Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение сущности национальной инвестиционной политики, анализ современного состояния инвестиций в России, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1.Инвестиции и их место в экономической системе............................................4
1.1.Экономическая сущность инвестиций..................................................4
1.2.Виды и формы инвестиций.....................................................................7
1.3.Формирование и влияние инвестиций................................................13
1.4.Рынок инвестиций.................................................................................16
2.Инвестиционная деятельность..........................................................................18
2.1.Организация инвестиционной деятельности......................................18
2.2.Общие принципы и методы управления инвестициями....................22
2.3.Основные направления повышения и методы оценки
эффективности инвестиций................................................................26
2.4.Роль банков в инвестировании.............................................................31
3.Особенности инвестиционной политики в России.........................................35
3.1.Развитие инвестиционной политики...................................................35
3.2.Инвестиционный климат России.........................................................37
3.3.Анализ инвестиций в России................................................................41
Заключение.............................................................................................................45
Список используемых источников и литературы..............................................49
Приложения...........................................................................................................52

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика.docx

— 150.00 Кб (Скачать)

      Заинтересованность  в получении банковских средств сверх рыночных ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами (экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в его распоряжении.

      Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период переходного характера экономики.

      Поэтому следует проводить совершенствование  кредитной политики, при которой, с одной стороны, гарантировались  бы интересы банков, а с другой – обеспечивалось повышение заинтересованности рыночных субъектов в получении кредитов под инвестиционные проекты. Ну и при всем этом, прежде всего, ни в коей мере бы ни были каким-то образом принижены интересы государства. К стимулам пользования кредитом можно отнести: во-первых, право выбора кредитополучателем приоритетных объектов вложений исходя из ориентации на рыночную конъюнктуру; во-вторых, возможность отчисления в фонды потребления добавочных средств в результате использования более эффективных проектов.

 

      3.Особенности  инвестиционной политики в России.

      3.1. Развитие инвестиционной политики

      Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного  распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

      1 этап – инвестиционная политика  начального периода рыночного  реформирования.

      Меры  государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны  в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, разработанные Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

      В соответствии с принятым курсом экономических  реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

      В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой - привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

      В поисках выхода из сложившейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиций, неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.

      2 этап – инвестиционная политика  в пост кризисный период.

      Были  определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться  структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась  сохранением существующих экономических  условий, а преодоление сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

      Новые программные правительственные  документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.

 

      1.2.Инвестиционный климат России.

      Инвестиционная  деятельность тесным образом связана  с формированием инвестиционного климата — этой важнейшей составной частью в институциональной системе экономики, призванной создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил через активную инвестиционную деятельность.

      На  первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания потенциалу региона. В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. Действительно, до финансового кризиса отечественные инвесторы ориентировались преимущественно на инвестиционный потенциал, мало принимая во внимание риски. А зарубежный инвестор, напротив, четко следовал «за риском». Российские инвесторы «исправились» и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные коллеги.

      Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замедлило сказаться на социальной стабильности. Выясняется, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Естественно, такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов.

      Кризис  – время неопределенностей, ведь никто не может точно сказать, что произойдет с рынком, какой  будет цена на продукцию и потребительские  предпочтения. В процессе реструктуризации заемщикам приходится пересматривать имеющиеся коммерческие и инвестиционные планы, и кредиторам неизбежно требуются аргументированные обоснования пути, по которому движется бизнес. Антикризисная инвестиционная политика определяет выбор предпринимателя: продолжать финансировать инвестиционные проекты, заморозить или вообще ликвидировать. Обычно собственники бизнеса принимают решения на основе эмоций и текущих проблем (срочно требуются денежные средства!). В противовес этому, инвестиционная политика, которая, по сути, является набором критериев и механизмов для принятия решения с учетом всех факторов, позволяет принять взвешенное решение.

      Динамика  инвестиционной активности в реальном секторе Российской экономики имеет  негативные тенденции. По разным данным от 50 до 70% основных производственных фондов требует замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет. Но снижение конкурентоспособности продукции отечественных производителей обусловлено не только износом основных фондов. Дело и в несовершенной структуре совершаемых капиталовложений: пониженная доля инвестиций в машины и оборудование, т.е. активную часть основных фондов, непосредственно участвующую в процессе производства.

      Большая часть инвестиций осуществляется за счет собственных средств предприятий, что говорит о слабой связи между реальным и финансовым секторами экономики. Ясно, что без привлечения больших капиталовложений невозможно преодолеть спад производства во всех отраслях и произвести структурную перестройку экономики, не говоря уже о модернизации оборудования.

Значение  государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций в Российской Федерации, является их низкая по сравнению частными эффективность.

      Направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются: создание условий для инвестирования, стимулирование инвестиционной деятельности, соблюдение баланса между лоббизмом, протекционизмом и либерализмом.

      Проблемами  инвестиционно-финансового рынка в России являются:

  • Значительный системный риск: Неспособность государства контролировать рыночные механизмы, Сосуществование коррупции и либерализма, Обособленность политико-экономической власти на уровне федеральных образований;
  • Низкая корпоративная культура: Концентрированная форма собственности в руках ресурсных олигархов и политиков, Неэффективная структура корпоративного управления, Значительная информационная асимметрия и агентские затраты;
  • Общая неэффективность экономики: Депрессия промышленного спроса, Односторонность товарного выпуска, Снижение ресурсного потенциала, Слабый текущий спрос на товары капитального характера
  • Значительный дефицит финансовых ресурсов: Доминирующая роль внутренних средств предприятий, Низкая ликвидность реального сектора и неплатежи, Основа интенсивного развития - внешние источники капитала, Неликвидность оборотного капитала в экономике, Разрыв сроков: краткосрочная ликвидность финансового рынка и долгосрочные потребности экономики;
  • Недостаточная эффективность, ширина и глубина рынка капитала: Ненадежность долговых заимствований в национальном масштабе, Неразвитость вторичного рынка капитала, Незначительность прямых иностранных инвестиций
  • Неэффективная система реализации государственной инвестиционной политики: Значительное количество специально уполномоченных органов, Совмещение посреднических или “агентских” функций с функциями собственника, Значительное число разрешений и множественность “окон”, Отсутствие ответственности чиновников;

      Таким образом, в РФ требуется усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики развития российской экономики.

      При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета.

      Разумная  стратегия капиталовложений может  облегчить структурную перестройку  экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Немаловажным является также процесс упрощения бюрократических процедур.

      Огромное  значение в современных условиях имеет вовлечение сбережений населения в процесс инвестирования. Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования. В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Одним из перспективных направлений процесса привлечение сбережений населения является ипотечное кредитование. Однако в настоящее время произошло резкое снижение объемов выдачи ипотечных кредитов и возрастание процентных ставок.

 

      3.3. Анализ инвестиций в России.

      Кредитный кризис, разразившийся в прошлом году, вогнал российский рынок в апатию, заставив многих отказаться от инвестиций.

      В экономику России в 2008г. вложено 8764,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал  собственные средства организаций составили 40,0% от общего объема инвестиций, привлеченные средства  – 60,0 процента. По сравнению с 2007г. снизилась доля инвестиций, финансируемых за счет собственных средств организаций при увеличении доли инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков, средств вышестоящих организаций. Сократилась доля бюджетных средств на 0,5 процентного пункта (приложение 6.1.). По сравнению с 2007г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах увеличились на 9,8 процента.

Информация о работе Инвестиционная политика