Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной политики Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и экономическое значение, факторы формирования инвестиционного потенциала в национальной экономике;
раскрыть особенности инвестиционного климата, стратегии и направления привлечения инвестиций в Республике Беларусь;
провести анализ инвестирования в экономику Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность инвестиционной политики, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность, роль и классификация инвестиций 6
1.2 Понятие, направления, инструменты государственной инвестиционной политики 10
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность Республики Беларусь 14
2 Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе 18
2.1 Анализ тенденций инвестиционной политики в Республике Беларусь 18
2.2 Инвестиционный климат и рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Беларусь 20
3 Направления и перспективы развития инвестиционной политики в 2011-2015 гг. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

Приоритетом инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности. Реализация таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в установленных законодательством формах.

Сегодня Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления  инвестиционной деятельности.

Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Вместе с этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

В нашей стране действует  Консультативный совет по иностранным  инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Для работы иностранного инвестора на территории республики  создана законодательная база, основным нормативным документом которой  является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.

В 2010-2011 гг. продолжен  последовательный процесс совершенствования  нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  республики для её модернизации.

Реформирование ведется  при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций –  Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации  Объединенных Наций по торговле и  развитию (ЮНКТАД).

Беларусь в исследовании IFC и Всемирного банка "Doing Business-2012" заняла 69-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран.

Ранее сообщалось, что  в "Doing Business-2011" Беларусь занимала 68-е место, против 64-й позиции в "Doing Business-2010".

При подготовке доклада, авторы очередной раз пересмотрели методологию определения рейтингов  и, в соответствии с новой редакцией  прошлогодних показателей, Беларусь в  исследовании в "Doing Business-2011" занимает 91-е место.

Таким образом, с учетом методологических нововведений, Беларусь улучшила свой глобальный рейтинг на 22 пункта.

Корректировка позиции  Беларуси в "Doing Business-2011" объясняется  включением в перечень ключевых индикаторов  рейтинга нового показателя: "Доступ к электроэнергии". По данному индикатору Беларусь заняла 175-е место, в частности, в связи с длительным сроком получения доступа (254 дня).

Следующие 9 индикаторов, из которых сформированы страновые  рейтинги "Doing Business-2012" сложились следующие позиции Беларуси:

"Открытие бизнеса" - 9-е место (7-е место в прошлогоднем исследовании),

"Уплата налогов" - 156-е место (183),

"Международная торговля" - 152-е место (152),

"Регистрация собственности" - 4-е место (6),

"Получение разрешений на строительство" - 44-е место (45),

"Кредитование" - 98-е место (96),

"Ликвидация компании" - 82-е место (98),

"Обеспечение исполнения контрактов" - 14-е место (11),

"Защита прав и интересов инвесторов" - 79-е место (108).

Индикаторы также незначительно скорректированы по сравнению с данными прежней редакции "Doing Business-2011".

В докладе отмечен  значительный прогресс Беларуси по трем индикаторам:

"Уплата налогов" (27 пунктов - ИФ),

"Защита инвесторов" (29 пунктов),

"Регистрация собственности" (2 пункта)".

Особо следует отметить 156-е место по системе налогообложения после того, как Беларусь в течение ряда последних лет находилась на последнем, 183-м месте.

По сравнению с соседними  странами Беларусь привлекательно выглядит на фоне России (120-е место в "Doing Business-2012" и 124-е в "Doing Business-2011") и Украины (152-е место и 149-е место соответственно), однако существенно уступаем западным "соседкам" - Латвии (21-е и 31-е место), Литве (27-е и 25-е место).

Из граничащих с Беларусью стран наиболее близка по рейтингам Польша - 62-е место в "Doing Business-2012" и 59-е в "Doing Business-2011" [20].

Итак можно сделать  вывод, что выгодно инвестировать  в Республику Беларусь из-за :

- выгодного экономико-географического и геополитического положения;

- благоприятного инвестиционного  климата;

- макроэкономической  стабильности;

- развитого промышленного,  научно-технического и экспортного  потенциала;

- наличие высококвалифицированной  рабочей силы, обладающей опытом  работы на современных предприятиях.

В результате чего Беларусь является привлекательным, безопасным и - что самое главное - перспективным и выгодным местом для иностранных капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе – Великобритании, Швейцарии, Германии, России, Австрии, Латвии и т.д. Проведенный анализ показал, что иностранный капитал пришел в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений.

 

 

3 Направления и перспективы  развития инвестиционной политики  в 2011-2015 гг.

 

Стратегия привлечения  прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года. [29]

Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.

В числе основных задач  стратегии – определение направлений  привлечения прямых иностранных  инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в  создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств.

Улучшение инвестиционного  климата будет осуществляться на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового  регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций. Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных  компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее $2,5 млрд.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том  числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. Согласно постановлению, государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия и других. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Беларусью (в случаях концессии – концессионных договоров) [29].

Для реформирования отношений  собственности предусмотрено предоставление гражданам Беларуси и негосударственным  юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон, предоставление правительству полномочий самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства.

Предусматривается также  совершенствование системы налогообложения, обеспечение развития правового  регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. Для создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для  Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для  реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны [29].

Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов  и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Приоритетным определено привлечение прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Перспективно также привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности: химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность.

Так, основной формой привлечения  иностранных инвесторов в отрасль  автомобилестроения является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий, приватизация отдельных  государственных организаций либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.

Важнейшим  приоритетом социально-экономического развития республики по-прежнему остается жилищное строительство. Поставлена задача коренным образом модернизировать белорусский строительный комплекс – создать строительную индустрию, позволяющую вводить в год 10 млн. кв. м жилья, а к 2015 году – 15 млн. кв. м. Одновременно будет решена задача возведения жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с низким уровнем энергопотребления.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе