, услуг и выбор партнеров по заключению сделок, связанных с дефицитной продукцией.
- Планируемые кредиты, условия и их размеры.
- Планируемое создание совместных, смешанных, малых, акционерных предприятий.
- Неудовлетворительное финансовое положение предприятия.
- Эффективность и целесообразность закупки лицензий, заинтересованность заказчиков в той или иной валюте и ее количестве.
- Состав торговых клиентов, посредников предприятия, товарооборот с ними.
В научно-технической
и технологической сферах.
- Основные производственные фонды, их мощности и эффективность.
- Направления расширения (свертывания) производства, применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии, оборудование.
- Модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии.
- Отдельные узлы готовых изделий, новые разработки высокой конкурентоспособности.
- Применяемые (готовящиеся к применению) методы управления производством; программное и компьютерное обеспечение производства; возможные пути получения информации, хранящейся в ЭВМ и ПЭВМ руководства; главные специалисты предприятия.
- Ведущиеся НИОКР, проектные работы и их результаты.
- Цели совещаний, заседаний органов управления предприятия.
В социальной сфере.
- Интеллектуальный потенциал коллектива, его ведущие специалисты, их моральные и деловые качества, наличие компрометирующих их связей, биографические данные.
- Используемая в коллективе система стимулов, укрепляющих дисциплину, повышающих производительность труда, сохранность коммерческой тайны.
- Различны аспекты, касающиеся экономической безопасности предприятия.
- Любые возможности нанесения морального ущерба предприятию, понижение его престижа в обществе и конкурентоспособности.
- Планируемые рекламные акции.
- Имеющиеся противоречия между коллективом предприятия и госструктурами, интересами общественности.
- Личные отношения ведущих специалистов как между собой, так и с руководителями экологических, экономических, административных организаций.
- Возможные противоречия, конфликты внутри коллектива, их конкретные участники.
- Наличие у членов коллектива, руководства, руководителей подразделений намерений начать свое дело, финансовые и моральные проблемы.
Исследования механизма
противоборства в торгово-экономической
сфере позволяют выделить сведения,
которые при заключении контрактов
могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Предметом защиты могут
быть:
- объемы экспортных поставок и услуг;
- цена на поставляемые товары и услуги;
- валютно-финансовые условия;
- суммы поступлений от реализации контрактов;
- факт ведения переговоров, партнеры переговоров.
Нераспространение, сокрытие
от возможных конкурентов вышеуказанной
информации затрудняет их действия, дает
предприятию экономические преимущества.
Обеспечение сохранности
экономической тайны создает
предпосылки для эффективных
действий в конкретной сфере бизнеса, является своеобразной
форой в экономическом соревновании.
3. Правовая охрана
и защита коммерческой тайны
Государство издавна содействует сохранению коммерческой
тайны. Примером могут служить многочисленные
факты ограничения доступа иностранцев
в страну (например, для защиты секретов
производства фарфора в Китае), в отдельные
отрасли экономики или на конкретные производства.
В России коммерческая тайна была ликвидирована
как правовой институт в начале 30-х годов
XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением
экономики защищалась как государственная
и служебная тайна. Сейчас предпринимаются
попытки вернуться к прежней системе,
но поскольку многие отечественные традиции
практики правоприменения в этой сфере
утрачены, неизбежны трудности. В Государственной
Думе уже второй год идет рассмотрение
проекта федерального закона “О коммерческой
тайне”, который в настоящий момент подготовлен
ко второму чтению. В ходе его подготовки
и обсуждения выявились разные подходы
к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые
взгляды на ее соотношение с другими видами
конфиденциальной информации, на определение
правового режима охраны (в том числе охраны
“ноу-хау” в режиме коммерческой тайны).
4. Объект и
субъекты права на коммерческую
тайну
В ст. 139 ГК РФ коммерческая тайна обозначена в одном ряду
со служебной тайной, что значительно
затрудняет определение объекта правового
регулирования и практику правоприменения
в этой области.
С одной стороны, действующая
редакция ст. 139 ГК РФ позволяет признавать
служебную информацию в коммерческих и иных организациях
служебной тайной, что закреплено даже
в названии гл. 23 УК РФ “Преступления
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях”.
С другой стороны, в соответствии
с трактовкой этой статьи Гражданского
кодекса РФ служебная тайна в государственных
органах власти, даже не имеющая никакого
отношения к предпринимательской деятельности,
может иметь коммерческую ценность, так
как условия отнесения информации к коммерческой
и служебной тайне, определенные в ст.
139 ГК РФ, в соответствии с международной
практикой характерны в основном для коммерческой
тайны. Это требует исключения термина
“служебная тайна” из ст. 139 ГК РФ и уточнения
названия гл. 23 УК РФ.
Объектом правоотношений
здесь выступает коммерческая тайна.
Коммерческая тайна -
это научно-техническая, технологическая,
коммерческая, организационная или
иная используемая в экономической
деятельности информация, имеющая действительную
потенциальную коммерческую ценность
в силу ее неизвестности третьим
лицам, которые могли бы получить выгоду от ее
разглашения или использования, к которой
нет свободного доступа на законном основании,
и по отношению к которой принимаются
адекватные ее ценности меры охраны. В
соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими
нормами федеральных законов информация
может составлять коммерческую тайну,
если она отвечает следующим требованиям
(представляющим собой критерии правовой
охраны):
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
- не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В законодательстве России нет исчерпывающего
перечня основных объектов коммерческой
тайны (создать его нереально в силу многообразия
субъектов и универсальности объекта
правоотношений), имеются лишь отдельные
указания. Так, в Федеральном законе “О
бухгалтерском учете” (п. 4 ст. 10) установлено,
что “содержание регистров бухгалтерского
учета и внутренней бухгалтерской отчетности
является коммерческой тайной”.
В то же время наряду с
общим перечнем сведений, доступ к
которым по закону не может быть
ограничен, в действующем законодательстве (постановлении
Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35)
содержится перечень сведений, которые
не могут составлять коммерческую тайну.
Сюда относятся:
- учредительные документы и устав предприятия или учреждения;
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
- документы о платежеспособности;
- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- документы, подтверждающие уплату налогов и обязательных платежей;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также других нарушениях законодательства Российской Федерации.
В Федеральном законе
от 11 августа 1995 г. “О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях” (п. 7 ст. 19) также указывается,
что сведения о размерах и структуре доходов
благотворительной организации, а также
сведения о размерах ее имущества, ее расходах,
численности работников, об оплате их
труда и о привлечении добровольцев не
могут составлять коммерческую тайну.
Приведенный перечень будет
утвержден (или изменен) федеральным
законом “О коммерческой тайне”. К
коммерческой тайне не может быть
отнесена информация:
- содержащаяся в учредительных документах;
- содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т. д.);
- содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторские заключения, а также в иных связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей документах;
- об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и кадровом составе работающих;
- содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества;
- подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;
- о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством;
- о наличии свободных рабочих мест;
- о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды;
- о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;
- о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации;
- о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявлений требований его кредиторами;
- для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Основными субъектами права
на коммерческую тайну являются обладатели
коммерческой тайны и их правопреемники.
Обладатели коммерческой тайны - это физические
(независимо от гражданства) и юридические
лица (коммерческие и некоммерческие организации),
занимающиеся предпринимательской деятельностью
и имеющие монопольное право на информацию,
представляющую собой, с их точки зрения,
коммерческую тайну.
Под предпринимательством
понимается “самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом порядке”
(ст. 2 ГК РФ).
Правопреемники - это физические и
юридические лица, которым в силу
служебного положения, по договору или
на ином законном основании (в том
числе по наследству) известна информация,
составляющая коммерческую тайну другого
лица.
5. Юридическая защита
права на коммерческую тайну
Защита права на коммерческую
тайну возможна с момента установления
фактической монополии обладателя
на информацию, расцениваемую им как
коммерческая тайна (в соответствии с требованиями,
установленными законом), право на такую
защиту сохраняется сколь угодно долго,
пока соблюдаются требования, предъявляемые
к охраняемой тайне.
Охраноспособность права
на коммерческую тайну не требует
государственной регистрации и проверяется только
при нарушении (оспаривании) права на коммерческую
тайну.
Обладатель коммерческой
тайны имеет право:
- самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа “Коммерческая тайна”, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);
- устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору), в том числе в отношении “ноу-хау”. Права на “ноу-хау” как на нетрадиционный объект интеллектуальной собственности, на который не распространяются исключительные права, должны охраняться в режиме коммерческой тайны;
- требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);
- допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать: