Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной политики Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и экономическое значение, факторы формирования инвестиционного потенциала в национальной экономике;
раскрыть особенности инвестиционного климата, стратегии и направления привлечения инвестиций в Республике Беларусь;
провести анализ инвестирования в экономику Республики Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и сущность инвестиционной политики, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность, роль и классификация инвестиций 6
1.2 Понятие, направления, инструменты государственной инвестиционной политики 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность Республики Беларусь 14
2 Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе 18
2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь 18
2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 20
3 Направления и перспективы развития инвестиционной политики в 2011-2015 гг. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приоритетом инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.
Сегодня Республика Беларусь
предлагает иностранным инвесторам
благоприятные условия
Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Вместе с этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.
В нашей стране действует
Консультативный совет по иностранным
инвестициям, возглавляемый Премьер–
Для работы иностранного инвестора на территории республики создана законодательная база, основным нормативным документом которой является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.
В 2010-2011 гг. продолжен последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики для её модернизации.
Реформирование ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций – Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Беларусь в исследовании IFC и Всемирного банка "Doing Business-2012" заняла 69-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран.
Ранее сообщалось, что в "Doing Business-2011" Беларусь занимала 68-е место, против 64-й позиции в "Doing Business-2010".
При подготовке доклада,
авторы очередной раз пересмотрели
методологию определения
Таким образом, с учетом методологических нововведений, Беларусь улучшила свой глобальный рейтинг на 22 пункта.
Корректировка позиции Беларуси в "Doing Business-2011" объясняется включением в перечень ключевых индикаторов рейтинга нового показателя: "Доступ к электроэнергии". По данному индикатору Беларусь заняла 175-е место, в частности, в связи с длительным сроком получения доступа (254 дня).
Следующие 9 индикаторов, из которых сформированы страновые рейтинги "Doing Business-2012" сложились следующие позиции Беларуси:
"Открытие бизнеса" - 9-е место (7-е место в прошлогоднем исследовании),
"Уплата налогов" - 156-е место (183),
"Международная торговля" - 152-е место (152),
"Регистрация собственности" - 4-е место (6),
"Получение разрешений на строительство" - 44-е место (45),
"Кредитование" - 98-е место (96),
"Ликвидация компании" - 82-е место (98),
"Обеспечение исполнения контрактов" - 14-е место (11),
"Защита прав и интересов инвесторов" - 79-е место (108).
Индикаторы также незначительно скорректированы по сравнению с данными прежней редакции "Doing Business-2011".
В докладе отмечен значительный прогресс Беларуси по трем индикаторам:
"Уплата налогов" (27 пунктов - ИФ),
"Защита инвесторов" (29 пунктов),
"Регистрация собственности" (2 пункта)".
Особо следует отметить 156-е место по системе налогообложения после того, как Беларусь в течение ряда последних лет находилась на последнем, 183-м месте.
По сравнению с соседними странами Беларусь привлекательно выглядит на фоне России (120-е место в "Doing Business-2012" и 124-е в "Doing Business-2011") и Украины (152-е место и 149-е место соответственно), однако существенно уступаем западным "соседкам" - Латвии (21-е и 31-е место), Литве (27-е и 25-е место).
Из граничащих с Беларусью стран наиболее близка по рейтингам Польша - 62-е место в "Doing Business-2012" и 59-е в "Doing Business-2011" [20].
Итак можно сделать вывод, что выгодно инвестировать в Республику Беларусь из-за :
- выгодного экономико-географического и геополитического положения;
- благоприятного
- макроэкономической стабильности;
- развитого промышленного,
научно-технического и
- наличие
В результате чего Беларусь является привлекательным, безопасным и - что самое главное - перспективным и выгодным местом для иностранных капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе – Великобритании, Швейцарии, Германии, России, Австрии, Латвии и т.д. Проведенный анализ показал, что иностранный капитал пришел в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений.
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года. [29]
Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.
В числе основных задач
стратегии – определение
Улучшение инвестиционного
климата будет осуществляться на
основе обеспечения открытости деятельности
государственных органов, правового
регулирования условий хозяйств
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее $2,5 млрд.
Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. Согласно постановлению, государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия и других. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Беларусью (в случаях концессии – концессионных договоров) [29].
Для реформирования отношений
собственности предусмотрено
Предусматривается также
совершенствование системы
Приоритетной формой
прямых иностранных инвестиций для
Беларуси выступает создание совместных
и иностранных предприятий для
реализации инвестиционных проектов категории
green field, что будет способствовать
использованию новых прогрессив
Беларусь заинтересована
в стратегических инвесторах, осуществляющих
деятельность в сфере производства
высокотехнологичных продуктов
и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение
активов организаций в этой сфере, продукция
которых ориентирована на экспорт. Приоритетным
определено привлечение прямых иностранных
инвестиций в высокотехнологичные секторы
экономики (фармацевтическая промышленность,
индустрия био- и нанотехнологий, высокие
технологии в промышленности, новые материалы,
информационно-коммуникационные технологии);
создание и развитие кластеров – объединенной
на основе производственно-
Так, основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль автомобилестроения является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, приватизация отдельных государственных организаций либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.
Важнейшим приоритетом социально-экономического развития республики по-прежнему остается жилищное строительство. Поставлена задача коренным образом модернизировать белорусский строительный комплекс – создать строительную индустрию, позволяющую вводить в год 10 млн. кв. м жилья, а к 2015 году – 15 млн. кв. м. Одновременно будет решена задача возведения жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с низким уровнем энергопотребления.
Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе