Эффективность расходования бюджетных средств в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции,

Содержание

Введение
Бюджетная Система Российской Федерации
Принципы Бюджетной Системы
Состав и Структура Расходов Государственного Бюджета России
Структура Расходов Федерального Бюджета За 2011г
Эффективность Использования Бюджетных Средств при Размещении Государственного и Муниципального Заказа
Анализ Плановых Мероприятий по Развитию Бюджетной Системы РФ.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 199.15 Кб (Скачать)

Статья 34. Бюджетного кодекса  РФ дает понятие Принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств: «Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». Таким образом, существует два варианта эффективного расходования бюджетных средств:

По первому варианту достижение необходимого результата происходит с использованием наименьших средств. Примером может служить запрос

котировок цен, при котором  все параметры товара, работы, услуги определены и в расчет принимается только цена поставщика. При проведении конкурса экономия возможна, только если этот параметр будет задано изначально как главенствующий (например, весомость критерия оценки «цена» будет более 50%). Заданный результат достигается наименьшим расходованием средств.

По второму варианту происходит достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Этот принцип

иногда реализуется в  проведении конкурса, где оценка предложений  происходит по различным критериям и целью является заключение контракта на лучших условиях. Поясню на примере: формируя конкурсную документацию заказчик, в соответствии со ст. 22 и 28 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», имеет право включить цену в перечень критериев с минимальным значением (например, 0,1 или 10%). Поэтому толкование термина «эффективности» как «экономии» неверно, эти понятия различны по объему, «экономия» входит в понятие «эффектности расходования бюджетных средств».

Согласно ст. 31. Бюджетного кодекса РФ право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно

обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, что включает в себя и

экономию.

Однако, при наличии экономии бюджетных средств при размещении

государственного и муниципального заказа возникают следующие практические проблемы: экономия средств влечет за собой неосовение средств выделенных по статье, если заказчик во время не сможет изменить ассигнования, или изменить смету.

Для заказчика это может  повлечь уменьшение финансирования в следующем

году, тогда как экономию спланировать сложно, и понять какова она будет в

следующем году невозможно. На уровне межбюджетных отношений эту проблему регулирует ст. 31.

Бюджетного кодекса РФ согласно которой недопустимо изъять в течение финансового года дополнительные доходы, экономии по расходам бюджетов, полученные в результате эффективного исполнения бюджетов.

На уровне же государственных  и муниципальных заказчиков (особенно на

уровне субъектов федерации  и муниципальном уровне) существенная экономия может привести к тому, что главный распорядитель средств может

перераспределить ассигнования и взять от эффективно расходующего средства учреждения менее эффективно действующему учреждению. Что же касается федеральных заказчиков то эта проблема для них на сегодня не стоит, так как федеральное казначейство не ведет учет поквартально, а ведет его ежегодно, поэтому величину экономии можно увидеть лишь по итогам года. Поэтому все сэкономленные в течение года средства федеральные заказчики стремятся потратить в конце года не допуская сколь ни будь существенной экономии средств. Поэтому имеется насущная необходимость

дополнительного стимулирования руководителей государственных  и муниципальных заказчиков на экономию бюджетных средств при размещении заказов.

Наличие практических проблем  при экономии сумм при размещении заказа тормозит более эффективное использование бюджетных средств.

Таким образом, экономия бюджетных  средств при размещении государственного и муниципального заказа является существенной частью эффективного расходования бюджетных средств, носит сугубо практический

характер и может явиться  дополнительным критерием эффективной  работы, как заказчика, так и уполномоченного органа.

АНАЛИЗ ПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

В 2011-2013 гг. планируются новые  расходные обязательства принимать  только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии  ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Подразумевается решение  следующих задач:

  • обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции;
  • в среднесрочной перспективе ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти;
  • координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Предполагается расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов;
  • обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций - обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров;
  • необходимость разработки и реализации на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
  • необходимость повышения эффективности использования государственных инвестиций;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники;
  • повышение качества человеческого капитала;

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить  следующим ключевым вопросам:

  • Повышение эффективности социальной защиты населения.
  • Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
  • Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
  • Обеспечение обороноспособности страны.
  • Реформа органов внутренних дел.
  • Развитие транспортной инфраструктуры.
  • Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Основные направления  налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы выделяются следующие:

  • поддержка компаний, где интеллектуальный труд является основным;
  • необходимость создания дополнительных условий для активизации инновационной деятельности;
  • потребность стимулирования энергосбережения и рационального использования природных ресурсов;
  • необходимость привлечения частных инвестиций в системы здравоохранения и образования;
  • необходимость дальнейшего расширения и укрепления налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов;
  • потребность в особом внимании бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.

Все вышесказанное показывает, что для усовершенствования бюджетной  системы РФ, планируется и предпринимается  много действий, как законодательного, так и исполнительного характера.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любые государственные программы  реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную  систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая  системой государственного финансового  контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные  сферы как государственной финансово-экономической  политики, так и финансово-хозяйственной  деятельности государственных организаций, организаций с государственным  участием или особо связанных  с деятельностью государства. А  это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического  развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового  контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и  социально-политического благополучия нации.

Бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.  При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Значительное увеличение объема государственного долга приводит к увеличению расходов по его обслуживанию и росту долгового бремени, которое перекладывается на будущие поколения. Именно поэтому изменения в законодательстве относительно финансирования дефицита федерального бюджета являются обоснованными и необходимыми.

В соответствии с бюджетным  законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы  являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему РФ.

Основная часть средств  приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

В практическом использовании  бюджетных отношений существуют три возможные состояния бюджетного фонда - дефицитный, профицитный и  сбалансированный. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета.

«Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств».

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

В 2011-2013 гг. планируются новые  расходные обязательства принимать  только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии  ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29.11.2010 г.).
  2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20.09.2010 г. № 245-ФЗ.
  3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ.
  4. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ.
  5. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ.
  6. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ.
  7. Бюджетная система России. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003. -639 с.
  8. Бюджетная система Российской Федерации Учебник / Под ред. М.В. Романовского – М.: Юрайт, 2004 – 621 с.
  9. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 2004–2007 гг. // Вопросы экономики, 2008, №2. -45–49 с
  10. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 2009–2012 гг. // Вопросы экономики, 2009, №1.
  11. Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити-Дана, 2009;
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  13. Бюджетная система РФ. Александров И.М. – М.: Дашков и К, 2007;
  14. Бюджетная система РФ. Николаева Т.П. – М.:ЕАОИ, 2008;
  15. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах
  16. Статья Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2011 г., Пермь
  17.      www.roskazna.ru
  18.    www.minfin.ru.

Информация о работе Эффективность расходования бюджетных средств в современной России