Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи, подлежащие раскрытию в самостоятельной работе:
- определение понятия доходов бюджета;
- рассмотрение классификации доходов бюджета;
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 9
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 17
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Республики Казахстан 22
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 22
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 32
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложения………………………………………………………………………44
Территориальная классификация расходов позволяет отражать расходы бюджета по различным уровням бюджетной системы: расходы районных, областных и республиканского бюджетов.
Экономическая сущность государственного
бюджета характеризуется
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.
Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.
Межотраслевое
перераспределение базируется, с
одной стороны, на налогах и платежах,
вносимых в бюджет юридическими и
физическими лицами, а с другой - на финансировании
за счет бюджетных средств различных инвестиционных
программ, оборотных средств, операционных
и других расходов. Межтерриториальное
перераспределение происходит путем закрепления
налогов и доходов за соответствующими
органами государственной власти, а также
посредством различных форм бюджетного
регулирования. Это позволяет сформировать
в каждой административно-
Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причем финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения национальною дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд и государственною сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.
Широкое использование
Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.
К особенностям
распределительной функции
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Бели предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется, на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчетов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм, являясь реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим[14, c. 17]:
а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);
г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
Бюджет
- централизованный денежный фонд государства,
утверждаемый законом или решениями
местных представительных органов,
предназначенный для
Республиканский
бюджет - централизованный денежный фонд,
утверждаемый законом РК, формируемый
за счет поступлений
Из местных бюджетов обеспечивается финансирование местных программ, разрабатываются и самостоятельно исполняются местными исполнительными органами.
Государственный бюджет - совокупность республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашаюших операций между ними.
Структура государственного бюджета показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура Государственного бюджета Республики Казахстан[15, c. 14]
Распределение налогов и других обязательных платежей в бюджет между республиканскими и местными бюджетами производится в соответствии с нормативами, установленными Законами РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Размеры распределений налогов и других обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты доводятся Министерством финансов РК соответствующим финансовым органам и Казначейству.
Распределение
доходов между областным
В 2009 году выдаваемые бюджетные кредиты сократились на 33,3%, поступления в счет погашения по ранее выданным кредитам снизились на 15,6%. Объем чистого бюджетного кредитования сократился на 35,3% до 0,2% к ВВП.
Расходы государственного бюджета на приобретение финансовых активов уменьшились на 75,9%, а поступления от их продажи – на 33,4%. В результате сальдо по данным операциям уменьшилось на 93,9% до 0,4% к ВВП.
В 2009 году государственный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 492,7 млрд. тенге (3,1% к ВВП), в 2008 году дефицит составил 333,2 млрд. тенге (рисунок 3).
Рисунок 3 - Исполнение государственного бюджета
Доходы республиканского бюджета в 2009 году составили 2 779,2 млрд. тенге или на 16,2% меньше, чем в 2008 году. Налоговые поступления в республиканский бюджет сократились на 30,0%, поступления от продажи основного капитала – на 47,1%. Неналоговые поступления увеличились на 56,9%, поступления трансфертов – на 3,8%.
Рост затрат республиканского бюджета, которые достигли 3 118,6 млрд. тенге, составил 15,4% по сравнению с 2008 годом, при этом значительное увеличение наблюдается по статьям «промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность» (в 4,8 раза), «жилищно-коммунальное хозяйство» (в 2,0 раза), а также здравоохранение (в 1,5 раза).
Объем чистого бюджетного кредитования республиканского бюджета в 2009 году снизился на 40,6% до 25,0 млрд. тенге за счет сокращения объема бюджетных кредитов на 17,8% и увеличения объема поступлений по погашению бюджетных кредитов на 54,7%.
Сальдо
по операциям с финансовыми
Таким образом, республиканский бюджет исполнен с дефицитом, размер которого составил 510,9 млрд. тенге (в 2008 году – 327,5 млрд. тенге).
Местные бюджеты в 2009 году были исполнены с профицитом в 19,6 млрд. тенге (в 2008 году – дефицит в 12,8 млрд. тенге), который сложился исходя из увеличения доходов на 15,8%, при этом затраты увеличились на 12,4%, сальдо по операциям с финансовыми активами в 2,1 раза, а чистое бюджетное кредитование снизилось на 85,0%.
Таблица 2 - Исполнение государственного бюджета Казахстана в 2008-2010гг., млрд. тенге
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
Государственные услуги общего характера |
164,7 |
224,0 |
166,1 |
100,8% |
Оборона |
166,6 |
185,4 |
187,6 |
112,6% |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
241,0 |
271,5 |
316,2 |
131,2% |
Образование |
455,4 |
572,4 |
660,9 |
145,1% |
Здравоохранение |
299,4 |
363,2 |
450,9 |
150,6% |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
502,4 |
622,0 |
758,3 |
150,9% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
199,9 |
233,9 |
304,0 |
152,1% |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
122,2 |
164,0 |
173,6 |
142,1% |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
52,3 |
60,5 |
58,6 |
112,1% |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира. |
101,0 |
170,4 |
168,1 |
166,5% |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
10,5 |
40,1 |
30,9 |
295,5% |
Транспорт и коммуникации |
289,7 |
332,7 |
337,5 |
116,5% |
Прочие |
39,2 |
96,2 |
64,9 |
165,6% |
Обслуживание долга |
34,0 |
57,9 |
69,2 |
203,5% |
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета