Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной политики Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и экономическое значение, факторы формирования инвестиционного потенциала в национальной экономике;
раскрыть особенности инвестиционного климата, стратегии и направления привлечения инвестиций в Республике Беларусь;
провести анализ инвестирования в экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность инвестиционной политики, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность, роль и классификация инвестиций 6
1.2 Понятие, направления, инструменты государственной инвестиционной политики 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность Республики Беларусь 14
2 Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе 18
2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь 18
2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 20
3 Направления и перспективы развития инвестиционной политики в 2011-2015 гг. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

По результатам ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого  Минэкономики, созданные в Республике Беларусь преференциальные режимы приветствуются инвесторами.

В целях выполнения задач  прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, изменены и сделаны более привлекательными для инвесторов налоговые условия  в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства, в придорожном сервисе, кинематографе, туризме и др.

В целях увеличения притока  иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413) [6].

Это физические или юридические  лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.

В настоящее время, в  целях дальнейшего совершенствования  порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года № 1448 [7], нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448" [8].

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано государственное учреждение "Национальное агентство инвестиций и приватизации" (далее - Агентство) путем преобразования республиканского унитарного предприятия "Национальное инвестиционное агентство" (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации") [9].

Агентство призвано содействовать  осуществлению прямых иностранных  инвестиций, в том числе при  приватизации государственного имущества. Агентство участвует в реализации государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, создании положительного инвестиционного имиджа страны, предоставление полного пакета услуг инвестору.

Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.

На сегодняшний день Республика Беларусь значительно продвинулась в вопросах сотрудничества с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (далее – Агентство) – одним из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.

15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Агентства; 29 июля 2011 г. между Правительством Республики Беларусь и Агентством были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, которые сегодня проходят ратификацию, что станет заключительной процедурой для Республики Беларусь, которая позволит нашей стране стать полноправным членом Агентства.

Распространение гарантийных  обязательств Агентства на Республику Беларусь дополнительно подтвердит готовность нашей страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, «снимет барьеры» на пути крупных инвесторов, позволит сделать новый акцент в формировании позитивного имиджа Республики Беларусь на международной арене.

С целью сохранения интересов  инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством  стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017 г. таможенных льгот, иных льгот и преференций (часть учтена в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 330-З).

В целях поиска новых  источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.

 

2 Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе

 

2.1  Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь

 

 

В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль  является инвестиционным.  

Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Динамика прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2006-2011 гг. представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 –  Динамика прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2006-2011 гг.

Примечание – Источник: [27]

 

В 2011 г. иностранными инвесторами  вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и  что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров  ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Структура прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:

  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
  • транспорт и связь (более 40%),
  • промышленность (более 7%),
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
  • строительство (0,6%),
  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
  • гостиницы и рестораны (0,1%) и др.

Прямые иностранные  инвестиции на чистой основе в 2006-2011 гг. представлены на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 –Прямые иностранные инвестиции на чистой основе в 2006-2011 гг.

Примечание – Источник: [27]

 

 

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде).

2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь

 

 

Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата  для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится  на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо– и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

В настоящее время  акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются  от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических  условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия – символы национального промышленного прогресса, продукция которых  известна во многих странах мира. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.

Беларусь имеет положительный  опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних  инвестиционных проектов. Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Проводится работа по привлечению средств иностранных  кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе