Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение сущности национальной инвестиционной политики, анализ современного состояния инвестиций в России, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1.Инвестиции и их место в экономической системе............................................4
1.1.Экономическая сущность инвестиций..................................................4
1.2.Виды и формы инвестиций.....................................................................7
1.3.Формирование и влияние инвестиций................................................13
1.4.Рынок инвестиций.................................................................................16
2.Инвестиционная деятельность..........................................................................18
2.1.Организация инвестиционной деятельности......................................18
2.2.Общие принципы и методы управления инвестициями....................22
2.3.Основные направления повышения и методы оценки
эффективности инвестиций................................................................26
2.4.Роль банков в инвестировании.............................................................31
3.Особенности инвестиционной политики в России.........................................35
3.1.Развитие инвестиционной политики...................................................35
3.2.Инвестиционный климат России.........................................................37
3.3.Анализ инвестиций в России................................................................41
Заключение.............................................................................................................45
Список используемых источников и литературы..............................................49
Приложения...........................................................................................................52

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика.docx

— 150.00 Кб (Скачать)

      1.4. Рынок инвестиций.

      Инвестиционная деятельность неразрывно связана с оценкой состояния и прогнозированием развития рынка инвестиций.

      Инвестиционный  рынок - совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями объектов инвестирования во всех его формах, которая характеризуется такими основными элементами, как цена, инвестиционный спрос и предложение. Главной движущей силой развития инвестиционного рынка является конкуренция.

      В экономических публикациях встречаются  различные подходы к пониманию инвестиционного рынка. В отечественной экономической литературе одни авторы под инвестиционными товарами подразумевают только определенные разновидности объектов вложений (основной капитал, строительные материалы и строительно-монтажные работы), другие трактуют инвестиционный рынок более широко - как рынок объектов инвестирования во всех его формах. Зарубежные экономисты под инвестиционным рынком, как правило, понимают фондовый рынок, так как доминирующей формой инвестиций в развитом рыночном хозяйстве являются вложения в ценные бумаги.

      К субъектам инвестиционного рынка  относятся: государство, территории, хозяйственные предприятия, учреждения и организации, внеэкономические учреждения, домашние хозяйства.

      Цивилизованный  инвестиционный рынок выводит страну на материальное благополучие, вовлекает в кругооборот максимальное количество предпринимательского капитала, предусматривает наличие достаточного объёма платежеспособного спроса на объекты инвестирования и множество возможностей эффективно вкладывать свои деньги.

      В состав инвестиционного рынка входят:

  1. Рынок объектов реального инвестирования, в который входят:
  • Прямые капитальные вложения. Они были и остаются наиболее значимым сегментом инвестиционного рынка. Формой инвестирования здесь являются капиталовложения в новое строительство, расширение, модернизацию и техническое перевооружение хозяйствующих объектов.
  • Объекты приватизации - те, которые продаются на аукционах, по конкурсу или полностью выкупаются трудовыми коллективами.
  • Недвижимость - самостоятельный элемент инвестиционного рынка. Уже сейчас на рынке недвижимости осуществляется ощутимый объём операций по купле-продаже зданий, помещений, сооружений, квартир, офисов, дач и т.п. В перспективе этот рынок резко расширится за счёт включения в оборот земельных участков.
  • Прочие объекты реального инвестирования - различные предметы коллекционирования (художественные произведения, антиквариат, нумизматические ценности и т.д.), драгоценные металлы и камни.
  1. Рынок инструментов финансового инвестирования:
  • Объекты фондового рынка - ценные бумаги (облигации, акции, опционы, фьючерсы и пр.).
  • Объекты денежного рынка - депозитные вклады (срочные и до востребования), свободно конвертируемая валюта (доллары, евро и др.).

      Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливают  необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум, ослабление и спад конъюнктуры. Конъюнктура инвестиционного рынка - совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.

      В процессе исследования инвестиционного  рынка и анализа макроэкономических показателей его развития особое внимание уделяется состоянию экономического развития страны. 

      2. Инвестиционная деятельность.

      2.1.Организация  инвестиционной деятельности.

      Инвестиционная  деятельность - совокупность осуществляемых действий по разумному вложению средств в эффективные программы и проекты, способные принести достаточную выгоду.

      Стержневым  или центральным звеном осуществления  инвестиционной деятельности является разработанный проект или соответствующая  программа вложения средств (приложение 3).

      Инвестиционный  проект - совокупность технико-экономических решений и организационно-финансовых мероприятий по реализации средств и воплощению их в инвестиционный объект в форме осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, строительно-монтажных, испытательных, пуско-наладочных, приёмо-сдаточных, организационно-правовых, рекламно-оформительских и информационных работ и услуг в целях достижения желаемой социально-экономической эффективности.

      Инвестиционные  проекты могут носить глобальный мировой, межгосударственный, государственный, региональный и муниципальный характер.

      Существует  четыре признака, характеризующих конкретный инвестиционный проект: направленность на достижение цели; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени; оригинальность (уникальность).

      Жизненный цикл инвестиционного проекта включает: формулировку проекта; анализ проекта; разработку проекта; реализацию проекта  и оценку полученных результатов.

      Методология комплексной оценки достоинств и  недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с  учётом их макро- и микроэкономических последствий называется проектным анализом. Он состоит из технического, организационного, экономического, финансового, социального и экологического анализов.

      В инвестиционной деятельности постоянно  приходится считаться с корректирующим фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость денежных средств.

      Прогнозирование инфляции - сложный и достаточно трудоёмкий вероятностный процесс, в ходе которого надо учесть влияние объективных и субъективных факторов на обесценение денежных средств (инвестиций). Осуществлять такой прогноз и исключать воздействие инфляции на инвестирование в нашей стране пока крайне необходимо.

      Инвестиционная  деятельность во всех её формах и видах  сопряжена с риском, степень которого резко усиливается с переходом  к рыночным отношениям в экономике.

      Инвестиционный  риск - вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижение прибыли, утрата доходов, капитала и пр.) в ситуации неопределённости условий вложения средств в экономику.

      Возникающие в инвестиционной деятельности риски  классифицируются по сферам влияния, формам инвестирования и источникам возникновения (приложение 4).

      Любая предпринимательская деятельность предполагает наличие на рынке множества  посредников, в том числе и  в сфере инвестиций. Посредники в инвестировании нужны для повышения эффективности вложения средств в экономику. В качестве посредников при вложении средств в экономику выступают: инвестиционные компании и фирмы, а также фонды.

      Инвестиционные  компании обычно работают на первичном  рынке ценных бумаг и фондовых биржах. Инвестиционные фирмы привлекают на добровольной основе временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и граждан, а затем направляют их от своего имени в наиболее прибыльные реальные проекты и финансовые инструменты. Инвестиционные фонды всю полученную прибыль должны распределять среди акционеров.

      В России инвестиционные фонды создаются  в виде акционерных обществ открытого и закрытого типов. В начале функционирования российские инвестиционные фонды работали с приватизационными чеками (ваучерами). В дальнейшем, после прекращения действия приватизационных чеков, эти фонды несколько изменили свои функции и превратились в паевые инвестиционные фонды.

      Паевой  инвестиционный фонд (ПИФ) - важное звено национальной системы инвестиций, обеспечивающее всем желающим доступ к наиболее доходным инструментам финансового рынка. Развитие паевых инвестиционных фондов - тенденция расширения сферы государственного регулирования процесса накопления сбережений, устраняющая основу построения финансовых пирамид, которые до сих пор встречаются.

      Инвестиционный  процесс нуждается в государственном  регулировании, как прямом, так и косвенном. Так как прибыли должны быть достаточными для того, чтобы предприниматели могли делать инвестиции. В то же время, если прибыли становятся слишком высокими за счет уменьшения доли заработной платы, то это может породить напряженность в политике и требование повысить заработную плату, которые быстро сведут на нет, как и прибыль, так и желание осуществлять инвестиции.

