Экономическая сущность, функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотрение теоретических основ государственного бюджета.

Задачи: рассмотреть государственный бюджет как экономическую категорию, определить роль бюджета в социально-экономических процессах, выяснить функции бюджета, рассмотреть его формирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………..5
Государственный бюджет как экономическая категория………5
Роль бюджета в социально-экономических процессах………..10


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………..13

2.1. Формирование бюджета и его функции………………………...13

2.2. Бюджетная система Российской Федерации...………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая по Финансам.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    16

пропорционального развития.

    Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

    Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

    Все это позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

    Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

    Велика  роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

17

    Средства, мобилизуемые через государственный  бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).

    Как известно, основной формой распределения  фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

    Бюджет  составляется на основе народнохозяйственного  плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

    4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государстве иного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране. 
 

18

2.2. Бюджетная система Российской Федерации

    Законодательство  РФ называет бюджетными отношения, возникающие  между их субъектами в процессе:

    а) формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов бюджетной системы  РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;

    б) составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения  и исполнения бюджетов бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

    Бюджетные отношения регулируются законодательством, состоящим из:

    • Бюджетного кодекса РФ (ФЗ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2000г.);
    • принятых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ: а) федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, б) законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, в) муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
    • иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих вышеназванные бюджетные правоотношения.

    Также бюджетные отношения регулируются нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Бюджетного кодекса РФ и указанных выше законов: указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, соответствующими актами федеральных органов

    19

    исполнительной  власти и т.д.

    Бюджетная система РФ – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит  из трех уровней:

    1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

    2) бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

    3) местные бюджеты, в том числе  бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

    В настоящее время бюджетная система  РФ включает федеральный бюджет, 22 республиканских  бюджета республик в составе РФ, 8 краевых, 47 областных бюджетов и бюджетов городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), один областной бюджет автономной области и 6 окружных бюджетов (ст. 65 Конституции РФ).

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ предназначены для использования расходных обязательств страны. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Аналогично для бюджета муниципального образования. 

____________

 Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

20

    В целях бюджетного планирования и  анализа бюджетное законодательство использует понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующе территории. Так, например, федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Кроме вышеперечисленного в бюджетную систему РФ входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это система экономических отношений между государством с одной стороны и физическими (или юридическими) лицами с другой с целью формирования обособленного фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения конституционных прав граждан.

    Внебюджетные  фонды классифицируются: а) в соответствии со структурой бюджетной системы (федеральные, региональные, местные), б) в зависимости  от целевого назначения – это фонды экономического назначения, а также фонды социального назначения.

Принципы  функционирования бюджетной  системы РФ

    Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на ряде принципов. Все они взаимообусловлены и взаимосвязаны.

    1. Принцип единства  бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования

    21

доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения  бюджетного учета и составления  бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

    2. Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ предполагает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий

органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

    3. Важнейшим является принцип самостоятельности бюджетов,

который декларирует:

    1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    2) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат

    22

    зачислению  в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ), предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    3) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих

         исполнению за счет доходов  и источников финансирования  дефицитов других бюджетов бюджетной  системы РФ, а также расходных  обязательств, подлежащих исполнению  одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    4) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований предполагает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление  и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами и требованиями БК РФ.

    5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников

Информация о работе Экономическая сущность, функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах