Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа
Поэтому целью курсовой работы является анализ причин возникновения глобального финансового кризиса и его последствий для мировой экономики.
Главными задачами послужили:
исследование истоков происхождения глобального финансового кризиса 2007-2009 годов;
изучение проблем американской экономики;
рассмотрение ипотечного кризиса в Америке
Введение 2
Глава 1. Истоки глобального финансового кризиса 2007-2009 годов 4
1.1. Проблемы американской экономики 6
1.2. Ипотечный кризис в Америке. 12
Глава 2. Фундаментальные проблемы современного мирового экономического развития 17
2.1. Влияние финансового кризиса на экономику стран мира 20
2.2. Действия стран по устранению последствий кризиса 22
2.3. Оценки продолжительности кризиса 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Реальные же ее цифры на конец 2008 года составляли как минимум 15% 8. Это значит, что реальное потребление в США сократилось как минимум на те же 15%, что соответствует 10%-му падению ВВП (с учетом того, что примерно 70% ВВП США формируется за счет потребительского спроса).
Как видно, основной проблемой американской экономики явилось наличие «избыточной» части, которая увеличилась за последние 30 лет за счет постоянного и все время увеличивающегося эмиссионного стимулирования потребительского спроса. Даже после рецессии 2001 г. в условиях экономического роста США не желали отказываться от наращивания бюджетного дефицита. Под завышенный спрос формировалось и завышенное предложение -- строились заводы, расцветали большие города и даже целые страны (особенно азиатские).
Непосредственной предпосылкой общего финансового и банковского кризиса в США был кризис субстандартного ипотечного кредитования в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов 9.
Общая тенденция американцев жить в долг, подогреваемая финансовой олигархией США стала причиной кризиса американской экономики. Одним существенным условием существования рынка долгов является наличие доверия участников этой системы друг к другу. И такое доверие у них было, поскольку сейчас американцы (частные лица и организации) должны друг другу астрономическую сумму более 50 трлн. долларов10. Необходимым условием существования этой системы является хорошая ликвидность.
В этой части проанализировано, к чему приводит хотя бы небольшой дефицит долларов в обращении. Например, некий частный банк выдал кредиты неким частным лицам, которые столкнулись с проблемой выплаты долгов и процентов по ним. Банк начинает выбивать из них возврат долгов путём обращения взыскания на предмет залога, однако банку не нужны подержанные автомобили или дома, потому как у банка обязательства перед другими субъектами экономических взаимоотношений выражены в долларах, а не автомобилях. Следовательно, банк должен кому-то продать эти дома и подержанные автомобили. Однако покупателей на это имущество нет. Банк пытается снизить цену, чтобы хоть какую-то часть вернуть, но вместо того, чтобы поправить своё положение, это приводит к лавинообразному распространению кризиса, вот по какому механизму. Когда банк снижает цены на дома, автоматически он должен понизить оценку другого аналогичного имущества по имеющимся и вновь выдаваемым кредитам.
Здесь есть небольшой нюанс, который стоит рассмотреть подробнее. Заёмщик брал у банка доллары и обязан вернуть доллары, а дом - всего лишь средство обеспечения. Если банк отнял дом, но не смог его продать за сумму, достаточную для погашения обязательств заёмщика, то сумма долга при этом полностью не гасится, т.е. в случае невыплаты кредита заёмщик не только теряет жильё, но и всё равно остаётся должен банку.
Соответственно, если даже заёмщик полноценно и своевременно платит по кредиту, то это ещё не означает, что в его отношениях с банком всё хорошо. В ситуации, когда рыночная цена обеспечения падает, заемщик обязан предоставить залог на недостающую сумму, либо погасить сумму деньгами.
Необходимо отметить, что если заёмщик не смог вернуть кредит банку, то это не только проблема заёмщика, но и проблема банка. Если банк выдавал несостоятельному должнику деньги, которые он сам в свою очередь занял у кого-то, то невозвращение кредита заёмщиком означает дыру в бюджете банка. Чем больше доля неплательщиков, тем меньше доля тех, кто продолжает платить банку. Если денег, которые платят банку добросовестные заёмщики, не хватит, чтобы рассчитаться по обязательствам банка по привлечённым средствам -- банк разорится.
Известно, что в банковской сфере существует целая система мер, направленных на то, чтобы не допустить разорения банков, однако один из защитных механизмов в нынешней ситуации даёт сбой, и вместо того, чтобы предотвращать проблемы, он их создаёт. Речь идёт о рейтинге рискованности кредитов. Есть много организаций, которые оценивают рискованность разных кредитов -- это и внутренние службы банков, и независимые рейтинговые агентства, и подразделение ФРС. Рейтинги выставляются не только отдельным фирмам или банкам, но и целым отраслям и даже государствам. Кредитные рейтинги выставляются из анализа очень многих показателей в надежде предсказать будущее, но тут есть две системные, принципиально неустранимые проблемы.
Во-первых, невозможно учесть абсолютно все параметры, чтобы точно вычислить будущее, да и точно вычислить его нельзя. Во-вторых, распространение информации о присвоенном рейтинге само изменяет ситуацию.
Далее более подробно рассмотрены ипотечные процессы в США. Например, в каком-то банке у каких-то заёмщиков возникли проблемы с выплатой процентов по ипотечным кредитам. Агентство проанализировало эту ситуацию и понизило оценку всем ипотечным кредитам, поскольку оно вполне обоснованно решило, что все такие кредиты являются более рискованными. Далее, пересчитав кредитный портфель банка, оно увидело, что у данного банка доля рискованных кредитов (все ипотечные кредиты) повысилась, соответственно, оно понизило рейтинг уже всему банку. Оно может не сразу опубликовать информацию о пересмотре кредитного рейтинга, а дать небольшое время на повышение эффективности кредитного портфеля банка, вынуждая его избавиться от проблемных кредитов. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, известить заёмщиков о необходимости погасить проблемную задолженность, чем усугубить проблему. Во-вторых, можно попытаться продать проблемные долги кому-то ещё, кто согласен работать с такими кредитами. В США такую роль выполняли два крупнейших агентства - Федеральная национальная ипотечная ассоциация и Федеральная корпорация ипотечного кредитования, называемые по созвучию с их аббревиатурами «Фредди Мак» и «Фанни Мэй». Их готовность покупать такие проблемные долги способствовал генерации ликвидности для всего рынка. Объём их операций казался настолько велик, более 6 триллионов долларов в совокупности, что считалось, что они смогут работать с любыми кредитами и нести любые риски.
Далее рассмотрено, как сказывается понижение кредитного рейтинга для ипотечных кредитов. Агентство, понизив рейтинг для заёмщиков в определённой местности, не ограничивается заёмщиками только одного банка, и, не объясняя причин своего решения, понижает рейтинги для всех заёмщиков у всех банков, имеющих жильё в данной местности. Банки пытаются избавиться от проблемных кредитов, вследствие чего понижаются оценки для всех ипотечных кредитов в этих банках. Процесс носит лавинообразный характер.
Однако кризис ипотечного кредитования отнюдь не явился проблемой только для рынка недвижимости. Из-за того, что у каждого заёмщика один карман, в котором учитываются все доходы и расходы каждого конкретного лица, и у каждого банка тоже один баланс, на котором учитываются все доходы и расходы в совокупности, проблемы с ипотекой отражаются на общем экономическом состоянии.
Дальнейшее развитие кризиса приводит к тому, что должники, столкнувшись с неожиданными требованиями банков по досрочному погашению задолженности, не имея возможности увеличить доходы, начинают сокращать свои расходы. Банки, в свою очередь, сокращают выдачу кредитов и начинают требовать их возврата.
В конце концов, это вылилось в то, что ипотечный кризис недвижимости в США в 2007 г. спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, спрос на автомобили упал, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии11. Таким образом, из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства, раскинувшиеся далеко за пределы США.
Итак, основными причинами кризиса США можно считать:
политику рейганомики, т.е. эмиссионного стимулирования совокупного спроса;
виртуализацию финансовых операций (деривативы), повлекшую недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики;
наличие избыточной ликвидности;
саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США.
В этой главе данная проблема показана в мировом масштабе. Существуют другие возможные причины кризиса, связанные с общими характеристиками мировой экономики, не сводимые к ошибкам одной лишь американской экономической политики12.
Прежде всего, необходимо указать на беспрецедентные темпы экономического роста, позволившие за пять лет (2000-2005) на четверть увеличить мировой ВВП.
Быстрый подъем неизбежно накапливает системные противоречия, невидимые за ростом благосостояния.
Надежда на то, что в этот раз будет все по-другому, произрастала не на пустом месте, а на основании осмысления тех новых (инновационных) подходов, которые несла с собой глобализация. И кризис 2008 г. можно в полной мере считать инновационным, так как в его основе лежит появление и быстрое распространение финансовых инноваций -- новых производных инструментов финансового рынка.
Следует отметить, что на современном этапе глобального развития капитализма финансовая сфера функционирует самостоятельно, отрываясь от производства, от реального сектора экономики, где, собственно, деньги зарабатываются и увеличиваются. Масштабы такого различия финансов стали критическими уже к началу 2008 г. Некоторые эксперты считали, что только 2-3% финансовых операций были связаны с материальным производством, остальные деньги же обращались и давали прибыль -- в сфере услуг, в банках, страховании и т.д. По оценкам, в среднем на каждый доллар, измеряющий стоимость реального сектора мировой экономики, в финансовой сфере циркулировало уже в начале XXI века примерно 50 долларов13. Исходя из вышеизложенного, есть основания утверждать, что одним из источников глобального кризиса стал отрыв его от развития реальной экономики, то есть от экономики по производству и реализации благ и услуг, удовлетворяющих конечные потребности общества.
Еще одной, фундаментальной причиной кризиса стал сформировавшийся глобальный дисбаланс, который на протяжении десятилетия рассматривался как основа устойчивости мирового роста. Сегодня, эта проблема играет в мировой финансовой системе важнейшую роль. В узком смысле о проблеме глобальных дисбалансов говорилось ранее в контексте дефицита торгового баланса США, сопровождающегося ростом их внешнего долга, и, прямо противоположной ситуации в Китае и ряде других стран Юго-Восточной Азии. В широком смысле проблема глобальных дисбалансов, затрагивающая экономики США, Китая, Японии, Европейского союза, проявляется в динамике курсов основных валют и стоимости валютных резервов разных стран. В результате сложился режим, противоположный модели глобализации рубежа XIX-XX вв. Если, сто лет назад капитал направлялся из развитых стран в развивающиеся, то теперь развивающиеся рынки стали центрами сбережения, а США и другие развитые страны стали преимущественно его потребителями.
У развернувшегося кризиса имелась еще одна фундаментальная предпосылка. В последние десятилетия в мировой экономике усилилась объективная тенденция укрупнения корпораций и вытекающее из этого усиление роли топ-менеджеров. В результате, сложилось объективно-субъективное противоречие, когда интересы управляющих не совпадают с интересами собственников. Произошел имеющий тенденцию к увеличению разрыв между интересами собственников и менеджеров, поведение и мотивация которых резко отличаются.
Целевая функция бизнеса также претерпела серьезную трансформацию. Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации. Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по нему оценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление к максимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основанием социально-экономического прогресса -- повышением производительности труда. Рост капитализации с ней связан, но лишь в конечном счете. Однако перед акционерами надо отчитываться ежегодно, а для получения перспективных годовых отчетов, для поддержания текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое, что обеспечивает рост производительности. Для хорошей отчетности нужны слияния и поглощения, поскольку увеличение объема активов способствует росту капитализации. И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, так как в текущем периоде это ведет к снижению капитализации. В результате в составе многих крупных промышленных корпораций сохраняются старые неэффективные производства14.
Таким образом, усиление роли управляющих менеджеров с присущими им интересами, несовпадающими с интересами собственников, а также трансформация целевой функции бизнеса привела к повышению уровня управленческих рисков и явилась одной из фундаментальных причин нынешнего кризиса. К этому надо добавить и очевидный провал рейтинговых агентств, поставляющих некачественные информационные продукты, повлекшие за собой неправильные оценки рисков участников финансового рынка. Такое положение сложилось и в российских корпорациях к началу кризиса15.
Обобщая множество взглядов на причину и природу кризиса 2008 г. можно констатировать, что мировой финансово-экономический кризис -- это многофакторный процесс, формирующийся под влиянием цикличности научно-технического прогресса и научно-технической революции, совокупности денежно-кредитных факторов, соотношения между спросом и предложением на макроуровне экономике, а также множества других факторов.
В этой части приведены основные индексы и их изменения характеризующие экономику разных стран посткризисный период.
В 2009 году ВВП США снизился на 2,4% (самый большой экономический спад с момента окончания Второй мировой войны) и составил в текущих ценах 14,259 трлн.долл., при этом потребительские расходы снизились на 0,6%, частные капиталовложения сократились на 17,9%, а государственные расходы и инвестиции увеличились на 1,9%. В 2009 финансовом году, начавшемся 1 октября 2008 г. и закончившемся 30 сентября 2009 г., дефицит федерального бюджета увеличился по сравнению с предшествующим периодом в 3,1 раза до 1,413 трлн.долл. (459 млрд. долл. в 2008 ф.г.) и составил 9,9% ВВП против 3,2% в 2008 г. При этом доходы бюджета сократились на 16,6% до 2,105 трлн.долл. и составили 14,8 % ВВП. Расходы возросли почти на 18% до 3,518 трлн.долл. и составили 24,7% ВВП. Одним из последствий финансового кризиса стало существенное снижение объемов внешней торговли США. В 2009 году американский экспорт товаров сократился на 18% до 1,046 трлн. долл., а импорт снизился на 26% до 1,563 трлн. долл., таким образом внешнеторговый дефицит составил 517 млрд.долл., что на 323 млрд.долл. меньше чем в 2008 году. Объем американского экспорта услуг упал на 8% до 507 млрд.долл., а импорт сократился на 8% до 371 млрд.долл. В 2009 г. приток иностранного капитала в экономику США составил 435 млрд.долл. (в 2008 г. - 534 млрд.долл.), при этом прямые иностранные инвестиции составили 152 млрд. долл. по сравнению с 320 млрд. долл. в 2008 г. В то же время прямые иностранные инвестиции США за рубежом снизились до 221 млрд. долл. (332 млрд. долл. в 2008 г.).
Информация о работе Истоки глобального финансового кризиса 2007-2009 годов