Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:34, доклад
Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами ведения кассовых операций в РБ а также определение основных направлений их совершенствования.
Введение
Общие положения ведения кассовых операций, основные понятия
2. Кассовые операции: проверка и ответственность за нарушение порядка их ведения
2.1 Порядок проведения проверок налоговыми органами и проверяемые вопросы
2.2 Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций.
Порядок проведения фактического наличия ценностей в кассе (у подотчетных лиц) определен главой 27 Инструкции № 124.
При проверке фактического наличия денежных средств и ценностей в кассе и (или) у подотчетных лиц производятся полный покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. До начала пересчета у материально ответственного и (или) у подотчетного лица истребуется письменное подтверждение о том, что все приходные документы на денежные средства и иные ценности сданы в бухгалтерию и все денежные средства (иные ценности), поступившие под его ответственность (под отчет), оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Материально ответственное (подотчетное) лицо (назначенное приказом (другим документом)) в присутствии проверяющих и представителей плательщика (иного обязанного лица) производит пересчет денежной наличности и проверку других ценностей, находящихся в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица.
При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету денежные знаки, почтовые марки и т.д.
Расписки
и другие документы на позаимствованные
в кассе деньги в остаток наличности
не включаются. Заявление кассира
о наличии в кассе (заявление
подотчетного лица о наличии у
него) денежных средств и иных ценностей,
не принадлежащих данному
Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица по форме согласно приложению 20 к Инструкции № 124, в котором указывается остаток денежных средств и ценностей в наличии и по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного (подотчетного) лица о том, что денежные средства и иные ценности, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении (в подотчете).
По выявленным проверкой отклонениям фактического наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (у подотчетного лица) от данных бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов материально ответственное (подотчетное) лицо обязано представить проверяющему письменное объяснение причин излишков или недостач.
Специалисты налоговых органов вправе проводить опечатывание касс. Опечатывание имеет своей целью пресечь совершаемые плательщиком (иным обязанным лицом) нарушения налогового и иного законодательства, предотвратить уничтожение документов, связанных с допущенными нарушениями налогового и иного законодательства, являющихся доказательством совершенного правонарушения. Опечатывание объектов осуществляется также в целях обеспечения и проведения инвентаризации, снятия остатков денежных средств. Опечатывание объектов производится в присутствии собственника и (или) плательщика (иного обязанного лица) (их представителей) с отражением данного факта в акте.
Порядок проведения проверок обслуживающими банками и проверяемые вопросы
Как
следует из ст.19 Банковского кодекса
РБ, на банк могут быть возложены
контроль за ведением клиентами кассовых
операций, а также в соответствии
с законодательством Республики Беларусь
функции агента валютного контроля.
Проведение банками проверок регулируется следующими актами законодательства:
-
Порядком организации и
-
Инструкцией о порядке ведения
кассовых операций и расчетов
наличными денежными
-
Инструкцией о порядке ведения
кассовых операций в наличной
иностранной валюте на
-
Инструкцией о порядке
При проведении проверок рассматриваются следующие вопросы:
Проверяющие, прибыв в организацию, обязаны предъявить распоряжение руководителя банка на проведение проверки и служебное удостоверение. В распоряжении указываются:
-
наименование банка,
-
наименование субъекта
- тема проверки;
-
срок проведения проверки.
Проверяющие имеют право:
-
сверять тождественность
-
проверять соблюдение
-
проверять своевременность
-
проверять наличие разрешений
уполномоченных банков на
- проверять первичные документы по учету кассовых операций и регистры учета, касающиеся учета кассовых операций (по счетам 50, 51, 52 и др.).
Помимо этого, банки могут самостоятельно определять перечень документов, сведений, предоставляемых организациями для проверки вопросов ведения субъектами хозяйствования кассовых операций в белорусских рублях и в наличной иностранной валюте.
Нарушениями, наиболее часто допускаемыми субъектами хозяйствования, являются следующие:
1)
неоприходование или
Прием наличных денежных средств в белорусских рублях и в иностранной валюте без составления приходных кассовых документов, без использования кассового суммирующего аппарата и без учинения кассиром соответствующей записи в кассовой книге, других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) означает неоприходование наличных денежных средств. От неоприходования следует отличать несвоевременное оприходование - прием денежных средств по приходным кассовым документам в день совершения операции и неучинение кассиром в этот же день соответствующих записей в кассовой книге;
2)
несоблюдение сроков и порядка
проведения инвентаризации
3)
несвоевременное (не каждый
4)
нарушение лимита остатка
Лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе юридического лица, подразделения по состоянию на конец рабочего дня. В соответствии с п.4 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.08.2007 № 166, обслуживающий банк устанавливает по согласованию с руководителем юридического лица ежегодно, как правило, в течение I квартала, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки, порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки юридическим лицам, лимит остатка касс юридическим лицам. Для установления порядка и сроков сдачи выручки, размеров расходования наличных денег из выручки юридическим лицам, а также лимитов остатка касс юридическим лицам в обслуживающий банк представляется заявка по соответствующей форме.
Установленные лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки действительны в течение срока, указанного в решении банка.
Срок
сдачи наличных денег считается
ежедневным, лимит остатка кассы
- нулевым (за исключением лиц, которым
не устанавливается в соответствии
с законодательством лимит
При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.
В кассе юридического лица, которому установлен лимит остатка кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов остатка кассы независимо от установленного обслуживающим банком срока сдачи наличных денег.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен руководителем банка.
Если по результатам проверки выявлены нарушения, то составляется акт и выносится решение о применении к организации штрафов. Если в ходе проверки (ревизии) не выявлены нарушения актов законодательства, то результаты оформляются справкой.
Акты
(справки) подписываются проводившим
проверку работником банка. Руководитель
проверяемой организации, а также
главный бухгалтер обязаны
Под
систематическими нарушениями понимаются
два и более нарушения одного вида, выявленные
в ходе проверок, произведенных в течение
календарного года, независимо от того,
применялись ли ранее меры ответственности
за такие нарушения.
2.2 Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций
За
нарушение порядка ведения
В соответствии со ст.11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 05.08.2008 № 428-З; далее - КоАП РБ) нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 базовых величин.
Согласно
нормам ст.12.20 КоАП РБ нарушение порядка
использования кассовых суммирующих
аппаратов и специальных
В соответствии со ст.12.19 КоАП РБ осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 100 до 200 % от суммы таких платежей.