Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:34, доклад
Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами ведения кассовых операций в РБ а также определение основных направлений их совершенствования.
Введение
Общие положения ведения кассовых операций, основные понятия
2. Кассовые операции: проверка и ответственность за нарушение порядка их ведения
2.1 Порядок проведения проверок налоговыми органами и проверяемые вопросы
2.2 Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций.
2. Кассовые операции: проверка и ответственность за нарушение порядка их ведения
2.1 Порядок проведения проверок налоговыми органами и проверяемые вопросы
2.2 Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций.
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия, учреждения и организации хранят свои денежные средства на счетах в банке и расходуют их, как правило, путём безналичных расчётов. Однако на практике возникает необходимость в расчётах наличными деньгами, например при выплате заработной платы, стипендий, премий, авансов на командировочные, хозяйственные и другие расходы. Таким образом, на кассира возлагается огромная ответственность за соблюдение порядка расчётов наличными деньгами.
Целью
данной работы является предоставление
наиболее полной информации по порядку
учёта кассовых операций и ознакомление
с правилами ведения кассовых
операций в РБ а также определение основных
направлений их совершенствования.
Вопросы, касающиеся кассовых операций, важны, поскольку проверка в организации начинается, как правило, с ревизии кассы. И по результатам такой проверки можно судить об организации и состоянии учёта в организации.
Дадим некоторые наиболее важные понятия:
Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утверждённой Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. N 107.
Предприятия всех форм собственности обязаны денежные средства хранить в учреждениях банков. Расчеты между субъектами хозяйствования и физическими лицами, вытекающие из гражданско-правовых отношений, производятся как наличными деньгами, так и безналичным путем в соответствии с законодательством.
Наличные деньги, полученные из банка, расходуются на те цели, на которые их выдал банк (на заработную плату, на командировки, на пенсии, стипендии, на хозяйственные нужды). В исключительных случаях по разрешению руководителя обслуживающего банка и в размере не более 50 базовых величин за месяц расчеты между субъектами хозяйствования могут производиться наличными денежными средствами.
Лимиты остатка наличных денег в кассе предприятий и организаций банки устанавливают ежегодно по согласованию с руководителями субъектов хозяйствования.
Исключения составляют предприятия с круглосуточным режимом работы, религиозные организации, предприниматели, частные нотариусы, общественные объединения, специализированные кооперативы, для которых банки устанавливают порядок и сроки сдачи выручки.
Субъекты хозяйствования, за исключением предпринимателей, не применяющих наемный труд, обязаны ежегодно представлять в обслуживающее учреждение банка заявку для установления лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, размеров ее использования. Учреждения банков на основании указанных расчетов по согласованию с руководством субъектов хозяйствования, предпринимателей с применением наемного труда устанавливают предельный остаток (лимит) наличных денег в кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки, а также размеры ее использования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Лимит
остатка кассы считается
Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае неустановленного лимита субъекты хозяйствования, предприниматели с применением наемного труда обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этими учреждениями.
Субъекты хозяйствования, предприниматели с применением наемного труда имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только для оплаты труда (заработная плата), социальных выплат, стипендий, пенсий, дивидендов и только на срок не свыше 3 рабочих дней (для колхозов, органов государственного управления, расположенных в сельской местности, не свыше 5 рабочих дней), включая день получения денег в учреждении банка либо день наступления установленного срока их выплаты при использовании по согласованию с обслуживающим банком выручки на эти цели. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной законодательством Республики Беларусь и разрабатываемыми в соответствии с ним банковскими правилами очередности платежей со счетов субъектов хозяйствования, предпринимателей.
Выдача денег субъектам
Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных законодательством, производится независимо от установленных субъектом хозяйствования, предпринимателем с применением наемного труда сроков выплаты заработной платы.
Субъекты хозяйствования и предприниматели, открывшие счета в банке, используют наличные денежные средства, поступившие в их кассу от деятельности, предусмотренной уставом, по согласованию с обслуживающим банком, на цели, определенные законодательством.
Субъекты хозяйствования, предприниматели не имеют права накапливать в кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, оплату труда, дивиденды, социальные выплаты, стипендии, пенсии) до установленного срока их выплат.
Заимствование денежной выручки одними субъектами хозяйствования у других, имеющих постоянную денежную выручку от реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на цели, предусмотренные уставной деятельностью, на основе договоров между субъектами хозяйствования по согласованию с обслуживающими эти субъекты хозяйствования учреждениями банков и Главными управлениями Национального банка в порядке, установленном Национальным банком.
Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся материально ответственным лицом. При приеме на работу издается приказ по предприятию и с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При этом руководитель должен под роспись ознакомить кассира с действующей Инструкцией о порядке ведения кассовых операций. Он несет ответственность за сохранность денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, находящихся на хранении в кассе. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученных ему обязанностей другим лицам, хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие данному предприятию.
При решении вопроса о приеме на работу в качестве кассира рекомендуется не допускать лиц:
По Инструкции о ведении кассовых операций бухгалтеры и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассира. На малых и других предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником предприятия при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
В карточке образцов подписей проставляется образец его подписи как главного бухгалтера, так и инкассатора малого предприятия.
Для
обеспечения сохранности
Передача
кассы другому кассиру (в случаях
болезни, отпуска и др. причин) производится
по приказу директора в
2. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ: ПРОВЕРКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ИХ ВЕДЕНИЯ
Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют проверки соблюдения юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь. Чаще всего проверки проводятся специалистами налоговых служб при комплексных проверках, а также обслуживающих банков.
2.1 Порядок проведения проверок налоговыми органами и проверяемые вопросы.
Специалисты
налоговых органов имеют право проводить
проверки состояния кассовой дисциплины
в организации. Проверки проводятся согласно
Инструкции о порядке организации и проведения
проверок налоговыми органами, утвержденной
постановлением МНС РБ от 29.12.2003 № 124 (с
изменениями и дополнениями, внесенными
в т.ч. постановлением МНС РБ от 10.12.2008 №
102) (далее - Инструкция № 124).
При проведении проверок должностные лица налоговых органов имеют право:
-
назначать инвентаризацию
-
проверять у должностных лиц
организаций и физических лиц
удостоверяющие личность