Инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной политики в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования;
рассмотреть состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс;
определить факторы, влияющие на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в России;
проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в республике Карели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------
3

ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА--------------------------------
7
1.1. Сущность государственных инвестиций, их структура и значение------
7
1.2. Цели и задачи инвестиционной политики--------------------------------------
11
1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности---------
17
1.4. Инвестиционная политика, ее роль в современных условиях------------
21

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ --------------------------------------------------------
28

2.1.Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития-------------------------------------------

28
2.2.Создание институционально - правовой и экономической среды, стимулирующий инвестиции в реальный сектор экономики------------------
31
2.3. Инвестиционная политика в Республики Карелия--------------------------
35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------
45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
47

Работа содержит 1 файл

инвест.политика гос.docx

— 100.17 Кб (Скачать)

Для проведения эффективной  муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии  инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение  инвестиций на региональном уровне целесообразно  проводить с учетом следующих  мер:

  • оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
  • формирования и реализации стратегии регионального развития;
  • разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
  • формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
  • разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
  • формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА

 

 

2.1. Государственные  инвестиции и поддержка приоритетных  направлений экономического развития

 

 

Реализация задач современного этапа экономического развития требует  более активной поддержки инвестиционной сферы. При этом значение государственного инвестирования должно возрасти не столько  с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций  государственных гарантий, страхования  и ориентира для частных инвесторов.

1. Проблемы бюджетного  финансирования инвестиций.

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход  рыночных преобразований и структурную  перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны столько  с ограниченными возможностями  бюджетной системы, сколько с  неопределенной или даже ошибочной  стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в  государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения  ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии  определённой зависимости между  государственными приоритетами и инвестиционными  мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при  разработке перспективных направлений  инвестиционной политики.11

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной  инвестиционная политика и согласования интересов инвесторов различных  уровней, а предпринимаемы меры будут  по-прежнему носить преимущественно  пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует  также учитывать, что недостаточная  и бессистемная поддержка отдельных  производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих  субъектов.

При анализе вопроса о возможностях государственной инвестиционной поддержки  производителей нельзя учитывать крайнюю  ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем в современных  условиях не меньшее значение приобретают  повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности  и реальности бюджетного планирования.

Использование международного опыта  по реализации государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без  учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости  перестройки бюджетной системы.

В российской экономике, как убедительно  показывают итоги реформ, возрастание  государственных расходов непроизводительного  характера не компенсировалось соответствующим  увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало  одним из факторов, обусловливающих  сокращение государственных централизованных  инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

Важной проблемой связанной  с использованием государственных  инвестиций, является их низкая по сравнению  частными эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении  государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности  инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.

Государственная поддержка частных  инвестиций осуществляется посредством  долевого участия государства в  инвестиционных проектах, прошедших  конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение  инвестиционной активности и мобилизацию  капитала частных отечественных  и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъём коммерческой, бюджетной и  народно-хозяйственной эффективности  инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Новый порядок финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право  выбора формы участия государства  в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие  государства в финансировании инвестиционного  проекта могло осуществляться в  следующих формах:

  • государственного инвестиционного кредита со сроком возврата  в течении двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере ј ставки рефинансирования Банка России
  • закрепления в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.12

 

 

 

 

 

2.2. Создание институционально-правовой  и экономической среды, стимулирующей  инвестиции в реальный сектор  экономики

 

 

 

 

Создание государством благоприятных  условий для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные  процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где  должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства  на новом этапе экономических  реформ, является денежно-кредитная  сфера.

1. Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций

Обеспечение устойчивого инвестиционного  подъема  прежде всего предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной  системы, дедолларизацию и повышение  роли национальной валюты. Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.13

2. Формирование  эффективной инфраструктуры финансового  рынка

Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм  и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система смогла  обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий. К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.

Создание системы гарантирования депозитов. Мировой опыт подсказывает, что введение системы гарантирования депозитов является необходимой составляющей комплекса мер, направленных на масштабную мобилизацию сбережений населения.

Создание системы гарантирования депозитов является фактором существенного  потенциального увеличения ликвидности, как отдельных кредитных институтов, так и целой кредитной системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов из банков.

3. Активная  промышленная и структурная политика.

Задачи обеспечения экономического роста и инвестиционного подъема  помимо решения проблем инвестиционно-финансовых ресурсов предполагают воплощение последних  в технологиях и производствах, повышающих конкурентоспособность  национального хозяйства. Для этого необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства.14

Реструктурирование производства направлено на оздоровление производственного  потенциала, обеспечение снижения транзакционных издержек, повышение эффективности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового капитала. Важнейшей задачей   реструктурирования   является   повышение   инвестиционной: привлекательности предприятий. Для этого необходимо создать систему, обеспечивающую открытость, доступность и достоверность информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.), повышение защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий, улучшение качества работы и ответственности менеджеров высшего звена, организацию отношений собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость между доходами менеджера и получаемой предприятием прибылью.

Реструктуризация также предполагает выделение и поддержку конкурентоспособных  производств, и активизацию банкротства  неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на реструктурирование предприятий должно осуществляться через систему банков развития и сосредоточиваться на специальных инвестиционных счетах.

Ключевым направлением реструктурирования реального сектора является создание условий для становления крупных  корпоративных структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации финансово-промышленных групп. Крупные корпорации способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации деятельности и обеспечения инвестиционного процесса в важнейших народно-хозяйственных сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного оборота) планово-распределительные методы.

4. Налоговая политика.

В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации  инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение  действенности налоговых льгот  при осуществлении инвестиций. Налоговые  льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.

5. Правовые и нормативные методы регулирования.

Совершенствование правового  регулирования инвестиционного процесса является одним из важнейших условий его активизации. Базисными законами в области инвестиционной деятельности являются, как отмечалось, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ (Приложения 1, 2, 3). Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Между тем в практической организации  инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют  правовой регламентации. К ним можно  отнести: гарантии реального обеспечения  прав собственности, вопрос о частной  собственности на землю, процедуры  регистрации предприятий, связанных  с деятельностью иностранных  инвесторов, Непредсказуемого и частого  изменения таможенных пошлин, а также  несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических  субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики.15

 

2.3. Инвестиционная политика в Республике Карелия

 

 

Правительством Республики Карелия  поставлена задача о переходе к инновационному этапу развития. Одним из ключевых факторов достижения результата является разработка и планомерное проведение продуманной инвестиционной политики. В связи с этим работа по привлечению  инвесторов, созданию благоприятного инвестиционного климата, содействия инвестору при реализации проектов должна стать приоритетной.

Информация о работе Инвестиционная политика государства