Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение сущности национальной инвестиционной политики, анализ современного состояния инвестиций в России, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.
Введение...................................................................................................................2
1.Инвестиции и их место в экономической системе............................................4
1.1.Экономическая сущность инвестиций..................................................4
1.2.Виды и формы инвестиций.....................................................................7
1.3.Формирование и влияние инвестиций................................................13
1.4.Рынок инвестиций.................................................................................16
2.Инвестиционная деятельность..........................................................................18
2.1.Организация инвестиционной деятельности......................................18
2.2.Общие принципы и методы управления инвестициями....................22
2.3.Основные направления повышения и методы оценки
эффективности инвестиций................................................................26
2.4.Роль банков в инвестировании.............................................................31
3.Особенности инвестиционной политики в России.........................................35
3.1.Развитие инвестиционной политики...................................................35
3.2.Инвестиционный климат России.........................................................37
3.3.Анализ инвестиций в России................................................................41
Заключение.............................................................................................................45
Список используемых источников и литературы..............................................49
Приложения...........................................................................................................52
Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами (экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в его распоряжении.
Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период переходного характера экономики.
Поэтому
следует проводить
3.Особенности
инвестиционной политики в
3.1. Развитие инвестиционной политики
Становление
новой модели инвестиционной деятельности,
адекватной рыночной системе хозяйствования,
предполагало замену централизованного
распределения инвестиционных ресурсов
рыночными формами
1
этап – инвестиционная
Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, разработанные Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».
В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.
В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой - привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.
В поисках выхода из сложившейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиций, неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.
2
этап – инвестиционная
Были определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий, а преодоление сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.
1.2.Инвестиционный климат России.
Инвестиционная деятельность тесным образом связана с формированием инвестиционного климата — этой важнейшей составной частью в институциональной системе экономики, призванной создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил через активную инвестиционную деятельность.
На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания потенциалу региона. В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. Действительно, до финансового кризиса отечественные инвесторы ориентировались преимущественно на инвестиционный потенциал, мало принимая во внимание риски. А зарубежный инвестор, напротив, четко следовал «за риском». Российские инвесторы «исправились» и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные коллеги.
Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замедлило сказаться на социальной стабильности. Выясняется, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Естественно, такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов.
Кризис – время неопределенностей, ведь никто не может точно сказать, что произойдет с рынком, какой будет цена на продукцию и потребительские предпочтения. В процессе реструктуризации заемщикам приходится пересматривать имеющиеся коммерческие и инвестиционные планы, и кредиторам неизбежно требуются аргументированные обоснования пути, по которому движется бизнес. Антикризисная инвестиционная политика определяет выбор предпринимателя: продолжать финансировать инвестиционные проекты, заморозить или вообще ликвидировать. Обычно собственники бизнеса принимают решения на основе эмоций и текущих проблем (срочно требуются денежные средства!). В противовес этому, инвестиционная политика, которая, по сути, является набором критериев и механизмов для принятия решения с учетом всех факторов, позволяет принять взвешенное решение.
Динамика
инвестиционной активности в реальном
секторе Российской экономики имеет
негативные тенденции. По разным данным
от 50 до 70% основных производственных фондов
требует замены, а средний срок
службы оборудования превысил 15 лет. Но
снижение конкурентоспособности
Большая часть инвестиций осуществляется за счет собственных средств предприятий, что говорит о слабой связи между реальным и финансовым секторами экономики. Ясно, что без привлечения больших капиталовложений невозможно преодолеть спад производства во всех отраслях и произвести структурную перестройку экономики, не говоря уже о модернизации оборудования.
Значение
государственного инвестирования должно
возрасти не столько с точки зрения
объема централизованных источников,
сколько с позиций
Направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются: создание условий для инвестирования, стимулирование инвестиционной деятельности, соблюдение баланса между лоббизмом, протекционизмом и либерализмом.
Проблемами инвестиционно-финансового рынка в России являются:
Таким образом, в РФ требуется усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики развития российской экономики.
При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета.
Разумная
стратегия капиталовложений может
облегчить структурную
Огромное значение в современных условиях имеет вовлечение сбережений населения в процесс инвестирования. Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования. В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Одним из перспективных направлений процесса привлечение сбережений населения является ипотечное кредитование. Однако в настоящее время произошло резкое снижение объемов выдачи ипотечных кредитов и возрастание процентных ставок.
3.3. Анализ инвестиций в России.
Кредитный кризис, разразившийся в прошлом году, вогнал российский рынок в апатию, заставив многих отказаться от инвестиций.
В экономику России в 2008г. вложено 8764,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал собственные средства организаций составили 40,0% от общего объема инвестиций, привлеченные средства – 60,0 процента. По сравнению с 2007г. снизилась доля инвестиций, финансируемых за счет собственных средств организаций при увеличении доли инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков, средств вышестоящих организаций. Сократилась доля бюджетных средств на 0,5 процентного пункта (приложение 6.1.). По сравнению с 2007г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах увеличились на 9,8 процента.