Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа
Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения. В настоящее время завершается, по сути дела, смена социально – экономической формации в нашем обществе. Коренные изменения затронули не только его надстройку, но и базис. Многоукладность экономики России стала реальностью.
Рыночные отношения – это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ
ПОДХЫ……………………………………………………………………………..….6
1.1 Экономическое содержание прибыли………………………………………….8
1.2 Сущность, функции и виды прибыли…………………………………… .. .10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ…… …………………………………………16
2.1 Метод прямого счета…………………………………………………………..19
2.2 Аналитический метод………………………………………………………….20
2.3 Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVC-анализ)………………………………………………………………………..22
2.4 Метод на основе бюджетирования……………………………………………24
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ,
И РЕЗЕРВЫ ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ…………………………………………………..26
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………………………………………..31
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратам на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.
Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Вместе
с тем прибыль оказывает
1.2 Сущность,
функции и виды прибыли
В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.
Принято
различать экономическую и
В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.
Также принято выделять следующие виды прибыли:4
Прибыль
предприятия выполняет ряд
В
состав конечного финансового
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности.
Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли.
Одно
из представлений взаимоувязки доходов
и расходов в процессе деятельности предприятия,
в результате которой как раз и удается
обособить те или иные показатели прибыли,
приведено на рис.1
Рис. 1 - Схема взаимоувязки доходов и расходов коммерческой организации»
Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется прежде всего исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.
В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).
Первая группа объединяет лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы предприятию с целью его создания и продолжающих держать их вложенными в его активах, будучи удовлетворенными генерируемыми им результатами. Во вторую группу входят специалисты, выступающие агентами собственников предприятия и обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей. В третью группу входят налоговые органы, представляющие интересы государства. Четвертая группа наиболее многочисленна. В нее входят все физические и юридические лица, имеющие определенный интерес к деятельности предприятия и вместе с тем не имеющие доступа к ее внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.
Как следует из схемы, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности: (а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы), (б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы), (в) выплата налогов и обязательных платежей; (д) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, как видно из схемы, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.
В частности, с позиции лендеров, т. е. физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов (на схеме видно, что именно из этого источника лендеры получают свое вознаграждение — проценты по предоставленным кредитам и займам); с позиции интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов предприятия; для собственников основной показатель — чистая прибыль и т. п.
Приведенные рассуждения вновь не следует понимать буквально — в том смысле, что, например, лендеры в той или иной степени отслеживают лишь динамику прибыли до вычета процентов и налогов, а другие публичные показатели прибыли, доходов и расходов для них не представляют интереса; это совершенно не так, поскольку все упомянутые индикаторы находятся в тесной взаимосвязи между собой и их динамика не может быть разнонаправленной. Речь идет о другом — в анализе большее распространение имеют относительные показатели, в частности коэффициенты рентабельности, в алгоритмах расчета которых могут использоваться различные абсолютные показатели, и потому грамотная интерпретация подобных коэффициентов как раз и предполагает четкое понимание информационной базы для их расчета.
Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах приведены в Отчете о прибылях и убытках. Заметим, что в балансе отчетную прибыль можно видеть не всегда. Рассмотрим суть дела на примере акционерного общества.
Согласно
Федеральному закону «Об акционерных
обществах» общество должно провести
собрание акционеров до 1 июня года, следующего
за отчетным. Один из важнейших вопросов,
решаемых на собрании,— распределение
прибыли. Чистая прибыль, полученная предприятием
в отчетном периоде (ее можно назвать «прибыль
к распределению»), показана в итоге формы
№ 2. Акционеры принимают решение о распределении:
например, некоторую часть прибыли направить
на выплату дивидендов, другую — на формирование
резервного капитала, третью на создание
дополнительных резервов, четвертую —
на формирование фонда накопления, из
которого в дальнейшем будет приобретаться
имущество, пятую — на формирование фонда
естественной убыли и т. п. Некоторая часть
прибыли может остаться нераспределенной.
В соответствии с решением собрания главный
бухгалтер сделает соответствующие записи
декабрьскими оборотами (т. е. покажет
эти записи декабрем отчетного года). Таким
образом, в отчетности чистую прибыль
можно видеть только в отчете о прибылях
и убытках; в балансе эта прибыль уже распределена
по различным направлениям использования,
т. е. она «размыта» по различным фондам
и резервам, а в явном виде присутствует
лишь один ее компонент, возможно и не
самый главный по удельному весу,— нераспределенная
прибыль.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИБЫЛИ
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех лет до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствование распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем может ограничиться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.
Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства.
В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.
Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их еще называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечивать нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа.
Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.
В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыто. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.
Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли