Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:24, реферат
Мировой опыт показывает, что в фазе наиболее глубокой депрессии в экономике акцент в экономической политике государства и в стратегиях фирм, направленный на активизацию и стимулирование нововведений, позволял быстрейшим образом выходить из такого экономического состояния.
Важность инновационного развития для современной экономики Украины переоценить невозможно. Но именно благодаря инновациям должен быть достигнут экономический рост уже в ближайшей перспективе. Активно развивается украинская школа стратегического менеджмента инноваций, в состав которой входят ведущие экономисты-теоретики и практики: А.В.Гринев, Б.М.Данилишин, В.Я.Заруба, Ю.Б.Иванов, С.М.Илляшенко, Е.В.Крикавский, В.И.Ландик, П.А.Орлов, П.Г.Перерва, А.А.Садеков, А.И.Яковлев и другие.
Обобщение опыта показало, что главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Таким образом, в качестве исходного принципа в работе отстаивается положение, определяющее следующий состав элементов системы управления инновационной деятельностью предприятия:
Подводя некоторый итог, можно сделать вывод о том, что система управления инновационной деятельностью предприятия предполагает обеспечение сохранности определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей.
Инновационный процесс не заканчивается разработкой и внедрением инновации – первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые могут воспринимать данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации заказчику или на коммерческой основе на рынке, ибо инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Следовательно,
инновационный процесс
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства. В таблице 1 приведены факторы, влияющие на развитие инновационных процессов.
Основное содержание современного стратегического менеджмента заключается в том, что при принятии стратегических решений предприятие, наряду с внутренними факторами развития должно учитывать рыночную конъюнктуру, то есть не только моделировать собственное поведение в текущих условиях внешнего окружения, но и охватывать управление внутренними процессами.
Микроуровень управления инновациями конкретизирует варианты действий отдельных субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности по поиску путей развития рыночных возможностей, которые опираются на непрерывную и последовательную разработку и вывод на рынок разного рода новаций с целью обеспечения продолжительного выживания и стойкого развития в конкурентной среде. Чтобы организовать процесс управления инновационными процессами на микроравные, необходимо решить следующие задачи:
-
привести в соответствие мету управление инновациями с
-
проявить свои конкурентные преимущества
и недостатки (например, квалифицированный
исследовательско-
-
определить методы управления инновациями (аналитические,
- построить механизм управления инновационными процессами. Рассмотрим элементы механизма управления инновационными процессами более детально.
1.
Выполняются маркетинговые
2. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильное формулирование, которое разрешит разработать комплекс мероприятий, которые повышают эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации.
3.
Под прогнозом понимается
4. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, среди которых менеджер может избрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.
5. Определение критериев отбора альтернатив инноваций предусматривает выбор критериев, за которыми будет происходить сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и др.).
6. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков, а также анализ вероятности их применение.
7. Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели и задачи конкретного направления инновационной деятельности, разрабатываются необходимые для этого методы и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.
8.
Контроль и оценка результатов.
9.
Управление реализацией
Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
|
материальное поощрение за инновационную деятельность. |
Политические, правовые |
|
государственная поддержка инноваций. |
Организационно-управленческие |
сложность согласования интересов участников инновационных процессов. |
|
Социально-психологические, культурные |
|
|
Следует отметить, что в крупных предприятиях управлению инновационным процессом уделяют постоянное внимание. Данный процесс представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Управление инновационным процессом на предприятии
Он должен базироваться на таких принципиальных положениях, как отличие от классических принципов управления; сосредоточение внимания на проблемах гибкости и адаптированности к постоянным изменениям внешнего окружения; использования системных методов; использования ситуационного подхода; ориентация на новые условия и составляющие развития управления; практическое применение новых принципов менеджмента и т.д. В этих условиях одним из способов решения стратегических задач, нацеленных на устойчивое развитие предприятия, может быть разработка и реализация собственной инновационной стратегии.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Процесс системного подхода представлен в виде «черного ящика» и состоит из следующих элементов: «Вход», «Выход», «Внешняя среда», «Обратная связь».
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
-
применение к разработке
-
изучение влияния
-
обеспечение лица, принимающего
решение, качественной
-
применение методов
-
структуризация проблемы и
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения:
- автоматизация процесса
сбора и обработки информации,
процесса разработки и
- разработка и функционирование
системы ответственное
- наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия
Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, то есть следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели.
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
1) фактор времени (время
2) фактор качества объекта;
3) фактор масштаба (объема) производства объекта;
4) фактор освоенности объекта в производстве;
5) метод получения информации
6) условия применения (эксплуатации) объекта;
7) фактор инфляции;
8) фактор риска и
Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании, технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей целевой подсистемы системы менеджмента (показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, управляемой или управляющей подсистем, улучшение связей с внешней средой системы.
Основные правила обеспечения
1) количество альтернативных
2) в качестве базового варианта решения должен принимаются наиболее новый по времени вариант решения. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи ко тирующих коэффициентов:
3) формирование альтернативных
4) для сокращения времени,
Информация о работе Инновационные исследования налоговой системы Украины