Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:46, курсовая работа
Цель моей работы: рассмотрение теоретических основ государственного бюджета.
Задачи: рассмотреть государственный бюджет как экономическую категорию, определить роль бюджета в социально-экономических процессах, выяснить функции бюджета, рассмотреть его формирование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………..5
Государственный бюджет как экономическая категория………5
Роль бюджета в социально-экономических процессах………..10
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………..13
2.1. Формирование бюджета и его функции………………………...13
2.2. Бюджетная система Российской Федерации...………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...29
16
пропорционального развития.
Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
17
Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).
Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.
Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.
4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государстве иного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, дает органам власти
реальную экономическую возможность осуществления
властных полномочий. Бюджет отражает
размеры необходимых государству финансовых
ресурсов и определяет тем самым налоговую
политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные
направления расходования средств, перераспределения
национального дохода и внутреннего валового
продукта, что позволяет ему выступать
в качестве эффективного регулятора экономики
и социальных процессов в стране.
18
2.2. Бюджетная система Российской Федерации
Законодательство РФ называет бюджетными отношения, возникающие между их субъектами в процессе:
а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;
б) составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетные отношения регулируются законодательством, состоящим из:
Также бюджетные отношения регулируются нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Бюджетного кодекса РФ и указанных выше законов: указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, соответствующими актами федеральных органов
19
исполнительной власти и т.д.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2)
бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
3)
местные бюджеты, в том числе
бюджеты муниципальных районов,
В
настоящее время бюджетная
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов РФ предназначены
для использования расходных обязательств
страны. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального
государственного внебюджетного фонда
предназначены для исполнения расходных
обязательств субъекта РФ. Аналогично
для бюджета муниципального образования.
____________
Бюджетный кодекс РФ: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
20
В
целях бюджетного планирования и
анализа бюджетное
Кроме вышеперечисленного в бюджетную систему РФ входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это система экономических отношений между государством с одной стороны и физическими (или юридическими) лицами с другой с целью формирования обособленного фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения конституционных прав граждан.
Внебюджетные фонды классифицируются: а) в соответствии со структурой бюджетной системы (федеральные, региональные, местные), б) в зависимости от целевого назначения – это фонды экономического назначения, а также фонды социального назначения.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на ряде принципов. Все они взаимообусловлены и взаимосвязаны.
1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования
21
доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ предполагает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий
органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3. Важнейшим является принцип самостоятельности бюджетов,
который декларирует:
1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат
22
зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ), предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
3) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет доходов
и источников финансирования
дефицитов других бюджетов
4) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований предполагает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами и требованиями БК РФ.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников