Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
Содержание
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Единство
бюджетной системы в новых
условиях реализуется через единую
социально-экономическую
Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.
Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах разных
уровней позволяет органам
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. [7]
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.
Доходы государства представляют собой важную финансовую категорию, они формируются в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансов. Доходы государства представляют собой ту часть денежных отношений, которая связана с формированием доходов у главного субъекта распределительных отношений в результате распределения и перераспределения стоимости ВВП. Проблемы и факторы роста ВВП.
Доходы государства включают доходы бюджета, доходы государственных внебюджетных фондов, доходы государственного сектора.
Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного Кодекса доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов
Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости.
Доходы бюджета являются основной частью государственных доходов, и их можно рассматривать как экономическую (финансовую) и правовую категории. Доходы бюджета как финансовая категория - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фонда денежных средств, находящегося в распоряжении субъектов власти.
Доходы бюджета служат финансовой базой деятельности государства, а также являются элементом или инструментом государственного регулирования воспроизводственного процесса, оказывая влияние:
-
на совокупное потребление
-
на выбор направлений
- на спрос и структуру конечного потребления.
Доходы бюджета как финансовая категория, выполняют следующие функции:
Благодаря распределительной функции происходит концентрация финансовых ресурсов в бюджетном фонде государства для выполнения им своих функций.
Контрольная
функция позволяет узнать насколько
своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в
С организационно - правовой точки зрения, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ, в распоряжении органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления.
Функции доходов бюджета в полном объеме не реализуются.
В
доходах бюджетов могут быть частично
централизованы доходы, зачисляемые
в бюджеты других уровней бюджетной
системы Российской Федерации для
целевого финансирования централизованных
мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
Нормативы централизации доходов утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год, законом
субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый
год.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.
Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны.
Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);
2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. [2]
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
2) безвозмездные поступления.
Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Также доходы бюджета можно классифицировать по следующим направлениям:
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Налоги
являются главным методом
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.
Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.
Информация о работе Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета