Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:43, дипломная работа
Цель данного исследования заключается в том, что на основании анализа и обобщения нормативно-правовых документов и литературы по данной теме теоретически обосновать состояние инфраструктуры кредитования и возможности повышения эффективности кредитного процесса.
Для достижения общей цели необходимо решить ряд следующих основных задач:
- рассмотреть текущую ситуацию в банковской системе Российской Федерации;
- выявить основные элементы инфраструктуры кредитования;
- обосновать перспективные направления совершенствования инфраструктуры кредитного процесса.
Введение
Глава 1 Тенденции развития банковской системы Российской Федерации
1.1 Текущая ситуация в российском банковском секторе
1.2 Тенденции рынка кредитных услуг
Глава 2 Основные элементы инфраструктуры кредитного процесса
2.1 Бюро кредитных историй и их роль в поддержке кредитного процесса
2.2 Информационные технологии и кредитный процесс
2.3 Страхование и его роль в управлении кредитным риском
2.4 Система взыскания задолженности по кредитам
Глава 3. Направления совершенствования инфраструктуры кредитования с целью повышения эффективности кредитного процесса
3.1 Кредитные бюро: проблемы и перспективы развития
3.2 Состояние и тенденции развития рынка коллекторских услуг
3.3 Проблемы применения современных информационных технологий - скоринга в кредитном процессе и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Не все коллекторские агентства одинаковы. На территории Российской Федерации существует три вида коллекторских агентств: «Юридические», «Банковские», «Специализированные». Все эти агентства имеют, как свои положительные, так и отрицательные стороны.
«Юридические». Агентства, образовавшиеся на базе сильных юридических фирм, являющиеся по большому счету одним из отделов этих фирм. Имеют серьезный положительный опыт взыскания долгов, через судебные инстанции. Практически полностью отсутствует досудебная работа (за исключением работы call-центра). Общий смысл методики: высылаем предупреждение о передаче дела в суд, плюсом звонок должнику, если контакта нет, реальная передача дела, быстрое получение судебного приказа и далее работа с судебными приставами.
Плюсы:
Минимальная стоимость услуг, доходящая до 10% от возврата. Это вполне естественно, т.к. полностью отсутствует служба выездного контакта (одна из основных затратных частей для других агентств). Судебные приказы делаются сотнями, а с приставами можно общаться и по телефону. Если настроить специальное программное обеспечение - всё это может делать один человек! Хотя в принципе подобная работа под силу и юристу кредитной организации.
Полное отсутствие имиджевых рисков для партнеров. То же вполне естественно при отсутствии личного контакта с должником.
Возможность работать с индивидуальными задолженностями, что в принципе к коллекторству отношения не имеет.
Минусы:
Низкая эффективность (в сравнении с другими видами агентств). Максимальная эффективность достигает 40% в столице, в регионах этот показатель ниже минимум в 2 раза. Происходит это из-за разницы уровней жизни. То, что подходит для Москвы, абсолютно не эффективно для регионов. Причины - низкие заработные платы (в основном в конвертах), да и просто низкий уровень жизни населения. Ну а об эффективности работы судебных приставов, думаю, каждый знает из личного опыта.
Отсутствие широкой филиальной сети - напрямую вытекает из предыдущей проблемы. Деятельность подобных агентств, в регионах, не приносит ожидаемой прибыли, и филиалы становятся убыточными.
Ограниченные методы работы (в сравнении с остальными агентствами) - ведут к практически полному отсутствию взаимного сотрудничества.
Абсолютно комфортные условия для должника. Простой пример: г-н N взял кредит на 300000 руб., сделал себе официальную заработную плату 2000 р. - и оплачивает, после работы «юридического» агентства, по 1000 руб. в месяц. А может взять кредит и в нескольких банках, ведь в черную у него доход, например 20000 руб. Ну и чем не жизнь?! А при отчете о проделанной работе, данный господин будет находиться в разряде разрешенных долгов.
Перспективы: Скорее всего, в дальнейшем они будут вынуждены либо развивать досудебное направление, либо уйти из полноценного коллекторского бизнеса. Постепенно потенциальные клиенты начинают делать свой выбор, исходя из результативности агентства.
«Банковские». Агентства фактически являющиеся продолжением собственной службы безопасности и обслуживающие свой банк (или группу дружественных банков). Методика работы: все методы службы безопасности банка, но в более жесткой форме.
Плюсы:
Для банка-организатора, основным плюсом является полная подконтрольность агентства. Это и контроль за методами работы, и полное отсутствие утечки информации вовне.
Результативность выше, чем у «юридических» агентств. Так как основное - досудебное урегулирование.
Минусы:
Отсутствие перспектив в дальнейшем развитии агентства. Зная о том, кому принадлежит агентство, сторонние банки не будут передавать информацию о своих должниках. Слишком опасная информация в вопросах конкуренции.
Репутационный негатив все равно присутствует, т.к. большинство должников будут знать о принадлежности агентства.
Отсутствие возможности объединения задолженностей, а значит и информации при работе с должником.
Затраты на содержание агентства идет от банка. А значит, есть вероятность работы в убыток.
Перспективы: В данном случае, можно скорее говорить об их отсутствии. На агентство изначально накладываются ограничения по привлечению новых партнеров.
«Специализированные». Агентства изначально созданные для возврата долгов сторонним организациям.
Определенное разделение в этом пункте присутствует.
