Экономическая сущность государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи, подлежащие раскрытию в самостоятельной работе:
- определение понятия доходов бюджета;
- рассмотрение классификации доходов бюджета;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 184.69 Кб (Скачать)

В целом  Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов  ВВП (таблица 7).

Таблица 7. Параметры роста  экономики на 2009-2013 годы (темп прироста, %)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Потребление

8,5

8,3

8,7

7,7

7,6

В т.ч. частное

7,8

7,6

8,3

7,2

7,2

Государственное

11,2

11,0

10,2

9,6

9,2

Инвестиции

8,8

9,0

9,2

8,9

8,6

Экспорт товаров и услуг

9,2

3,0

0,5

1,2

2,0

Импорт товаров и услуг

15,9

9,8

7,8

7,3

8,0

ВВП

6,0

5,2

5,1

5,0

5,0


 

 

Соответственно, фискальная политика на предстоящий  период будет строиться, исходя из необходимости  обеспечения указанных параметров государственного потребления и  инвестиций.

Среднегодовой темп роста экономики в 2009-2013 годах  составит 5-7%.

ВВП на душу населения достигнет к 2013 году 15737 долларов США (рисунок 8).

Рисунок 8 - Прогноз ВВП на душу населения  в 2011-2013 годах

Объем добычи нефти и газового конденсата возрастет  с 67,3 млн. тонн в 2008 году до 83,7 млн. тонн в 2013 году.

Складывающаяся  конъюнктура на глобальных продовольственных  рынках открывает благоприятные  возможности для опережающего роста  производства сельскохозяйственной продукции  в Казахстане, что будет способствовать росту благосостояния населения  и занятости в сельской местности.

Среднегодовой прирост объема промышленной продукции  в 2008 -2013 годах составив 4.5 %, прирост  валовой проекции сельского хозяйства -3,4%.

Среднегодовой прирост объема строительных работ  ожидался на уровне 9.2%.Услуги транспорта возрастут в среднем на 3%, объем  предоставляемых услуг связи  на 18,5% в среднегодовом выражении.

Предполагается, что объемы внешнего заимствования  банками в 2009 году не превысят 25-30 % их потребности в рефинансировании внешнего долга. Погашение долга  будет осуществляться за счёт снижения внутренних и внешних активов  банков, что будет ограничивать темпы  роста кредитов и чистого притока  капитала в банковский сектор.

В последующие  годы, учитывая снижение размера внешнего долга, его рефинансирование на внешних  рынках будет осуществляться в полном объёме, что позволит использовать внутренние ресурсы на увеличение кредитования экономики.

Умеренный рост прямых инвестиций и сокращение чистого притока по другим инвестициям  будет способствовать улучшению  текущего счета, дефицит которого сократится до 1,8% от ВВП в 2010 году. Начиная с 2011 года ожидается незначительное ухудшение  дефицита текущего счета в связи  с опережающим ростом импорта  товаров и услуг.

В соответствии с Посланием Главы государства  народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан  Казахстана - главная цель государственной политики», а также в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы для создания конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны, модернизацию и диверсификацию экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование конкурентоспособности бизнеса, выходу бизнеса из «тени» и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Основными направлениями налоговой политики предполагается:

- создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

- приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики;

- оптимизирование льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

- приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

- унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

- реформирование системы налогообложения недропользователей; (упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Доходы  государственного бюджета на 2009-2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период о учетом положении нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам государственного управления и государственных учреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3% до 4% в 2009 году и до 5% в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы.

Таблица 8. Доходы государственного бюджета в % к ВВП

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы

18,5

18,8

19,2

19,2

19,7

налоговые поступления

17,9

18,2

18,7

18,8

19,3

неналоговые поступления

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

поступления от продажи капитала

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2


 

Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 -2013 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений  за предыдущие годы, анализа текущей  ситуации.

В 2009 году поступления прямых налогов в  Национальный фонд прогнозируются на уровне - 7,6 % к ВВП, в 2010 году - 6,8 %, в 2011 году -5,9 %, в 2012 году - 5,1%, в 2013 году- 4,7 % (рисунок  9).

Рисунок 9 - Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2011 - 2013 годы

 

В результате реформирования реформирования системы  налогообложения недропользователей планируется увеличение поступлений  в Национальный фонд.

Прогноз доходов государственного бюджета  на 2011 - 2013 годы (приведен в таблице 9).

Таблица 9. Прогноз параметров государственного бюджета на 2009-2013 годы, млрд. тенге

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

2013

   

прогнозы

1

2

3

4

5

6

7

ПОСТУПЛЕНИЯ

3 232,1

3 828,8

4 470,9

5 230,6

5 981,3

6 878,0

В процентах к ВВП

21,2

21,6

21,6

21,9

21,7

21,7

Доходы

2884,7

3 289,2

3 891,2

4 584,9

5 303,6

6 245,4

Налоговые поступления

2793,3

3 179,5

3 774,4

4470,5

5 183,3

6 119,5

Неналоговые поступления

51,0

60,0

63,2

66,1

68,9

71,3

Доходы от операций с капиталом

40,4

49,7

53,6

48,2

51,4

54,6

Погашение бюджетных кредитов

3,5

6,8

6,8

6,8

0,0

0,0

Поступления от продажи финансовых активов  государства

2,5

1,2

1,2

1,6

1,6

1,6

Гарантированный трансферт из Нацфонда

341,4

531,6

571,7

637,3

676,1

631,0

ДЕФИЦИТ

-210,5

-179,0

-180,0

-180,0

-190,0

-190,0

В процентах к ВВП

-1,4

-1,0

-0,9

-0,8

-0,7

-0,6


 

Прогноз параметров государственного бюджета  на 2009-2013 годы показывает, что в 2013 году предполагается объем поступлений  в 6878 млрд. тенге, что выше уровня 2008 года в 2,1 раза, в процентах же к ВВП увеличение не такое значительное – с 21,2% в 2008 году до 21,7% в 2013 году.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие бюджета и бюджетной системы  в Республике Казахстан дано в  Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV. Кодекс регулирует финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов республики различных уровней, определяет процесс разработки, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Как известно бюджет является отражением состояния  экономики страны.

Государственный бюджет служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. Он носит законодательный  характер. Ежегодно бюджеты разрабатываются  финансовыми органами, (начиная с  районных (городских) финансовых отделов  и кончая Министерством финансов Республики Казахстан; рассматривается  исполнительными органами (от акиматов до Правительства РК и утверждается законодательными (от маслихатов до Парламента РК), принимая силу закона.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет[18, c. 8].

За 2009 год поступления в государственный бюджет без учета поступлений займов составили 4040,5 млрд.тенге и исполнены на 99,5%, расходы государственного бюджета за 2008 год без учета погашения займов составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0% к плану в сумме 4419,6млрд.тенге. При запланированном дефиците в сумме 359,5 млрд.тенге, фактически дефицит сложился в сумме 332,2 млрд. тенге (таблица 1).

Доходов поступило 4 034,4 млрд.тенге, или 99,6% (темп роста в сравнении с 2008 годом составил 139,7%), при этом, без учета экспортной пошлины исполнение государственных доходов составило бы лишь 91,9% с отклонением от плана в 326,3 млрд.тенге, а темп прироста к прошлому году лишь 1,5%. Таким образом, принятие решение Правительством о введении с мая месяца прошлого года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть, оказалась оправданным и бюджет пополнился на 310,3 млрд.тенге.

Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета