Инспекция финансового контроля по Актюбинской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данного отчета – рассмотреть понятие и проанализировать дея-тельность инспекции финансового контроля по Актюбинской области.
Задачи:
1. Дать характеристику деятельности инспекции финансового контроля.
2. Сделать анализ по финансовому контролю в Актюбинской области.
3. Выявить проблемы и пути совершенствования финансового кон-троля

Работа содержит 1 файл

отчет.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной РК, появлением разнообразных форм собственности и нового для финансового рынка страны.

Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. В настоящее время, когда РК переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между государственной властью и субъектов Республики. Очень строго стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Данный отчет имеет целью осветить вопросы, связанные с финансовым контролем и его методами, о роли финансового контроля в укреплении государственной дисциплины и законности  при формировании органов государства, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий.

Задачами данной работы является определение самого понятия финансового контроля, его классификацию и форм осуществления. К задачам работы также относятся определение понятия и системы методов финансового контроля. Обоснованность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов, а также то, что он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Также актуальность заключается и в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего, разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

Цель данного отчета – рассмотреть понятие и проанализировать деятельность инспекции финансового контроля по Актюбинской области.

Задачи:

1. Дать характеристику деятельности инспекции финансового контроля.

2. Сделать анализ по  финансовому контролю в Актюбинской области.

3. Выявить проблемы и пути совершенствования финансового контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика деятельности ГУ «Инспекция финансового контроля по Актюбинской области»

 

    1. История возникновения и сущность ГУ Инспекция финансового контроля по Актюбинской области

 

 

 История органов финансового контроля Казахстана уходит корнями в далекий 1920 год. Именно тогда, 19 октября 1920-го, была образована и начала действовать эта структура. А в 1923 году при Народном комиссариате финансов Казахской АССР было создано контрольно-ревизионное управление. Спустя три года, в ноябре 1926-го, его реорганизовали в государственное контрольное управление. С 1932 по 1936 годы эта структура действовала как финансово-бюджетная инспекция, а потом ее преобразовали в контрольно-ревизионное управление и передали в ведение Народного комиссариата финансов СССР. Это было весьма серьезное и авторитетное управление, его структурные подразделения действовали во всех республиках и областях. В мае 1956 года появилось на свет контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Казахской ССР.

С обретением Казахстаном независимости в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 октября 1992 года № 864 был создан Комитет государственного финансового контроля при Кабинете министров РК, в функции которого входили контроль за использованием бюджетных средств, а также финансово-хозяйственным состоянием банков, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности. Спустя чуть менее двух лет Указом Главы государства №1795 от 15 июля 1994 года вместо Комитета государственного финансового контроля Республики Казахстан был образован Государственный комитет финансового контроля. Это преобразование было направлено на совершенствование структуры органов управления и сокращение расходов на их содержание. А через год, 19 октября 1995-го, Указом Президента Республики Казахстан при Министерстве финансов был организован Комитет финансово-валютного контроля. В октябре 1998 года Указом Президента Республики Казахстан функции Комитета финансового контроля Министерства финансов были переданы департаменту казначейства и департаменту государственного имущества и приватизации Министерства финансов. Постановлением Правительства Республики Казахстан №1959 от 22 декабря 1999 года вновь был организован Комитет финансового контроля Министерства финансов. В октябре 2004 года снова произошли изменения, на этот раз был организован Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов. А после образования в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан №387 от 24 апреля 2008 года Комитета финансового контроля Министерства финансов территориальные управления были преобразованы в территориальные инспекции.

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.

В рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой деятельности, как следствие – усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватывает и деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и т.д. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

Достижение поставленных целей требует реализации определенных задач (направлений), которые можно свести к следующему:

а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений;

б) проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.)

в) проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами;

г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов;

д) превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Объектом финансового  контроля выступают не только денежные средства, но и материальные трудовые и иные ресурсы.

Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе коренным образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, задачи финансового контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие, в последние годы были упразднены органы народного, партийного контроля и сформированы новые контрольные органы, что позволяет говорить об изменении субъектного состава финансового контроля.

Осуществление финансового  контроля как важнейшей функции  государства регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельную под отрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.

Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансового права, который относят или к общей, или к особенной части финансового права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитования, страхования и т.д.

В последнее время  в науке финансового права принято говорить о финансовом контроле как институт финансового права, относящемся к общей части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхования, кредитования, а также валютный контроль. Думается, несмотря на многообразие видов финансового контроля, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Важностью складывающихся при этом общественных отношений и необходимостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных финансово-правовых норм в под отрасль финансового права. В этой связи представляется возможным говорить об особенностях данной под отрасли, заключающихся в том, что это – единственная под отрасль финансового права, имеющая сложную структуру, поскольку состоит, в свою очередь, из финансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей части финансового права можно отнести финансово-правовые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой деятельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задачами, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Налоговый кодекс РК, Бюджетный кодекс РК, банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, определяющие правовой статус контрольных органов в конкретной области финансовой деятельности, включаются в соответствующие институты финансового права.

Таким образом, структура  под отрасли финансового права финансового контроля имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъемлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в особенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (содержанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия).

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением государственного бюджета; бюджетов субъектов РК; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права  как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов у финансовых, нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Информация о работе Инспекция финансового контроля по Актюбинской области