История возникновения финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В древнем мире при значительной финансовой деятельности государств финансовой науки как таковой не было. Однако первым автором работы, посвященной финансам, был Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Его работа называется «О доходах Афинской республики». [1, с.25] Суть этого произведения заключается в том, что Ксенофонт предлагает купить государству несколько сотен рабов, отправить их на серебряные рудники и получать от продажи добываемого серебра доход в казну.

Содержание

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ФИНАНСЫ». ПЕРВЫЕ РАБОТЫ О ФИНАНСАХ…………………………………………………………………………………...3

2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА. МЕРКАНТИЛИЗМ…..5

3. АНГЛИЙСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ ШКОЛЫ………………………………………….......9

4. ФИЗИОКРАТЫ……………………………………………………………………….......11

5. АДАМ СМИТ, ДАВИД РИКАРДО…………………………………………………......13

6. ВЫДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ………………………………………….....15

7. МАРЖИНАЛИЗМ………………………………………………………………………..21

8.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ…………………….26

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

13финансы.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Главная задача А. Вагнера - доказать превосходство  государственного хозяйства. Он считает, что государственное хозяйство  есть высшая форма по сравнению с  частным. Доходы и расходы финансового  хозяйства - это органическая трата  ресурсов народного хозяйства. Материальные блага частных хозяйств в финансовом хозяйстве превращаются в услугу государству, а услуги государства  позволяют частным хозяйствам создать  подобное и большее количество новых  материальных ценностей.

В области  налоговой политики А. Вагнер выдвигал идею вмешательства государства  в процесс распределения. Он высказывается  за усиленное обложение конъюнктурных, сосредоточить внимание на предельных значениях этих величин.

Численность потребителей смешанного общественного  блага целесообразно увеличивать  до тех пор пока переполнение, обусловленное  приемом последнего «члена клуба», не вызовет такого уменьшения выгод для других его членов, которое уравновешивает снижение издержек, обусловленное участием новичка в финансировании затрат. Если же численность пользователей задана, то количество предполагаемого для потребления блага должно возрастать, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность доходов,  такие налоговые мероприятия, которые были перераспределение национального дохода                  А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. Он попытался объяснить рост государственных расходов и сформулировал закон возрастающей государственной активности.  [11]

Закон А. Вагнера:

Постоянно возрастание государственных расходов обусловлено 3 основными причинами:

социально-политической (на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций  государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных  бедствиях и катастрофах);

экономической (научно-технический прогресс, и  как следствие, увеличение государственных  ассигнований в науку, различные  инвестиционные проекты и др.);

исторической (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает  к выпуску гос.займа, год за годом  происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными  словами, расходов на его обслуживание).[12]

Адольф  Вагнер в своем учебнике финансовой науки очень подробно говорит  о значении податных принципов и  развивает таковые. Вагнер выставляет 9 податных принципов, подводя их под 4 группы. Первую группу у него образуют 2 принципа «финансовой политики», требующие достаточности и подвижности обложения; вторую группу образуют 2 «народно-хозяйственных» принципа, состоящие в требованиях, чтобы правильно происходил выбор податных источников и чтобы при этом обращалось внимание на действие налогов на их плательщиков; третью группу образуют 2 принципа «справедливости», состоящие в требованиях общности правомерности обложения, и четвертая группа состоит из трех принципов «податного управления», требующих определенности, удобства и дешевизны взимания налогов.[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.МАРЖИНАЛИЗМ.

Маржиналистское направление в экономической  науке оказало значительное влияние  на становление финансовой науки. Теория предельной полезности объединяет всех писателей субъективной школы. Выводы австрийской школы были использованы для построения общей конструкции  финансовой науки и анализа сущности отдельных финансовых явлений и  институтов, прежде всего — явления  переложения налогов с точки  зрения теории предельной полезности. Один из видных представителей австрийской  школы Э. Сакс сделал попытку разработать  общую теорию финансовой науки и  финансового хозяйства (1887). Э. Сакс считал ошибочным мнение К. Менгера, что финансовая наука - прикладная наука. Э. Сакс пришел к выводу, что финансовая наука должна стать такой же точной наукой, как и. политическая экономия. Он полагал, что у политической экономии и финансовой науки один и тот  же метод, и если политическая экономия строится на законе предельной полезности, то и финансовая наука должна быть построена на том же базисе. [9]

Итальянский финансист Ф. Нитти в “Основных  началах финансовой науки” обращает внимание на то, что финансовая наука  как самостоятельная, как наука  о законах, управляющих финансовыми  явлениями, сложилась в конце XIX в.: “В недавнее время были сделаны  попытки создания чистой финансовой науки. Особенный толчок был дан  в 1887 году, когда Э. Сакс издал свой труд об основных началах теоретической  финансовой экономии. Величайшая заслуга  Сакса в том, что он своей работой  вызвал широкое движение в области  теоретических исследований”. [2, с.15-16]

В финансовой литературе Европы и Америки 90-х  годов XIX в. по оценке современников  первое место принадлежит Э. Селигману. Его работы наиболее интересны, они  отразили современное состояние  финансовой науки. Э. Селигман прошел немецкую университетскую школу и принес в Америку хорошее знание немецкой литературы 70-х и 80-х годов. В области финансовой науки он изучил почти все основные вопросы: поимущественное обложение, подоходное обложение, прогрессивное обложение, переложение налогов, классификацию государственных доходов, государственный кредит, местные финансы. Из многочисленных сочинений Э. Селигмана самой значительной считается работа о прогрессивном обложении в теории и практике (1892). Это история опытов введения прогрессивного обложения и очерк его теории. Второе место занимает книга о переложении аналогов (1892), третье - фундаментальное исследование о подоходном налоге (1911). [9]

Итальянская финансовая наука внесла достойную  лепту в исследование предмета, содержания и структуры науки о финансах. Л. Косса изложил свои взгляды  в книге “Основы финансовой науки” (1896), изданной в России в 1900 г. Финансовая наука, по мнению Л. Косса, - это не дополнение к политэкономии, то есть она не ограничивается исследованием причин и экономических  следствий фискальных мер. Наравне  с принципами политэкономии источниками  для науки о финансах служат общие  принципы права и политики.

В финансовой науке Л. Косса выделяет три раздела, охватывающие госрасходы, доходы и  их соотношение. Вопросы финансовой политики он не отделяет от предмета науки: “Хотя наука о финансах исследует  причины и следствия финансовых явлений (например, налогов и займов), но главная цель ее состоит в том, чтобы указать управляющие принципы хорошего государственного хозяйства. Финансовая наука представляет отрасль  политики, понятой в самом широком  его значении, а именно в смысле теории управления: вот почему финансовую науку и называют также финансовой политикой”. [2, с. 16]

Ф. Нитти  считает науку о финансах ветвью политэкономии, имеющей своей задачей  изучение способов добывания и употребления материальных средств, необходимых  для жизни государства и местных  самоуправлений, т. е. изучающей экономическую  деятельность государства и низших промежуточных коллективных органов, например, общин, областей, департаментов, графств. Следовательно Ф. Нитти  расширяет предмет финансовой науки, включая в него не только государственные  финансы, чем ограничивалась большая  часть исследователей, но также и  местные. Что касается самого содержания предмета финансовой науки, то Ф. Нитти  не сводит его только к государственным  доходам, а дополняет его учением  о госрасходах, кредите и бюджете. В соответствии со своими взглядами  на экономическую роль государства  Ф.Нитти дает и обоснование налогов: "Имеются неделимые общественные услуги, как например, внутреннее спокойствие  и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае не применимы  пошлины, то есть вознаграждение за специальные  делимые услуги, то необходимо, чтобы  общие расходы покрывались налогами." Ф. Нитти вводит понятие "общественных неделимых услуг", платой за которые  и являются налоги: "Существуют коллективные потребности, отличные от индивидуальных. Удовлетворение этих коллективных потребностей производится путем общественных услуг, по природе своей неделимых и  поэтому возмещаемых гражданами посредством налоговых сборов. Налог, по Нитти, "есть та часть богатства, которую граждане дают государству  и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей." [10]

Французская финансовая мысль первой половины XIX в. (Ж.Б. Сей, Ф. Бастбла), развивая идеи А. Смита о невмешательстве государства, шла по пути дальнейшего сокращения функций государства и уменьшения бремени налогообложения. Известный  французский экономист второй половины XIX в. П. Леруа-Болье развивает индивидуалистические взгляды своих предшественников. Он выступает против хозяйственной деятельности государства, защищает интересы крупного капитала и возражает против идеи прогрессивного обложения. Что касается финансовой науки, то он исключает категорию государственных расходов из ее предмета. Он писал, что «финансовая наука — просто наука о государственных доходах и их применении к делу».

Во главе  экономистов, писавших по финансовым вопросам, во Франции начала XX в. стоял профессор  Г. Жез, который всегда стремился  к выяснению юридического аспекта  финансовых институтов.

Хорошее знание истории финансовых институтов, теоретических воззрений французских, английских и немецких ученых дало ему возможность фундаментально излагать исследуемые им проблемы. “Общая теория бюджета” - единственная работа Г. Жеза, переведенная на русский  язык и изданная в 1930 г. [2, с.17]

Из английской финансовой литературы особого внимания заслуживают работы профессора А. Пигу (1877-1959) как наиболее видного представителя  английской политической экономии. Из общего числа работ Пигу три имеют  отношение к финансовым проблемам. “Опыт по государственным финансам”, опубликованный в 1927 г., делится на три  части, посвященные расходам, налогам, займам. В рассуждении о расходах государства Пигу подчеркивает то обстоятельство, что ряд расходов государства  носит характер перераспределения  капиталов внутри народного хозяйства. Пигу особое внимание уделял обоснованию  необходимости активного государственного регулирования социально-экономических  процессов. В связи с этим он утверждал, что максимум благосостояния можно  достичь только при условии участия  государства, которое должно для  этого проводить соответствующую  финансовую политику.[14]

Достижения  финансовой науки нашли свое отражение  в массе учебной литературы. Наиболее тиражируемым (издавался 18 раз) оказался учебник профессора Эрлангенского  университета К.Т. Эеберга “Очерки  финансовой науки” (1882), в котором  использованы идеи Л. Косса. Вторым (после  учебника К. Pay) иностранным учебным  пособием по финансовой науке, которое  было переведено на русский язык, ввиду  отсутствия в русской литературе популярного курса финансов, было именно пособие К.Т. Эеберга, изданное в Ярославле в 1893 г.  

Финансовая  наука, по Эебергу, есть систематическое  изложение принципов, по которым  ведется и должно вестись финансовое хозяйство, по которым государство, область, община должны добывать и расходовать  потребные для достижения своих  целей материальные блага. Финансовая наука в соответствии со структурой финансового хозяйства распадается  на: 1) учение о расходах, 2) учение о  доходах, 3) учение об отношении между  доходами и расходами, названное  в силу важности учением о кредите. К. Эебергдает обоснование науки  о финансах как науки о государственных  финансах. Среди общественных союзов государство по своему большому, обнимающему  всю страну кругу влияния, по своей  культурной и цивилизаторской силе выделяется так значительно, что  финансовая наука до сих пор почти  исключительно занимается его хозяйством, и под выражением “финансовая  наука” понимается обыкновенно наука  о государственных финансах. [15]

К..Т  Эеберг, как и Л. Косса, считает  финансовую науку самостоятельной  наукой, которая должна учитывать  принципы политической экономики, государственного права и политики. 
 

    8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ФИНАНСОВ. 

    Сущность  финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного  воспроизводства определяются экономическим  строем общества, природой и функциями  государства.

    Финансы — историческая категория. Они появились  одновременно с возникновением государства  при расслоении общества на классы.  

    Можно выделить следующие предпосылки  возникновения финансов: 

    1. Именно в центральной Европе  в результате первых буржуазных  революций  хотя и сохранились  монархические режимы, но власть  монархов была значительно урезана  и самое главное произошло  отторжение главы государства  (монарха) от казны. Возник общегосударственный  фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не  мог единолично пользоваться. 

    2. Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы  государственных доходов и расходов  с определенным составом, структурой  и законодательным закреплением. 

    3. Налоги в денежной форме приобрели  преимущественный характер, тогда  как ранее доходы государства  формировались главным образом  за счет натуральных податей  и трудовых повинностей

Информация о работе История возникновения финансов