      Обеспечение конкурентоспособности продукции  с помощью производства определенной высокотехнологичной продукции лучшего качества (в отличие от относительного снижения цен и заработной платы) и получение соответствующей платы за нее – путь для поддержания платежного баланса в равновесии, а, следовательно, в этом случае нет необходимости в проведении политики сдерживания или протекционизма.

      Таким образом, высокая конкурентоспособность  – это тот ключ, который позволяет разрешить конфликт целей между внутренним и внешним балансом. Она – основополагающая предпосылка развития экономики, в целом, без дефицита платежного баланса и безработицы. Но, чтобы производить требуемые товары и услуги, страна должна находится на переднем плане в вопросах внедрения новой техники и выпуска новой продукции. А из этого следует, в свою очередь, требование не консервировать ресурсы людей и производительный капитал в таких отраслях, которые выбиты международной конкуренцией, вместо того, чтобы наоборот, поддержать и стимулировать структурную перестройку и перевести ресурсы из старых отраслей и предприятий в новые, путем проведения соответствующих инвестиционных программ. При этом необходима также долгосрочная политика повышения образовательного уровня кадров, а также прибыльности для стимулирования новых инвестиций и распространения новой техники и технологии.

 

 

      2.2.Общие принципы и методы управления инвестициями.

      Основную  роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с чётким государственным регулированием инвестиционной деятельности. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.2 С инвестиционной политикой тесно связано понятие правового режима инвестиционной деятельности, которое объединяет целый ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, легализованным в качестве участников экономических отношений на российском рынке.

      Основные  формы государственного регулирования  инвестиционной деятельности:

  1. Регулирование финансовых инвестиций предполагает установление законодательными органами возможностей выпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований к эмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотом ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников.
  2. Регулирование условий вложения средств за пределами государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом
  3. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговых ставок и льгот. Налоговые ставки обосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельным производствам в зависимости от их значимости для развития экономики в целом.
  4. Регулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формирует наиболее приоритетные направления вложения средств. Согласно действующему законодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выборе объектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание и использование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим и архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства в целом.
  5. Регулирование участия инвестора в приватизации осуществляется в соответствии с принятым в России "Законом о приватизации" и разработанной федеральной (региональной) программой продажи имущества государственных и муниципальных предприятий в частную собственность или передачи индивидуальным владельцам на определённых условиях.
  6. Экспертиза инвестиционных проектов производится по всем внешним, государственным и региональным программам, реализуемым за счёт бюджетных и внебюджетных средств. Инвестиции за счёт других источников подлежат государственной экспертизе в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований. Особо тщательной экспертизе должны подвергаться проекты с привлечением иностранных инвесторов, претендующие на дополнительные налоговые, таможенные и другие льготы.
  7. Регулирование инвестиционной деятельности путём проведения эффективной амортизационной политики предполагает установление оптимальных норм износа основного капитала, прежде всего, оборудования. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания устанавливаются инвесторами самостоятельно в пределах 10 лет. Оптимальная, в т.ч. ускоренная, амортизация позволяет формировать средства и обновлять постоянный капитал фирмы (компании).
  8. Льготное кредитование – предоставление ссуд на социально-экономическое развитие регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) по сниженным банковским процентам. Льготы по кредитам, в первую очередь, получают предприятия агропромышленного комплекса, а также иностранные фирмы и компании в течение трёх лет со дня освоения инвестиций.
  9. Защита инвестиций осуществляется государственными органами в равной мере всем инвесторам, в т.ч. иностранным, независимо от формы собственности. Единый правовой режим инвестиционной деятельности исключает применение дискриминации по отношению к инвесторам. Каждый из них волен распоряжаться вкладываемыми средствами по своему усмотрению, вплоть до их ликвидации. Законодательством предусмотрены условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.
  10. Предоставление финансовой помощи регионам, отраслям и отдельным фирмам (компаниям) в условиях рынка носит разовый или периодический характер. Основными формами финансовой помощи являются дотации, субсидии, субвенции и бюджетные займы под конкретные инвестиционные проекты. Размеры такой финансовой помощи рассматриваются и утверждаются ежегодно в процессе утверждения бюджетов всех уровней.

Информация о работе Инвестиционная политика