Экономическая сущность и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения. В настоящее время завершается, по сути дела, смена социально – экономической формации в нашем обществе. Коренные изменения затронули не только его надстройку, но и базис. Многоукладность экономики России стала реальностью.
Рыночные отношения – это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ
ПОДХЫ……………………………………………………………………………..….6
1.1 Экономическое содержание прибыли………………………………………….8
1.2 Сущность, функции и виды прибыли…………………………………… .. .10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ…… …………………………………………16
2.1 Метод прямого счета…………………………………………………………..19
2.2 Аналитический метод………………………………………………………….20
2.3 Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVC-анализ)………………………………………………………………………..22
2.4 Метод на основе бюджетирования……………………………………………24
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ,
И РЕЗЕРВЫ ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ…………………………………………………..26
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………………………………………..31
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Семерня Эк-кая сущность и ф-ции прибыли.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     Первый  этап – организационный. На этом этапе  проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей - выбирается наименьшая, и планируется объем продаж а натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

     Второй  этап – производственное планирование. Цель этого этапа - разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц.

     Третий  этап связан со вторым, он включает в  себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Он складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов.

     Четвертый этап – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов.

     Пятый этап – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов.8

     Планирование  доходов и расходов по финансовой деятельности - наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

     Результаты  прогнозных расчетов переносят в  проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план. 
 
 
 
 

3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ, И РЕЗЕРВЫ ЕЕ

     УВЕЛИЧЕНИЯ 

      Основным  показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Ее относят  к показателям экономического эффекта, но не активности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Вместе с тем анализ динамики величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

      Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Также можно выделить такой фактор как обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции (Таблица 3).

      Таблица 3 - Факторы, ведущие к изменению прибыли

Фактор Пояснение
Объем продаж При высоком  удельном весе постоянных расходов себестоимости  продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции
Рост  цен В период темпов инфляции рост прибыли обеспечивался  за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора
Снижение  себестоимости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается  за счет большей управляемости и контроля в области расходов.
Обновление  ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так  и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции

     Важнейшим из них является себестоимость. Количественно  в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому  снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение расходов в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.9

      Увеличение  объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства.

      Не  требует капитальных расходов ускорение  оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

      Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

     При стабильных экономических условиях основной путь увеличения прибыли состоит в снижении себестоимости в части материальных расходов. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая и нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов.

     В добывающих отраслях прирост себестоимости  достаточно сложно обеспечить за счет снижения себестоимости добычи полезны  ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.

     На  величину прибыли от реализации продукции  влияет состав и размер нереализованных  остатков на начало и конец отчетного  периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

     Максимизация  прибыли предполагает необходимость  учитывать уровень соотношения переменных и постоянных затрат, который влияет на объем выручки от реализации продукции. Рассмотрим взаимозависимость переменных и постоянных затрат, выручки и прибыли предприятия.10

     Предположим, что переменные затраты на производство пропорциональны количеству производимого товара. Тогда при производстве К1 единиц товара переменные затраты (ЗП1) составят:

     ЗП1=ЗПЕ*К1, где ЗПЕ – переменные затраты на производство единицы товара.

     При производстве К2 единиц товара переменные затраты (ЗП2) составят:

ЗП2 = ЗПЕ*К2.

      Относительное изменение переменных затрат будет  равно:

ИП = (ЗП2 – ЗП1)/ЗП1 =(К2 – К1)/К1.

      Если  произведенный товар был продан по цене Ц за единицу, выручка от реализации К1 и К1 единиц будет равна:

В1 = Ц*К1,     В2 = Ц*К2.

      Относительное изменение выручки от реализации составит:

ИВ = (В2 – В1)/В1 = (Ц*К2 – Ц*К1)/Ц*К1 =( К2-К1)/К1.

      Таким образом, при принятых предположениях относительное изменеие выручки от реализации будет равно относительному изменению переменных затрат.

      При реализации количества товара К1 прибыль  от реализации будет равна:

ПР1 = В1 – ЗП1 – З, где З  постоянные затраты.

        При реализации количества товара К2 прибыль составит:

Пр2  = В2 – ЗП2 – З.

      Это выражение можно представить в виде:

      ПР2 = ПР1+(ПР2 – ПР1) = ПР1 + ((ПР2 – ПР1)/ПР1)*ПР1 = ПР1 + ИПР*ПР1= ПР1*(1+ИПР), где ИПР – относительное изменение прибыли.

      Выручка от реализации количества товара К2 может быть представлена в виде:

В2=В1+(В2-В1)=В1+((В2-В1)/В1)*В1 = В1+ИВ*В1.

      Переменные  затраты на производство количества товара К2 могут быть представлены в  виде:

ЗП2=ЗП1+(ЗП2 – ЗП1)=ЗП1+((ЗП2-ЗП1)/ЗП1)*ЗП1 = ЗП1+ИП*ЗП1 = ЗП1+ИВ*ЗП1.

      Представляя полученные данные в формулу расчета прибыли от реализации, получаем:

ИПР = ИВ*(В1-ЗП1)/ПР1

      Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение прибыли будет равно относительному изменению выручки от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Иначе говоря, изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли, что называют эффектом производственного рычага.

            Отношение выручки  от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли характеризует силу воздействия производственного рычага.

            Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

  1. если предприятие имеет возможность при одном и том же уровне издержек увеличивать долю постоянных затрат за счет сокращения доли переменных затрат и имеется долгосрочная перспектива спроса на его продукцию, при ее реализации можно получить больший прирост прибыли.
  2. при снижении выручки от реализации потери прибыли при большой доле постоянных затрат в общей сумме издержек могут также оказаться большими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 

      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.11

     Получая прибыль, организация (предприятие) решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи организации (предприятия). Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства. Финансист должен уметь ставить стратегические цели и уметь формулировать задачи для их достижения. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

     Распределение прибыли – составная и неразрывная  часть общей системы распределительного дохода физических лиц, самая главная.

Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли