Использование нормативного метода планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие и описание нормативного метода планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в организации. Задачи, которые необходимо раскрыть:
-что такое себестоимость продукции и какие виды можно выделить
-какие виды затрат существуют на предприятии
-как составляется план по себестоимости
-что такое калькулирование продукции
-какие бывают способы калькулирования
-что такое метод учета и калькулирования
-как применяется на практике нормативный метод планирования, учета, калькулирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие планирования себестоимости продукции в организации…4
Понятие себестоимости продукции в организации. Виды себестоимости……………………………………………………….4
План по себестоимости. Классификация затрат. Цели и методы планирования………………………………………………………5
Глава 2. Калькулирование себестоимости продукции в организации……..12
2.1 Понятие и сущность калькулирования. Классификация способов калькулирования………………………………………………………….12
2.2 Методы калькулирования. Метод учета затрат и калькулирования и его особенности.
Способы калькулирования в зависимости от методов………………..16
2.3 Виды калькуляций. Этапы калькулирования……………………...23
Глава 3. Использование нормативного метода планирования себестоимости выпускаемой продукции на примере ООО «Птицефабрика Гурьевская»….26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Использование нормативного метода планирования, учета  и калькулирования  себестоимости  продукции в организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие планирования себестоимости продукции в организации…4

    1. Понятие себестоимости продукции в организации. Виды себестоимости……………………………………………………….4
    2. План по себестоимости. Классификация затрат. Цели и методы планирования………………………………………………………5

Глава 2. Калькулирование  себестоимости продукции в организации……..12

2.1 Понятие и  сущность калькулирования. Классификация способов калькулирования………………………………………………………….12

2.2 Методы калькулирования.  Метод учета затрат и калькулирования  и его особенности. 

Способы калькулирования  в зависимости от методов………………..16

2.3 Виды калькуляций. Этапы  калькулирования……………………...23

Глава 3. Использование нормативного метода планирования себестоимости выпускаемой продукции на примере ООО «Птицефабрика Гурьевская»….26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время при условиях постоянного  изменения ситуации в экономике  страны постоянно приходится проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Но для этого  необходимо получить исходную информацию, которая поможет в дальнейшем развитии деятельности предприятий. Одним из важнейших показателей является себестоимость продукции. Она помогает спланировать затраты организации на различную деятельность, а также показывает фактическое состояние экономики внутри предприятия. В своей работе я рассмотрю учет, планирование и калькулирование себестоимости продукции. В большинстве случаев организация работы с помощью этого метода дает в результате наиболее эффективную и объективную оценку ситуации в заданный  момент времени.

Целью курсовой работы является раскрытие и описание нормативного метода планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в организации. Задачи, которые необходимо раскрыть:

-что такое себестоимость продукции и какие виды можно выделить

-какие виды затрат существуют на предприятии

-как составляется  план по себестоимости

-что такое  калькулирование продукции

-какие бывают  способы калькулирования

-что такое  метод учета и калькулирования

-как применяется  на практике нормативный метод  планирования, учета, калькулирования

Актуальность  курсовой позволила раскрыть как  теоретический аспект нормативного метода, так и практический на примере  определенной организации и показать, как в условиях современной рыночной экономики планируются затраты  на предприятиях.

 1. Понятие планирования себестоимости продукции в организации

1.1 Понятие себестоимости продукции в организации. Виды себестоимости.

Прежде, чем  раскрывать понятие нормативного метода, используемого в процессе управления организацией, на мой взгляд, необходимо уточнить, что называют себестоимостью продукции в организации. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг)1. В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в экономической литературе выделяют ее виды2:

1) цеховая - включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризует затраты цеха на изготовление продукции.

2) производственная - состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов, свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции. Вычисляется по формуле:

С произв = С цех + ОПР,

Где :

С произв - производственная себестоимость;

С цех -  цеховая себестоимость;

ОПР - общепроизводственные  расходы.

3) полная себестоимость  - производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции. Рассчитывается:

С полн = С произв + ВПР

Где:

С полн – полная себестоимость;

С произв – производственная себестоимость;

ВПР - внепроизводственные  расходы или расходы, связанные  с реализацией продукции

Также, различают  индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции, а среднеотраслевая характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия.

1.2 План по себестоимости. Классификация затрат. Цели и методы планирования.

План по себестоимости  продукции в целом и калькуляция  себестоимости отдельных изделий  разрабатываются на основе прогрессивных  норм использования оборудования, расхода  сырья, материалов, топлива, электроэнергии, затрат рабочего времени и заработной платы. Кроме перечисленных мной видов себестоимости различают еще 2 вида себестоимости: фактическая и плановая. Они являются основополагающими при планировании себестоимости в организации. Фактическая себестоимость - себестоимость, определяемая на основе данных фактических затрат за данный период, а плановая себестоимость включает в себя только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми3.

