Эффективность расходования бюджетных средств в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции,

Содержание

Введение
Бюджетная Система Российской Федерации
Принципы Бюджетной Системы
Состав и Структура Расходов Государственного Бюджета России
Структура Расходов Федерального Бюджета За 2011г
Эффективность Использования Бюджетных Средств при Размещении Государственного и Муниципального Заказа
Анализ Плановых Мероприятий по Развитию Бюджетной Системы РФ.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 199.15 Кб (Скачать)

 

4

 

 

 

 

 

Наименование статьи расходов млрд. руб

 
 

По всем разделам и подразделам

6 431,5

 

Социальная политика

2 218,0

 

Национальная оборона

855,2

 

Национальная экономика

851,7

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

688,5

 

Общегосударственные вопросы

414,4

 

Прочие расходы

1 403,7

     

 

Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

К расходам на государственное  управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления — представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства охватывают средства, необходимые для содержания органов прокуратуры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

В расходы на народное хозяйство  главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения  и некоторые  другие отрасли.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Использование бюджетных  средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.

Правительством РФ приняты  решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного  комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных  ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов  РФ, расположенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство которых пострадало от засухи.

Значительные бюджетные  средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Это  затраты на образование, здравоохранение  и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется  социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь  финансовой базой осуществления  социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных  достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Часть бюджетных средств  направляется на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса  оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. В 2002 году расходы на оборону составляют 15% от общей суммы расходов Федерального. Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов.

Расходы на международную  деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

В составе капитальных  расходов федерального бюджета формируется  бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом. Он используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и  внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи  имущества, находящегося в федеральной  собственности и др.

Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности; исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

Осуществление расходов бюджета  производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

1) достижение максимального  эффекта при минимальных затратах;

2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных показателей и  с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетных  ассигнований. Однако помимо безвозвратного  бюджетного финансирования в  настоящее время все шире применяется  кредитование предприятий путем  выдачи бюджетных ссуд. Проценты  по таким ссудам либо не  взимаются, либо взимаются по  низким ставкам (10% годовых). Бюджетные  ссуды выдаются по специальным  распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

В области расходов бюджета  имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. В связи с этим выделяют основные задачи в области государственных расходов:

  1. сократить число федеральных целевых программ, т.е. обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах.
  2. снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  5. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  6. усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование и др.

В практическом использовании бюджетных  отношений существуют три возможные  состояния бюджетного фонда - дефицитный, профицитный и сбалансированный. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

Покрытие дефицита бюджета  может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных  ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  И -МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА.

Проблема эффективного расходования средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий существования денежных средств, а еще ранее иных весомых материальных средств их экономное расходование являло собой необходимость, вызванную ограниченностью даже самых серьезных ресурсов.

Все расходы, осуществляемые государственными или муниципальными заказчиками осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) – является главным источником финансирования государственного и муниципального заказа. Являясь специальной сферой общественных отношений, формирование и расходование его регулируется бюджетными правоотношениями. Это те отношения, которые возникают между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга (ст.1 Бюджетного

кодекса РФ). Соответствующий документ о государственном или муниципальном заказе на соответствующий год принимается на основании и в рамках закона (решения) о бюджете на текущий год. Исполнение решения о государственном или муниципальном заказе входит составной частью в исполнение соответствующего бюджета.

Форма государственного или  муниципального заказа определена ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ как заключение государственного или муниципального контракта. Расходы на государственные и муниципальные закупки проводятся с учетом одного их главных принципов бюджетной системы РФ - эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ). Данный принцип нашел свое отражение и в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так согласно ст. 1 закона регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования…»

Информация о работе Эффективность расходования бюджетных средств в современной России