Инновационные исследования налоговой системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:24, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что в фазе наиболее глубокой депрессии в экономике акцент в экономической политике государства и в стратегиях фирм, направленный на активизацию и стимулирование нововведений, позволял быстрейшим образом выходить из такого экономического состояния.
Важность инновационного развития для современной экономики Украины переоценить невозможно. Но именно благодаря инновациям должен быть достигнут экономический рост уже в ближайшей перспективе. Активно развивается украинская школа стратегического менеджмента инноваций, в состав которой входят ведущие экономисты-теоретики и практики: А.В.Гринев, Б.М.Данилишин, В.Я.Заруба, Ю.Б.Иванов, С.М.Илляшенко, Е.В.Крикавский, В.И.Ландик, П.А.Орлов, П.Г.Перерва, А.А.Садеков, А.И.Яковлев и другие.

Работа содержит 1 файл

Nalogovaya sisema.docx

— 42.78 Кб (Скачать)

Коммерческие  банки, считая лучшим не рисковать, особенно в нестабильной экономической среде, стремятся выдавать кредиты большим и средним предприятиям. которые могут предоставить ликвидный залог, под нерисковые проекты. Но мировой опыт показывает важную роль малого бизнеса для экономического роста стран. Фирмы, которые специализируются на создании новой продукции, с численностью занятых до 300 человек, дают в 2,4 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, чем большие корпорации с численностью занятых свыше 10 тыс. человек и в 2,5 раза — на одного занятого.     

Для развития малого инновационного предприятия  целесообразно внедрить следующую  финансово-кредитную поддержку:     

— разработать систему налоговых  льгот коммерческим банкам, которые  предоставляют среднесрочные и  долгосрочные кредиты субъектам  малого инновационного предпринимательства;      

— обеспечить низкопроцентное кредитование малого инновационного бизнеса, для  чего обеспечить субсидии из местных  бюджетов на частичную компенсацию  коммерческим банкам потерь от такого кредитования;     

— разработать механизмы гарантийного возвращения кредита для малых  инновационных предприятий, для чего может быть создан специальный фонд;     

— создать сеть региональных агентств, которые будут вести реестр кредитных историй заемщиков — малых предприятий и предпринимателей с целью снижения рисков при кредитовании и уменьшения расходов при рассмотрении проектов.     

Таким образом, в осуществлении инновационной  деятельности предприятий в Украине очень важную роль играет финансирование, оно является одной из основных составляющих экономического обеспечения инноваций. Также довольно важным фактором финансового стимулирования инновационного развития является соответствующая налоговая и амортизационная политика. Для эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок важную роль играет ускоренная амортизация оборудования.     

Главными  центрами финансово-кредитной системы  являются банки и другие кредитные  учреждения, которые и предоставляют  долгосрочные займы предприятиям. Именно путем получения кредита можно  получить большие объемы денежных средств. Поэтому с целью поддержки отечественного производства и развития отечественной экономики на государственном уровне целесообразно проводить политику привлечения коммерческих банков к финансированию инновационных проектов. Особую роль в развитии рынка инноваций играют венчурные фонды, которые финансируют рисковые инновационные проекты и принимают участие в управлении их реализацией.     

Для стимулирования инновационной деятельности необходимо предпринимать ряд мер, включающих в себя увеличение объемов государственного финансирования научной и научно-технической сферы, распространение системы льготного кредитования инновационных проектов, развитие системы страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере.     

Для развития малого инновационного предприятия  необходимо разработать систему налоговых льгот коммерческим банкам, обеспечить низкопроцентное кредитование малого инновационного бизнеса, разработать механизмы гарантийного возвращения кредита для малых инновационных предприятий.   

 

2. Система управления  инновационной деятельностью  
      

Несовершенство  рыночной инфраструктуры, устаревшая отраслевая структура производства, дефицит финансовых ресурсов и неэффективное  законодательство свидетельствуют  о наличии проблем стратегического  управления в Украине и выступают  главными факторами торможения инновационного развития отечественных предприятий, но отечественный научно-хозяйственный  комплекс имеет для развития достаточный  научный и технический потенциал. Один из основных недостатков в развитии инновационной сферы предприятий  заключается в отсутствии эффективной  методики управления указанными процессами, соответствующей национальным особенностям и обеспечивала эффективное развитие инновационного потенциала предприятия. Эффективная действующая система  управления инновационной деятельностью  нужна не только для субъектов  хозяйственной деятельности, которые  только создаются, но и, для уже существующих.      

В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных исследований, целенаправленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее общих закономерностей, необходимых для создания инноваций. Инновационный процесс может содержать ту или иную совокупность стадий научного процесса, вплоть до научных исследований фундаментального характера, но непременно нацеленных на получение результатов, пригодных для практического использования при создании инноваций.      

Определяющим  критерием функционирования и развития экономической системы любого уровня сложности является ее эффективность, основу которой наряду с природными и трудовыми ресурсами составляет инновационный потенциал.     

В процессе исследования выявлено, что  необходимым и достаточным, то есть оптимальным, условием использования достижений науки и техники в реальном секторе экономики является инновационная деятельность хозяйствующих субъектов.     

Инновационная деятельность - это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.     

Следует отметить, что в целях нормативного регулирования инновационную деятельность рассматривают как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.     

Исходя  из теоретического представления исследуемого объекта, инновационную деятельность можно обозначить как процесс творческого создания инновации. Иными словами, инновационная деятельность предприятия – это система мероприятий по разработке, внедрению, освоению и производству инноваций.     

Структурно  инновационная деятельность может  состоять из следующих видов деятельности:

  • научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций;
  • работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;
  • работы, связанные с подготовкой производства и проведением промышленных испытаний;
  • работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;
  • работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;
  • все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания и распространения инноваций.

 

     В аспекте вышеизложенного предлагается создание системы экономических отношений, учитывающих сущность инновационной деятельности как объекта управления, которая заключается в формировании (установлении и поддержании) устойчивой интегрированной существенной связи количественных и качественных результатов взаимодействия определенной совокупности составляющих инновационную деятельность объектов, обеспечивающей непрерывную эволюцию создаваемой инновационной системы.     

Исследование  системы экономических отношений  основывается на выявлении методологических принципов формирования рассматриваемой системы. К таким принципам следует отнести совокупность познавательных средств, предпосылок и приемов организации познавательной и практически-преобразующей деятельности в системе экономических отношений.     

Таким образом, содержание методологических принципов формирования системы экономических отношений может быть представлено набором следующих положений:

  • экономические отношения отражают имеющиеся материальные отношения, в которые люди вступают объективно в процессе материального производства, что вытекает из сущности данного понятия как экономической категории;
  • экономические отношения являются основой существования объективных экономических и социальных законов, обозначающей единство и связь, взаимозависимость и цельность мирового процесса;
  • экономические отношения строго структурированы и имеют четкие взаимосвязи и взаимозависимости, что определяет их функционирование как эффективного механизма построения практической деятельности людей в процессе инновационного развития экономики;
  • экономические отношения различаются сторонами отношений, объектами, способами реализации, сферами осуществления и фазами движения в процессе экономического кругооборота;
  • экономические отношения как элемент мировой хозяйственной системы подвергаются воздействию внешних факторов.

 

     Приведенные методологические принципы формирования системы экономических отношений на современном этапе инновационного развития экономики определяют эффективную реализацию положений инновационной политики территории.     

Инновационная политика должна обеспечивать согласование интересов всех участвующих в  инновационном процессе субъектов. Субъектами инновационной деятельности являются:

  • организации, создающие инновации;
  • организации и физические лица, интеллектуальная собственность которых или права на интеллектуальную собственность используются при создании инноваций;
  • кредитные учреждения и инвестиционные институты, а также иные финансовые организации и фонды, включая зарубежные, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;
  • организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере финансового лизинга, инжиниринга, консалтинга, сертификации и стандартизации, маркетинга и сбыта, информационного обеспечения, а также технополисы, технопарки, инкубаторы бизнеса и иные организационные структуры, содействующие созданию и распространению инноваций;
  • органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющие регулирование инновационной деятельности;
  • общественные объединения, участвующие в инновационной деятельности или действующие по поручению иных заинтересованных сторон.

 

     В процессе исследования выявлено, что экономические  интересы участников инновационной  деятельности предопределяют выбор  организационно-правовых структур, численность  привлеченных работников, а также  систему управления.     

Заметим, что для оценки результатов функционирования инновационной сферы необходимо выделять показатели, позволяющие скоординировать экономические аспекты инновационной деятельности в целом.     

Особенность стоимостных показателей в том, что они отражают не конечный результат инновационной сферы, а потенциальные возможности потребления ее продукта материальным производством.      

Практические  результаты деятельности позволяют  утверждать, что натуральные показатели непосредственно характеризуют только фактический количественный и качественный уровень обеспечения инновационного потенциала ресурсами, что позволяет выявлять перспективу его развития.     

Исходя  из вышеозначенного, можно сделать  вывод о том, что определяющей целью управления инновационной деятельностью является формирование и развитие (наращивание) инновационного потенциала предприятия. 

Указанная цель обусловливает постановку и  решение таких задач, как:

  1. генерирование, инициирование, контроль новых идей, создание условий для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок;
  2. формирование хозяйственных структур инновационного типа, адекватных требованиям современного уровня развития производительных сил. В исследовании необходимо рассмотреть характерные черты, свойственные подобным хозяйственным структурам, среди которых можно выделить следующие:
    • реальная возможность обеспечения всего воспроизводственного цикла по производству определенных видов товаров и услуг, имея в своей структуре все необходимые для этого подразделения (научно-исследовательские, производственные, технико-технологические, маркетинговые, снабженческие, финансовые), а также постоянные договорные связи с соответствующими строительно-монтажными, транспортными, снабженческими, банковскими и другими организациями;
    • способность самостоятельно, систематически и планомерно обновлять производство (как продукцию, так и производственно-технологическую базу) на инновационной основе, успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках и, что самое главное, обладать потенциалом развития;
    • наличие постоянных и устойчивых производственных связей со смежниками (поставщиками материальных ресурсов и комплектующих изделий, покупателями и конечными потребителями продукции в рамках различного рода объединений, ассоциаций, союзов, соглашений и т.п.);
    • обеспеченность самостоятельными источниками финансирования своей инновационной деятельности, расширенного воспроизводства.

Информация о работе Инновационные исследования налоговой системы Украины