В себестоимость  продукции включается следующая классификация затрат4:

1)  По способу отнесения на себестоимость отдельного вида продукции затраты делятся на:

- прямые - связаны с производством отдельного вида продукции и в его себестоимость включаются напрямую

- косвенные - связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними косвенно

2) По степени однородности выделяют:

-  элементы затрат - имеют единое экономическое содержание

- комплексные статьи затрат - объединяют разнородные по содержанию затраты по принципу их назначения, или места возникновения ( цеховые расходы, общезаводские расходы, на содержание и эксплуатацию оборудования)

3) По связи с объемом производства:

- переменные - изменяются пропорционально объему производства (расходы на материалы, сырье, сдельная зарплата)

- постоянные - не зависят от динамики объема производства ( затраты на управление, арендная плата, амортизация оборудования)

- смешанные - содержат переменную и постоянную составляющие, которые необходимо выделить ( расходы на электроэнергию)

Планирование  себестоимости продукции является важнейшим элементом управления затратами, а план по себестоимости  продукции – составной частью бизнес-плана5. Известно, что каждое предприятие, каждая организация составляет свой собственный бизнес-план, который включает ряд разделов, связанных с планом по себестоимости продукции, ведь оба этих плана тесно связаны друг с другом. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства включает в себя прежде всего: финансовый план, план технического развития производства, план инвестиций и капитального ремонта, план производства и реализации продукции, план по труду и заработной плате и так далее6. В процессе планирования себестоимости продукции рассчитываются различные виды затрат (материальные, трудовые, денежные), которые предприятие должно произвести в процессе производства и сбыта продукции. А также в процессе планирования себестоимости определяется себестоимость отдельных видов продукции. Это очень важно, так как именно от уровня себестоимости продукции зависит сумма прибыли в организации7.

Для того, чтобы составить план по себестоимости продукции, необходимо выявить основные цели планирования8:

  1. Определение общей суммы затрат на производство и сбыт продукции
  2. Установление себестоимости товарной продукции
  3. Выявление и максимальное использование имеющихся резервов снижения себестоимости продукции
  4. Калькулирование себестоимости отдельных видов продукции и товарной продукции в целом

Какие же данные являются исходными для планирования себестоимости продукции? Прежде всего, это сам объем продукции, а также нормы расходов материалов, топлива, энергии. Затем цены, ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, различные тарифы.  Также исходными данными являются планы по труду, заработной плате, техническому развитию производства и другие.

План по себестоимости  продукции включает в себя три  подраздела9:

-план снижения  себестоимости продукции;

-себестоимость  всей товарной и реализованной  продукции;

-плановая калькуляция  отдельных изделий.

План по себестоимости  продукции является одним из важнейших элементов бизнес – плана любого предприятия. Он составляется на год, причем весь год делится на отдельные кварталы. Такое деление позволяет учесть все возможные положительные факторы, влияющие на себестоимость, и устранить или уменьшить отрицательные факторы.

 Как я уже говорила, основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. 

Планирование себестоимости продукции в организации может осуществляться двумя методами: нормативным и методом планирования по технико – экономическим показателям10. Оба эти метода применяются в неразрывной связи друг с другом. Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы по всем ресурсам. При методе планирования по технико – экономическим показателям учитываются следующие факторы11:

а) технические (внедрение в плановом периоде  новой технологии и техники);

б) организационные (совершенствование организационной  структуры управления предприятием, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы организации труда);

в) изменение  объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

г) уровень инфляции в плановом периоде;

д) специфические  факторы (например, изменение геологических  условий разработки полезных ископаемых).

В практике используют два показателя при планировании себестоимости, а именно при снижении себестоимости. Во-первых, это планирование по сравнимой товарной продукции, а во-вторых, планирование по затратам на 1 руб. товарной продукции,  при условии если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик.

Планируемый размер снижения себестоимости рассчитывается через  абсолютный размер экономии (Эабс.ср.т.п)12:

Эабс.ср.т.п = NniCbi – NniCni,

Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п  / NniCni *100,

 

где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции;

 

NniCbi - плановый  выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода;

 

NniCni - то же, по  себестоимости планового периода;

 

n - число видов  сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции  абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:

 

Эабс.т.п = Зтнб - Зтпп.

 

Также  определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде  в сравнении с отчетным периодом (S’т.п):

 

S’т.п= Эабс.т.п  /Зтпп  *100,

 

где Зтпб - затраты  на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.;

 

Зтпп - то же, в  плановом периоде.

На уровень  затрат оказывает влияние целый  ряд факторов, в том числе изменение  норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и другое.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что нормативный метод планирования продукции в организации –  это методы регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию. Данный метод ориентирует трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Поэтому, разработав план себестоимости продукции, организация существенно упрощает свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Калькулирование  себестоимости продукции в организации

2.1 Понятие и сущность  калькулирования. Классификация  способов калькулирования.

Информация о работе Использование нормативного метода планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции в организации