История возникновения СЭЗ (свободные экономические зоны). Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей ситуацией, изучить правовые, политические и экономические аспекты развития свободно-экономических зон, а также проанализировать накопленный мировой опыт в этом вопросе и рассмотреть наиболее острые проблемы современности и пути их решения. Это позволит, прежде всего, объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат История возникновения свободных экономических зон_нов.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    История возникновения СЭЗ (свободные  экономические зоны). Мировой опыт. (Российский опыт).

 

Содержание

 

Введение

 

     Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 свободно-экономических зон, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «свободными экономическими зонами», не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.1 Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих в России свободно-экономических зон, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим , вокруг которого на протяжении уже почти 10 лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.

       Судя по остроте этих дискуссий,  а также по отсутствию значимых  практических результатов деятельности российских свободно-экономических зон, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?

     Для ответа на подобного рода вопросы  требуется ознакомиться с существующей ситуацией, изучить правовые, политические и экономические аспекты развития свободно-экономических зон, а также проанализировать накопленный мировой опыт в этом вопросе и рассмотреть наиболее острые проблемы современности и пути их решения.  Это позволит, прежде всего, объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.  

 

      Основная  часть 

     Терминология  «свободных экономических зон» (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров» благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств.

     Свободно-экономическая  зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. 2Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

     В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных  зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов  государственного вмешательства в  экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях».

     Отмечу  следующие характерные черты  СЭЗ:

     а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

-  фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п. дополнительными льготами,

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

     б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной  государственной власти, а также  со стороны администрации.

Исходя  из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.3 К наиболее общим из них относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • - развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры4;
  • - существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

     Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов5.

     В отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается целесообразным и в  районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

     Создание  и развитие СЭЗ - действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как  показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)

     Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут  быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых капиталистических стран при создании свободной экономической зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран (и для России в том числе) приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы. 

Мировой опыт создания и развития свободных экономических  зон и возможности его применения в России 

     Зарубежный  опыт красноречиво говорит в пользу СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая  ассоциация свободных экономических  зон объединяет более 100 подобных структур. Они успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально-ориентированных рыночных реформ, – в США, Швейцарии, Ирландии. Иными словами, логика свободной экономической зоны сохраняется во всех открытых системах, где среда формируется с участием налоговых отношений. 6

     Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного  режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.

     Мировая практика свидетельствует о колоссальных успехах СЭЗ. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея  приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров “азиатского чуда», несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет.

       В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором сегодня успешно работают 5 особых экономических регионов, которые еще в 1980 г. получили льготы СЭЗ. В 1990 г к ним присоединился Пудун в Шанхае, который по объемам инвестиций 90-х годов превысил суммарный объем инвестиций 5 особых экономических регионов почти за 20 лет (соответственно 25 и 22 млрд. дол).

     Происходит  ускоренное развитие и научно-технических  зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих  и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в  США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс («Силиконовая долина») . Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч. Общее число СЭЗ в США сейчас возросло до 300.

     Успешным  вариантом свободной экономической  зоны стало создание зоны благоприятствования  в Ирландии в 1957 г. с центром в  аэропорте «Шеннон». Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - «Дог-Айленд» (Англия, 1982 г.).7 Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.

     В 1967 г. в Бразилии была создана свободная  экономическая зона иного типа - «промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно ЗО сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

     В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис «Цикуба» обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное  транспортно-географическое положение  по отношению к внешнему и  внутреннему рынкам,  наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый  производственный потенциал, наличие  производственной и социальной  инфраструктуры;

- существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный  потенциал (в первую очередь  - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

     Поэтому территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению  к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным  республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. 8В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Информация о работе История возникновения СЭЗ (свободные экономические зоны). Мировой опыт