Экономическая сущность, функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотрение теоретических основ государственного бюджета.

Задачи: рассмотреть государственный бюджет как экономическую категорию, определить роль бюджета в социально-экономических процессах, выяснить функции бюджета, рассмотреть его формирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………..5
Государственный бюджет как экономическая категория………5
Роль бюджета в социально-экономических процессах………..10


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………..13

2.1. Формирование бюджета и его функции………………………...13

2.2. Бюджетная система Российской Федерации...………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая по Финансам.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    23

финансирования  дефицитов бюджетов. Согласно этому принципу все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и  в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Они должны быть уменьшены на суммы выплат из бюджета, связных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

    7. Согласно принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    8. В соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом: а) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; б) средств целевых иностранных кредитов; в) добровольных взносов, пожертвований; г) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами с участием РФ; д) расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; е) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

    9. Принцип прозрачности означает: а) обязательное опубликование в

    24

средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по решению  законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; б) обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, которые вызывают разногласия.

    10. Принцип достоверности  бюджета подразумевает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей

территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

    11. В соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    12. Принцип подведомственности  расходов бюджетов  означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, которые не включены в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств возникает в силу закона, нормативно-правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

    13. Принцип единства  кассы предполагает зачисление всех кассовых

    25

поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением  операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовыми  актами органов государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и т.д., а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.  

 

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего  его в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

    Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

    Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а  соответственно, и экономической  категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные  отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

    Государственный бюджет обслуживает все основные функции государства: в первую очередь экономическую. Во многом роль определяется конкретной экономической ситуацией. Также бюджет является важным инструментом межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие. Еще одна функция государства, которую обслуживает ФБ - социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет

    27

выравнивание населения. И наконец, политическая функция (финансирование армии, правоохранительных органов). Также из государственного бюджета происходит финансирование НТП и госорганов власти.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

    Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном

    28

обществе.

    Федеральный бюджет России выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции  Федерального бюджета – перераспределение  национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

 

    29

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М.: Проспект, 2009 – 32с.

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    3. Дробозина, Л.А. Финансы / Л.А. Дробозина – М.: Юнити, 2001 – 543с.

    4. Дробозина, Л.А. Общая теория финансов: Учебник / Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева – М.: ЮНИТИ, 2005 – 256с.

    5. Илларионов, А.А. Финансы / А.А. Илларионов – М.: Проспект, 2008 – 300с.

    6. Ковалева, А.М. Финансы: учебное пособие / А.М. Ковалева – М.: Финансы и статистика, 2008 – 578с.

    7. Ковалев, В.В. Финансы: учебник  / В.В. Ковалев – М.: Проспект, 2010 – 926с.

    8. Краснов, В.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / В.И. Краснов – М.: Центр развития, 2007 – 500с.

    9. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева – М.: ИНФРА-М, 2008 – 360с.

    10. Поляк, Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – 512с.

    11. Родионова, М.В. Финансы: Учебник / М.В. Родионова – М.: Финансы и статистика, 2005 – 500с.

    12. Романовский, М.В. Финансы: Учебник для вузов / М.В. Романовский – М.: Перспектива, 2000 – 520с.

    13. Селезнева, Н.Н. Финансы / Н.Н. Селезнева – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 460с.

    14. Собрание законодательства РФ № 53 – 31 декабря 2001, часть I 

    30

    15. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева – М.: Проспект, 2009 – 512с.

    16. Чуев, И.Н. Финансы: учебник для вузов / И.Н. Чуев – Киев: Издательство А. С. К., 2004 – 450с.

    17. www.akm.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая сущность, функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах