История возникновения СЭЗ (свободные экономические зоны). Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей ситуацией, изучить правовые, политические и экономические аспекты развития свободно-экономических зон, а также проанализировать накопленный мировой опыт в этом вопросе и рассмотреть наиболее острые проблемы современности и пути их решения. Это позволит, прежде всего, объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат История возникновения свободных экономических зон_нов.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности  национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

    Механизм  ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.

    На  территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

    - промышленно-производственные;

    - технико-внедренческие;

    - туристско-рекреационные.

    По  мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

    Отметим, что, например, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей  заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа: Республика Татарстан и г. Липецк, и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск.

    Сейчас  идут работы в 13 ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах  станет создаваться продукция высокой  степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах.

    В настоящее время разработано  три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ: короткая - до середины 2008 г., среднесрочная - до 2010 г. и долгосрочная - до 2012 г.

    Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах  размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

    В июне 2006 г. в целях развития зон  туристско-рекреационного типа были внесены соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.

    Туристско-рекреационные  ОЭЗ являются эффективным инструментом:

    - для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России;

    - создания конкурентоспособного  туристского и санаторно-курортного  российского продукта;

    - содействия переводу туристской  и санаторно-курортной индустрии  РФ на инновационный путь развития;

    - улучшения качества туристских  и санаторно-курортных услуг до  мировых стандартов;

    - стимулирования развития депрессивных  регионов с низким промышленным  потенциалом;

    - развития инновационной и транспортной  инфраструктуры;

    - прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг;

    - повышения качества жизни и  занятости населения, обеспечивающего  функционирование ОЭЗ.

    В связи с этим целесообразно напомнить  об итогах недавно прошедшего конкурса по туристско-рекреационным зонам. Так, из 28 заявок, поданных на открытый конкурс, который проводило Минэкономразвития России, 10 были отклонены комиссией в основном из-за отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы. В итоге победителями конкурса стали Алтайский край, Республика Алтай, Иркутская область, Бурятия, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область. Правительство приняло решение о поддержке создания туристских зон в этих субъектах Федерации. Следующий конкурс будет, видимо, проведен после оценки результатов деятельности уже созданных зон и отработки механизмов управления ими.

     Мировой опыт в  сфере создания СЭЗ свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные, например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

- неудачный  выбор месторасположения зоны;

- недостаточное  внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);

- недостаточные  институциональные связи между  администрацией зоны и теми государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет, министерство экономики и тому подобное).

     В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор - глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние российской экономики, советник представительства Мирового Банка в России, Джон Хансен высказал мысль, что создание СЭЗ в России может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. 19По его мнению, свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня. И только факт едва-едва намечающегося экономического подъема заставляет нас рассматривать слова советника лишь с точки зрения совета.

     Очень важно, чтобы эффект от функционирования СЭЗ имел не только локальный (на ее территории), но и макроэкономический (для всего народного хозяйства  России) характер. Необходимо достичь сбалансированности интересов всех участников инвестиционного процесса на территории зоны. Это касается как государственных структур, так и отечественных и иностранных предпринимателей, которые в условиях экономического кризиса в Украине должны иметь равные права для вложения инвестиций в развитие экономики. Причем в каждой из СЭЗ необходимо обеспечить возможности для многовариантного экономического развития, то есть разработка проекта создания зоны предусматривает, как отмечалось выше, альтернативность направлений, по которым потенциально она может развиваться.

      В отношении вопроса о свободных  зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.  
 
 
 

 

Заключение 

     В современной ситуации, сложившейся  в нашей стране СЭЗ могли бы сыграть одну из главных ролей  в восстановлении и развитии экономического потенциала России. Для этого необходимо создать и законодательно оформить необходимую, прекрасно проработанную правовую базу, разработанную с учётом мирового опыта создания СЭЗ (в том числе в развивающихся странах и странах с переходной экономикой), и, что немаловажно, с учётом российских особенностей. Конечно, чтобы перспективы стали реальностью, необходимо создание соответствующих условий в стране - прежде всего экономическая и политическая стабильность - наличие четкого и устойчивого федерального законодательства, а также разработка методических основ создания СЭЗ и регулирования их деятельности на всех уровнях.

     Между тем, система предоставляемых свободной  зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных  преимуществ данной территории, а  не механизмом компенсации имеющихся  недостатков или отсутствующих  здесь факторов развития. Более того, при нынешних, широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала.

     Подводя итог, можно сказать, что СЭЗ, несмотря на все описанные проблемы состоялись, и должны стать немаловажным фактором развития России на пути к рынку и открытой экономике, в формировании у иностранных государств интереса к нашему государству, как к надежному партнеру, как к развитой и стабильной. СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда.

 

Список литературы

        1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Парламентская газета», N 134, 03.08.2005
        2. Базарова А. Создание особых экономических зон // Аудит и налогообложение, 2007, N 10
        3. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. //Деловые люди, 1994, N 3.
        4. Смородинская Н., Капустин А.А.  Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы.// Вопросы экономики, 1994, N 12.
        5. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон.//Российский экономический журнал, 1995, N 11.
        6. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. // БИКИ, 1996, N 39 (7465).
        7. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7.
        8. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996.
        9. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. // Экономика и жизнь, 1997, N 12.
        10. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральным законам от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и от 22.07.2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2005.

Информация о работе История возникновения СЭЗ (свободные экономические зоны). Мировой опыт