Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
осуществляется органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности предусматривает:
1) создание благоприятных
условий для развития инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- защиты интересов инвесторов;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства
в инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов, в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением.
Все инвестиционные проекты,
независимо от источников финансирования
и форм собственности объектов капитальных
вложений, до их утверждения подлежат
экспертизе в соответствии с законодательством
Российской Федерации.7
Инвестиционные проекты,
финансируемые за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также инвестиционные
проекты, имеющие важное народнохозяйственное
значение, независимо от источников финансирования
и форм собственности объектов капитальных
вложений, подлежат государственной
экспертизе, осуществляемой уполномоченными
на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной
экспертизы инвестиционных проектов определяется
Правительством Российской Федерации.
Государство гарантирует всем субъектам
инвестиционной деятельности, независимо
от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестирования;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
- защиту капитальных вложений.
Таким образом, государственное
регулирование инвестиционной деятельности
позволяет обеспечить достаточный
уровень инвестиционной активности,
соблюдение законных прав участников
инвестиционного процесса, а также
реализацию целей и задач инвестиционной
политики государства.
1.4. Инвестиционная
политика, ее роль в современных условиях
Инвестиционная политика,
как и финансовая политика, является
составной частью экономической
политики государства. Инвестиционная
политика - это важный рычаг воздействия,
как на экономику страны, так и
на предпринимательскую деятельность
ее хозяйствующих субъектов. Под
инвестиционной политикой государства
понимается комплекс целенаправленных
мероприятий по созданию благоприятных
условий для всех субъектов хозяйствования
с целью оживления инвестиционной
деятельности, подъема экономики, повышения
эффективности производства и решения
социальных проблем.8 Основной целью инвестиционной
политики является создание оптимальных
условий для активизации инвестиционного
потенциала. Основными направлениями
инвестиционной политики выступают меры
по организации благоприятного режима
для деятельности отечественных и иностранных
инвесторов, увеличению прибыльности
и минимизации рисков в интересах стабильного
экономического и социального развития,
повышению жизненного уровня населения.
Результат осуществления инвестиционной
политики оценивается в зависимости от
объема вовлеченных в развитие экономики
инвестиционных ресурсов. Государство
может влиять на инвестиционную активность
при помощи амортизационной политики,
научно-технической политики, политики
в отношении иностранных инвестиций и др. Амортизационная политика
государства устанавливает порядок начисления
и использования амортизационных отчислений.
Осуществляя соответствующую амортизационную
политику, государство регулирует темпы
и характер воспроизводства, и в первую
очередь, скорость обновления основных
фондов. Правильная амортизационная политика
государства позволяет предприятиям иметь
достаточные инвестиционные средства
для простого и в определенной мере для
расширенного воспроизводства основных
фондов.
Под
научно-технической политикой государства
понимается система целенаправленных
мер, обеспечивающих комплексное
развитие науки и техники, внедрение
их результатов в экономику
страны. Научно-техническая политика
является составной частью инновационной
политики и предполагает выбор
приоритетных направлений в развитии
науки и техники и всяческую
поддержку государства в их развитии.
В настоящее
время российская экономика нуждается
в притоке иностранных инвестиций. Это
вызвано практически полным отсутствием
финансирования из средств государственного
бюджета, отсутствием достаточных средств
у предприятий, развитием общего экономического
кризиса и спадом производства, большим
износом установленного на предприятиях
оборудования и другими причинами. Действительно,
иностранный капитал, привлеченный в национальную
экономику и используемый эффективно,
с одной стороны, оказывает положительное
влияние на экономический рост, помогает
интегрироваться в мировую экономику.
С другой стороны, привлечение иностранных
инвестиций накладывает определенные
обязательства, создает многообразные
формы зависимости страны, вызывает резкий
рост внешнего долга и др. Таким образом,
иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные
последствия для национальной экономики.
В связи с этим, естественно, ставится
вопрос о расширении технической помощи,
направленной на углубление использования
собственных ресурсов, повышение квалификации
национальных Кадров, а уже затем о привлечении
инвестиций в виде кредитов. Речь идет
о том, что сначала необходимо научиться
эффективно, использовать свои финансы,
а затем принимать иностранный капитал
в свою экономику. Перспективы же для инвесторов
в России в настоящее время весьма многообещающи.
Отсутствие существенной конкуренции
со стороны национальных предпринимателей,
дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого
сырья и всепоглощающий рынок потребления,
и, самое главное, высокий процент прибыли,
во много раз превышающий среднюю прибыль
в странах со зрелой рыночной экономикой,
делают отечественную экономику привлекательной
для иностранных предпринимателей. Однако,
несмотря на это, иностранные инверторы
не очень торопятся вкладывать свои капиталы
в российские предприятия. Основными причинами
этого являются:
- нестабильность экономической и политической ситуации;
- несовершенное и противоречивое законодательство;
- неясность в определении прав собственности;
- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
- нестабильность рубля как национальной валюты;
- непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия
по привлечению иностранных инвестиций
можно свести в две группы. К
первой относятся действия, направленные
на снижение темпов инфляции, рисков для
иностранных инвесторов в России
и гарантированные выплаты по
внешним долгам. Ко второй - мероприятия
правительства, которые снижают
налоги для иностранных инвесторов
и облегчают таможенные условия. Таким
образом, продуктивная инвестиционная
политика государства тесно связана с
амортизационной политикой, научно-технической
политикой, политикой в отношении иностранных
инвестиций и др. Все они являются составными
частями экономической и социальной политики
государства, должны вытекать из нее и
способствовать ее реализации. Инвестиционная
политика не может осуществляться без
механизма ее реализации. Он должен включать
в себя:
- выбор источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков реализации;
- выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу. Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
- величиной имеющегося производственного потенциала;
- природно-климатическими условиями;
- оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
- географическим местонахождением и геополитическим положением;
- состоянием окружающей среды;
- демографической ситуацией;
- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Все большую роль в инвестиционной
деятельности в последнее время
играют отдельные коммерческие предприятия
и организации. Исходя из этого, существенно
повышается роль инвестиционной политики
предприятия. Под инвестиционной политикой
коммерческого предприятия понимается
комплекс мероприятий, обеспечивающих
выгодное вложение собственных, заемных
и других средств в инвестиции
с целью обеспечения финансовой
устойчивости работы предприятия в
ближайшей и дальнейшей перспективе.
Согласно теории инвестиций основными
принципами инвестиционной политики являются:
целенаправленность, эффективность, многовариантность,
системность, гибкость, готовность к
освоению ресурсов, регулируемость действий,
комплексность и социальная, экологическая
и экономическая безопасность. Эти
принципы должны реализовываться в
инвестиционной политике органов власти
различного уровня. Инвестиционная политика
на федеральном уровне должна активизировать
инвестиционную деятельность на уровне
регионов и предприятий.9 Так, например, основными принципами
региональной инвестиционной политики
на федеральном уровне могут быть следующие:
- государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;
- на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;
- необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;
- наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;
- разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.10