Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 01:00, реферат
Целью работы является исследование и анализ проблем управления на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Постановка цели определила следующие основные задачи работы:
* обобщение сложившихся в науке взглядов на проблему управления современным предприятием;
* исследование современных проблем управления на примере предприятия ООО «Продукт плюс».
Введение
Глава 1. Предприятие как основная хозяйственнаяединица
макроэкономики
1.1. Социально-экономические и организационные формы
предприятия, его трудовой коллектив
1.2. Основные элементы предприятия
Глава 2. Проблемы управления предприятием всовременных
условиях
2.1. Управление предприятием, его хозяйственной, экономической
и социальной деятельностью
2.2. Принципиальные особенности современной системы
управления предприятием
Линейная
организационная
структура, которая часто называется пирамидальной, бюро
Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.
Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.
Адаптивная организационная структура - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. [19, с.185]
Технология
Технология - это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы предприятия по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации.
Для управления персоналом важно учитывать, что тип используемой технологии задает несколько важных параметров, определяющих особенности самих исполнителей, в том числе тип совместной деятельности, характерный для той или иной технологии, что косвенно влияет на отбор людей, обладающих особыми психическими свойствами и характерологическими особенностями.
Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач или проблем.
Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядка участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса.
Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи - телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.
Финансы
Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь предприятие для выполнения собственной деятельности. Принято выделять три основные функции финансов:
· распределительную;
· стимулирующую;
· контрольную.
Важным параметром
эффективности деятельности предприятия
и условием успешного развития бизнеса
является материально-
· максимизация прибыли;
· достижение устойчивой нормы прибыли в плановый период;
· увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
· повышение курсовой стоимости акций и т. д. [16, с.163]
Управление
Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
Говоря об управлении
как элементе организации, мы в первую
очередь должны определить, какие
задачи выполняет управление в конкретной
организации и как оно это
делает, т. е. понять, какие области
являются предметом координации
и регулирования и каким
Тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения.
Первый тип характеризуется кол
Следующий тип характеризуется рыночной
управленческой формой. При ее использовании
решения принимаются в соответствии с
законами рынка, и рынок является основным
мерилом их эффективности. Главным рычагом
воздействия на персонал служат деньги,
что вполне соответствует рассмотрению
персонала как субъектов рынка труда.
Руководитель будет казаться сильным,
эффективным, если он сможет обеспечить
своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее
затраченным силам, более выгодные финансовые
условия, чем другой руководитель. Такая
управленческая форма соответствует предпринимательс
Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний).
Относительно новый
тип управления, возникший в партиципативной
организационной культуре, характеризуется демократическо
В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Основная его особенность - использование в качестве главного рычага управления знаний. [12, с.258]
Персонал
Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает предприятие. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:
Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых
· индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
· специфика мотивации
- специфика потребностей человека,
представление о целях
· индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
· демографические - половые и возрастные особенности;
· национальные и культурные
особенности - усвоенные в опыте
способы, правила и нормы поведения,
которые детерминируют
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:
· особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
· феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:
· субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
· членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения. [6, с.95]
Глава 2. Проблемы управления предприятием в современных условиях
2.1.
Управление предприятием,
его хозяйственной,
Для осуществления
производственно-хозяйственных
Важным принципом
управления является единое руководство,
то есть подчиненность руководителю
всех подразделений предприятия, всех
членов трудового коллектива. Это
означает также, что руководитель предприятия
или соответствующего подразделения
лично руководит, организовывает и
отвечает за эффективную деятельность
предприятия и его трудового
коллектива. Такое руководство
От качества руководящих кадров в значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно от руководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлять коллективом зависит успех деятельности предприятия.
Управление - это властные отношения, и держание их определяется характером собственности. В рамках своей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и систему управления. Он является монополистом по отношению к управлению своей собственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функции управления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. А коллектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих, которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут быть допущены к управлению производством.
Если собственником
предприятия является трудовой коллектив,
акционерное общество, кооператив,
то руководители таких предприятий
избираются. Высшим руководящим органом
таких предприятий являются общие
сборы собственников имущества.
Исполнительные функции по управлению
коллективным предприятием осуществляет
правление. Правление предприятия
избирается собственниками имущества
на общих сборах тайным голосованием
на альтернативной основе. Из своего состава
правление избирает председателя и
его заместителей или их роль исполняют
поочередно все члены правления.
На всех предприятиях, где используется
наемный труд, заключается коллективный
договор между собственником
и трудовым коллективом. Этим договором
регулируются производительные, трудовые
и экономические отношения
На всех предприятиях
показателем финансового