Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной политики Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и экономическое значение, факторы формирования инвестиционного потенциала в национальной экономике;
раскрыть особенности инвестиционного климата, стратегии и направления привлечения инвестиций в Республике Беларусь;
провести анализ инвестирования в экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность инвестиционной политики, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность, роль и классификация инвестиций 6
1.2 Понятие, направления, инструменты государственной инвестиционной политики 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность Республики Беларусь 14
2 Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе 18
2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь 18
2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 20
3 Направления и перспективы развития инвестиционной политики в 2011-2015 гг. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

Одним из важнейших шагов  по интеграции в европейскую систему нормирования стал переход Беларуси с 1 января 2010 года на европейские нормы в строительстве. Это позволит снять технические барьеры при реализации иностранными инвесторами инвестиционных проектов на территории нашей страны.

Еще один приоритет –  развитие гостиничного бизнеса. Особенно это актуально с учетом проведения в 2014 году в Минске чемпионата мира по хоккею, активного развития сферы туризма в Беларуси. Особый национальный колорит развитию туризма в нашей стране придает агроэкотуризм.

Одним из перспективных  направлений инвестиционного сотрудничества являются инновации и научно - технические разработки. В Беларуси принята Государственная программа инновационного развития на 2011–2015 годы, которой предусмотрено создание новых и обширная модернизация действующих предприятий на самой современной технологической основе. Для инвестирования подготовлены более тысячи объектов в самых различных отраслях.

В Беларуси принята программа повышения энергетической безопасности, в рамках которой реализуется масштабный комплекс мероприятий, включающий строительство значительного количества как крупных, так и малых энергетических объектов.

Мы готовы вести предметный диалог по возможностям сотрудничества в сфере использования нетрадиционных источников энергии: рек, ветра, биогаза, геотермальных вод.

Реализация стратегии  позволит обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме $7-7,5 млрд. в 2015 году, достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до $1600 в 2015 году (против $1200 в 2010-м). Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14%.

Выполнение стратегии  также обеспечит вхождение Беларуси в число тридцати государств с  наилучшим климатом в области  ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка "Ведение бизнеса", а также  повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: Moody's Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и другихc [29].

В соответствии с постановлением, республиканским органам государственного управления и иным государственным  организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому, поручено руководствоваться стратегией при разработке проектов прогноза социально-экономического развития на очередной год, отраслевых и региональных программ, программ развития отдельных производств и мероприятий по их реализации. Общую координацию работ и мониторинг реализации стратегии должно обеспечить Министерство экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1. По Инвестиционному кодексу Республики Беларусь инвестиции - это любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного результата. Главным направлением использования инвестиций является вложение их в инновационную деятельность предприятия.

2. Инвестиционный климат представляет собой совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала. Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат определяется иностранным инвестором   по следующим факторам: политическая и экономическая стабильность; географическое положение; состояние ресурсов в стране; уровень развития инфраструктуры; взаимоотношения с мировым сообществом; социальные и культурные особенности страны и др. Эти факторы находят конкретное выражение в потенциальных мотивах инвестирования в страну.

3. Инвестиционные потоки на современном этапе распределяются между странами более равномерно, чем в начале трансформации. Тем не менее, почти 3/4 всего инвестированного в регионе иностранного капитала все еще сосредоточено в трех странах, которые начали активно привлекать прямых иностранных инвестиций первыми, - в Польше, Чехии и Венгрии. По объему накопленных прямых иностранных инвестиций на душу населения с большим отрывом лидируют Венгрия и Чехия, за которыми следует Хорватия. Эти же страны, судя по соотношению объемов накопленных прямых иностранных инвестиций и ВВП, имеют самую высокую степень проникновения иностранного капитала в экономику. Балканские государства, кроме Хорватии, по всем показателям привлечения в экономику иностранного капитала, как абсолютным, так и удельным, продолжают отставать от стран Центральной Европы, и это отставание вряд ли удастся преодолеть даже в среднесрочной перспективе.

4. Современный этап развития национальной экономики неразрывно связан с проблемой активизации инвестиционной деятельности для обеспечения сбалансированного экономического роста и повышения качества жизни населения. Можно выделить следующие причины, по которым выгодно инвестировать в Беларусь:

- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение.

- благоприятный инвестиционный климат.

- макроэкономическая стабильность.

- развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал.

- высококвалифицированная рабочая сила, обладающая опытом работы на современных предприятиях.

5. На основе анализа иностранного инвестирования в Республике Беларусь и мер, принимаемых государством по привлечению прямых иностранных инвестиций можно предложить некоторые рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования этого процесса:

- особое внимание уделять мерам по преодолению неэффективной структуры импортируемого капитала: стимулирование притока иностранных инвестиций в основной капитал, создание условий для развития лизинга;

- уменьшение отраслевой и территориальной дифференциации прямых иностранных инвестиций за счет диверсификации условий инвестиционных рисков;

- создание механизма привлечения прямых иностранных инвестиций для создания современных высокотехнологичных производств и услуг, которые смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны.

С целью повышения  инвестиционной привлекательности  и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).

Стратегия призвана стимулировать  приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые  материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено  привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

Стратегия предусматривает  реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.

В целях привлечения  внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных  средств, используемый в настоящее время различными государствами.

Реализация положений  Стратегии будет способствовать привлечению прямых иностранных  инвестиций и окажет существенное влияние  на выполнение основных показателей  Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.

Дальнейшая либерализация условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, закрепленные нормами Директивы Президента Республики Беларусь № 4 и способствующие активизации инвестиционной деятельности, - основные направления инвестиционной политики.

Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата  и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь будет продолжена в направлении  обеспечения выполнения органами государственного управления Плана мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата в Республике Беларусь Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года на основе обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защиты.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года // 17 октября 2004 г.
  2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37-З. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780)
  3. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 августа 2009 г. N 1/10912
  4. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 4 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10"
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4"
  6. Указ Президента Республики Беларусь N 413 от 6 августа 2009 г. "О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь". Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 августа 2009 г. N 1/10913
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 1448 от 6 ноября 2009 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь". Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 ноября 2009 г. N5/30736
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448".
  9. Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 / ред. от 22.04.2011 "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации"
  10. Авдокушин, E.Ф. Международные экономические отношения. - Москва: Юристъ, 2004. - 384 с.
  11. Бабин, Э. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых стран / Э. Бабин, Л. Градобитова. - Москва, 2001. - 198 с.
  12. Балашевич, М.И. Внешнеторговая политика Республики Беларусь: состояние и направления совершенствования / М.И. Балашевич // Экономический бюллетень Научно - исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2008. - №1. - С. 102-109.
  13. Боровко, М. Внешнеторговые отношения: Республика Беларусь и Европейский союз (1999 -2005 гг.) / М. Боровко // Журнал международного нрава и международных отношений. - 2007. - № 1. - С. 94.
  14. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенец. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 378 с.
  15. Габайдулина, Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация / Ф. Габайдулина // МЭ и МО. – 2008. - №2. – С.25-31
  16. Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб., 1997. – 417 с.
  17. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. - Москва: Кнорус, 2005. - 512 с.
  18. Жданов, В.П. Организация и финансирование инвестиций / В.П. Жданов. – Калининград: Янтарный сказ, 2006. – 189 с.
  19. Комаров, В.В. Инвестиции с СНГ / В.В. Комаров // Деньги и Кредит. – 2007. - №9. С.71-76.
  20. Крук, Д. «Сценарии развития экономики Беларуси 2011-2012» [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа : http://www.intellix.by/pdf/scenarii.pdf. – Дата доступа: 24.03.2012
  21. Куропатенков, В. Коллективное инвестирование: тенденции и перспективы развития / В. Куропатенков // Банковский вестник. – 2011. – № 28. – С. 25-31.
  22. Международная оценка предпринятых мер Правительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/mezdunar-ocenka – Дата доступа : 20.03.2012.
  23. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность / М.И. Плотницкий и др.; под ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 667 с.
  24. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2006. – 844 с.
  25. Нухович, Э.С. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI вв. / Э.С. Нухович, Б.М. Смитиенко. - Москва: Инфра-М, 2010. - 216 с.
  26. Петрушкевич, Е. Конкурентная позиция Беларуси в локализации иностранных инвестиций / Е. Петрушкевич // Банковский вестник. – 2011. – № 28. – С. 24-28.
  27. Результаты инвестиционной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat – Дата доступа : 20.03.2012.
  28. Рудный, К. Кредитно-инвестиционное сотрудничество Беларуси и Китая / К. Рудный // Банковский вестник. – 2011. – № 28. – С. 47-53.
  29. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года утверждена в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.government.by/ru/content/4217– Дата доступа : 20.03.2012.
  30. Условия инвестирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/mery – Дата доступа : 20.03.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе