Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть этапы становления и развития платежной системы Республики Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные этапы становления платежной системы Республики Казахстан.
2. Проанализировать развитие платежной системы на примере АО ДБ «Альфа-Банк».
3. Определить социально–экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию платежной системы.
Введение.......................................................................................................... 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.................................................................................................. 5
1.1 Этапы становление платежной системы Республики Казахстан............. 5
1.2 Основные этапы развития платежной системы Республики Казахстан 12
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «АЛЬФА-БАНК» 18
2.1 Деятельность АО ДБ «Альфа - Банк».................................................... 18
2.2 Платежные системы АО ДБ «Альфа – Банк»......................................... 20
2.3 Разработка мероприятий по улучшению платежной системы АО ДБ «Альфа-Банк»........................................................................................................................ 22
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ АО ДБ «АЛЬФА-БАНК» 28
3.1 Формирование условий для внедрения усовершенствованной платежной системы 28
3.2 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию платежной системы................................................... 29
Заключение.................................................................................................... 36
Список используемой литературы............................................................... 37
Национальный Банк обеспечивает осуществление платежей между корреспондентскими счетами банков второго уровня и ежедневно отслеживает их текущую ликвидность. Внутрибанковские платежи и платежи между филиалами одного банка проводятся самим банком по внутренней операционной системе, которая также обеспечивает выход в платежную систему КЦМР. [13, стр. 6]
В целях формирования системы показателей, позволяющих оперативно анализировать, планировать и контролировать параметры денежно-кредитной и валютной политики, внешнего долга, платежного баланса, состояния банковской системы, а также анализа потоков денег в Республике Казахстан, в 2001 году внедрена система кодировки и определен порядок проставления Государственного классификатора Республики Казахстан – единого классификатора назначения платежей в используемых на территории Республики Казахстан платежных документах.
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «АЛЬФА-БАНК»
АО ДБ «Альфа-Банк» (Казахстан) учрежден в декабре 1994 года, имеет пять филиалов в Астане, Алматы, Караганде и Усть-Каменогорске и Экибастузе, является одним из наиболее стабильных банков Казахстана. Клиенты АО ДБ «Альфа-Банк» в полной мере могут убедиться в исключительной надежности АО ДБ «Альфа-Банк» и его постоянной заботе об их интересах.
АО ДБ «Альфа-Банк» —
является дочерним банком крупнейшего
российского банка, и поэтому
может предложить уникальный перечень
банковских продуктов предприятиям,
имеющим российских партнеров. Приоритетным
направлением деятельности банка является
обслуживание финансовых потоков между
Россией и Казахстаном. Наличие
широкой филиальной сети АО «Альфа–Банк»
во всех регионах России и за рубежом
дает банку преимущества в предоставлении
уникального перечня банковских
продуктов и услуг
Алфа-Банк входит в тройку крупнейших операторов Ограниченно-Конвертируемых Валют (ОКВ). Объем операций по ОКВ показан на рис.1 (приложение 1).
АО ДБ «Альфа-Банк», являющийся дочерним банком российского Альфа-Банка, предлагает своим клиентам полный спектр банковских услуг, в том числе:
· расчетные операции во всех видах валют;
· операции с наличными деньгами;
· прием денег на индексированный депозит (защита тенговых средств от инфляции);
· предоставление кредитов и гарантий;
· инкассация наличных денег;
· операции с ценными бумагами;
· сейфовые операции предоставление услуг по обслуживанию пластиковых карточек VISA, Master Card;
· переводы денег по международной системе «Вестерн Юнион».
Клиентами АО ДБ «Альфа-Банк» являются фирмы, организации и предприятия всех форм собственности, представляющие все отрасли и направления экономики Республики Казахстан.
Финансовые показатели АО ДБ «Альфа–Банк» в Казахстане за 2007 год заметно выросли - банк произвел очередной выпуск простых именных акций, увеличив уставный капитал за счет капитализации прибыли прошлых лет и дополнительных взносов акционеров до 1 млрд тенге, на 81% вырос собственный капитал банка и составляет на сегодняшний день свыше 2 млрд тенге. Средства клиентов банка увеличились на 26%. Дочерний банк эмитировал более 1500 платежных карточек, обороты по карточным счетам клиентов составили свыше 280 млн тенге.
АО ДБ «Альфа–Банк» ведет активную кредитную политику, ориентируясь на реальный сектор экономики Казахстана, - это финансирование горнодобывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, пищевой и легкой промышленности и других отраслей. В настоящее время в банке обслуживается свыше 4000 корпоративных и более 6500 частных клиентов.
На сегодняшний день АО ДБ «Альфа–Банк» является участником Казахстанского фонда гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
2.2 Платежные системы АО ДБ «Альфа – Банк»
АО ДБ «Альфа-Банк» является участником следующих систем:
· система обмена банковскими сообщениями (СОБС);
· межбанковская система перевода денег (МСПД);
· система розничных платежей (СРП);
· национальный клиринг VISANET;
· финансовая автоматизированная система транспорта информации
· (ФАСТИ);
Платежные системы функционируют независимо друг от друга и поддерживают связь посредством механизма сообщений. Все субъекты системы поддерживают единый формат сообщений и передачи данных.
В функции СОБС входят задачи аутентификации, приема, контроля, обработки и распределения потока сообщений. Обмен сообщений происходит по схеме “звезда”. СОБС находится в центре системы обмена сообщениями. Все сообщения, поступающие от отправителей в СОБС, без изменений пересылаются получателям, если в них не обнаружено ошибки.
МСПД принимает, обрабатывает сообщения и осуществляет перевод денег по счетам пользователей, открытых в МСПД, в момент поступления сообщений и при соблюдении условий возможности такого перевода.
СРП принимает, обрабатывает и производит взаимозачет платежей пользователей СРП, вычисляет их нетто-позиции, передает нетто-позиции пользователей в МСПД для расчета. Национальный клиринг VISANET осуществляет перевод денег по результатам клиринга локальных транзакций по операциям с использованием карточек VISA (KAZNNSS) путем дебетования/кредитования счетов пользователей МСПД в зависимости от нетто-позиций, предоставленных VISA. [9, стр. 38]
Финансовая автоматизированная
система транспорта информации (ФАСТИ)
предназначена для организации
защищенного обмена информацией
между участниками системы. Обмен
информацией в системе
Системы крупных платежей (СКП), переименованная в межбанковскую систему перевода денег (МСПД) в мае 2002 года, осуществляет расчеты в реальном времени и имеющей характеристики перспективной RTGS (системы валовых расчетов в режиме реального времени). Для любой страны построение RTGS имеет наивысший приоритет в финансовой сфере. Наличие данной системы характеризует устойчивое функционирование банковской системы государства. Во всём мире действуют общепринятые стандарты, устанавливающие соответствующие требования к построению таких систем.
Используя терминалы, участники
напрямую работают между собой в
этой системе. НБК гарантирует переводы
денег пользователя в пределах суммы,
зарезервированной им на корреспондентских
счетах в НБК для участия в
СКП. Здесь происходит разделение ответственности
между НБК, КЦМР и остальными пользователями
системы. При этом НБК отвечает за
то, чтобы нетто расчеты
Национальный клиринг VISANET осуществляет перевод денег по результатам клиринга локальных транзакций по операциям с использованием карточек VISA (KAZNNSS) путем дебетования/кредитования счетов пользователей МСПД в зависимости от нетто-позиций, предоставленных VISA.
2.3 Разработка мероприятий
по улучшению платежной
Наряду с существующими системами, участником которых является АО ДБ «Альфа-Банк», можно предложить еще один метод проведения платежей: система прямых корреспондентских отношений (СПК).
Система прямых корреспондентских
отношений состоит в следующем,
используя существующие форматы
сообщений, банки участники данной
системы осуществляют свои переводы
напрямую по направлению Банк –
Банк, а направление Банк – Казахстанский
центр межбанковских расчетов (КЦМР)
используют для расчета чистых позиций,
после завершения всех операций, соответственно
дебетовый или кредитовый. После
завершения операционного дня банки,
по каналам связи, используемым для
отправки платежей, обмениваются ведомостями
свернутых платежей, в которые
входят все платежи (входящие, исходящие)
проведенные и отправленные за день.
После получения такой
В случае, если после выверки платежей, возникли проблемы банки решают проблемы между собой путем предоставления друг другу всей необходимой информации, к примеру, повтор недостающего платежа. Все условия и принцип работы должен быть оговорен в контракте, составленном на взаимовыгодных условиях. Ведомость свернутых платежей должна содержать все необходимую информацию о платеже: референс, счет получателя и отправителя, номер документа и назначение платежа. Корреспондентские счета должны соответствовать документу «Правила установления корреспондентских отношений между банками второго уровня Республики Казахстан, а также между банками второго уровня Республики Казахстан и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций».
Правила разработаны в
соответствии с Гражданским кодексом
Республики Казахстан, Законом Республики
Казахстан «О платежах и переводах
денег» от 29 июня 1998 года. Приняты в
соответствии с ними нормативными правовыми
актами Национального Банка Республики
Казахстан и устанавливают
Договор корреспондентского счета должен содержать следующее:
1. предмет договора;
2. регистрационный номер
налогоплательщика –
3. условия оказания
Корреспондентом услуг и
4. порядок распоряжения деньгами Респондента;
5. порядок передачи
платежных документов и
6. порядок представления
Корреспондентом Респонденту
7. ответственность
8. срок действия договора и порядок его расторжения;
9. порядок разрешения споров;
10.иные условия, не
Для открытия корреспондентского счета Респондент представляет Корреспонденту документы, предусмотренные нормативным правовым актом Национального Банка, регулирующим порядок открытия банковских счетов, а также следующие документы:
1. заявление на открытие корреспондентского счета;
2. для банков – нотариально
удостоверенную копию лицензии
на проведение банковских
3. для небанковских
организаций – нотариально
Респондент обязан представить
Корреспонденту дополнительные документы,
если это прямо установлено
Внутренние правила об открытии и ведении корреспондентских счетов должны содержать следующее:
1. порядок осуществления
платежей и/или переводов
Информация о работе Этапы становления и развития платежной системы Республики Казахстан