Первые - федеральные агентства, такие как «Секвойя Кредит Консолидейшн». Финансово крепкие организации, но на текущий момент имеют слабую региональную составляющую. Наиболее частый вариант в регионах - маленький офис, 2 человека персонала, компьютер, телефон - и всё. К сожалению политика московского руководства такова - достаточно 1 человека в регионе, всё остальное из Москвы. Именно по этому заметна слабость и малая эффективность региональных представительств. Кроме того, представительства создаются только в крупных городах с населением более одного миллиона.
Вторые - сильные «региональные» агентства. Наиболее яркие представители: «Региональная Организация по Возврату Долгов» г. Челябинск, ОАО «СААБ» Нижний-Новгород. Агентства, входящие в Ассоциацию Развития Коллекторского Бизнеса (АРКБ - www.arkb.ru), и являющиеся единственными представителями своих регионов на территории РФ. Основная ориентировка в работе - досудебное урегулирование, занимающее до 80% временных затрат. Есть так же и полный комплекс услуг, включающий в себя судебное производство. Наиболее важными отличительными аспектами в работе, является:
- Наличие широкой филиальной сети в своём регионе. Данное обстоятельство позволяет полностью контролировать всех должников на данной территории. И система - «а я уеду в деревню к деду», не избавляет от уплаты задолженности.
- Активная досудебная работа. Дело не передается в юридический отдел до выяснения реальной возможности судебного взыскания. Крайний вариант - для фиксирования задолженности при истечении срока давности. Дистанционное и личное общение, психологические тренинги сотрудников, общение с родственниками и работодателями. Многие сопутствующие мероприятия, позволяющие ускорить процесс взыскания. Обширная наработанная база данных на должников, позволяющая обобщать информацию и принимать наиболее эффективные решения. Возможность, на основании нового жилищного кодекса, осуществлять переселение должников в меньшую площадь, а на доплату накладывать арест и распределять ее среди кредиторов.
- Работа по задолженностям ЖКХ. Позволяет получить более эффективные рычаги воздействия на должников (например, такие как отключение газа, электричества, холодной воды). Дополнительно поступает информация (абсолютно законно) о местонахождении определенных скрывающихся от долгов лиц.
- Сотрудничество с частными детективами, позволяющее избежать конфликтов с правоохранительными органами в вопросах незаконного вторжения в частную жизнь должника.
- Действия, направленные на возврат упорядочены в сроках, и постоянно проводится анализ эффективности всех отделов.
- Грамотная кадровая политика. Каждый занимается своим делом, в котором является профи. Общением с должником в офисе организации занимаются бывшие следователи и дознаватели, выездной контакт - бывшие оперативные сотрудники. Работу со сложными клиентами осуществляет аналитический отдел. В штате есть психолог - проводящий тренинги сотрудников и анализирующий полученные результаты. Каждый знает точно свои функциональные обязанности, что позволяет одному специалисту контролировать работу с 300 дел ежемесячно.
- Специализированное программное обеспечение - избавляет сотрудников от лишней бумажной работы, контролирует сроки и важность задач на каждом этапе. Позволяет им сконцентрироваться на главном - общении с человеком, помощи в решении его проблем по выплате задолженности.
Третьи - небольшие региональные агентства, стремящиеся вырасти. Нормальная ситуация. Но в большинстве случаев - вырасти на занятом рынке, возможности нет. Тем более с нуля. Есть единственная перспектива - стать антиколлекторами. Точнее - «адвокатами» должников. Но, наверное, это тоже необходимо, для полноты рынка.
Наиболее оптимальным и эффективным вариантом развития коллекторского бизнеса, станет создание, становление и укрепление «региональных специализированных» агентств и их объединение в одну ассоциацию. Такой путь развития позволит решить основные проблемы, мешающие сегодня полноценной работе:
Различные методы работы, - а значит различная эффективность, разные трудозатраты и естественно в конечном итоге различная цена за услуги. Так или иначе, при первичном выборе коллекторской компании, будущие партнеры обращают внимание на цену услуги. Так все действия агентства окутаны тайной, благо специфика работы позволяет говорить о секретности и различных ноу-хау. Поэтому потенциальному клиенту остается делать выбор на основании предоставленной открытой информации, а это цена услуги (понятно, что чем дешевле, тем лучше) и/или «помощь друга» (спросить у знакомого из другого банка, уже работающего с коллекторами). И большинство естественно покупается на дешевизну, т.к. эффективность станет известна значительно позже. Хотя стоит отметить что сейчас ситуация начинает меняться в лучшую сторону (к сожалению опять же очень медленно). Так например банк «УРАЛСИБ» в одном из регионов пошел по другому пути - отобраны три партии должников, и переданы разным коллекторским агентствам. По прошествии установленного срока, будет проведена оценка эффективности и принято решение о сотрудничестве с агентством, показавшим лучшие результаты. К сожалению повсеместного применения, данная практика не имеет.
Разная политика развития - множество, особенно московских, агентств создают собственные филиалы в регионах. При этом ставка делается не на эффективность, а на обозначение зон присутствия. Пусть это будет всего один человек в маленьком офисе - но мы контролируем (хотя и только на бумаге) данный регион. Получается мыльный пузырь - солидность на сайте и в офисах, а в делах минимальные цифры возврата. Самое печальное, что топ-менеджеров большинства федеральных банков, это устраивает. Лучше работать с одним, пусть и мало эффективным всероссийским агентством, чем заключать договоры с множеством более эффективных региональных.
Отсутствие взаимодействия и единых стандартов работы - приводит к полному параличу и недоверию между коллекторами разных регионов. На первое место выходит репутация, - а вдруг они не так как мы работают?! В результате, появляются люди, имеющие возможность безнаказанно переезжать из региона в регион, и иметь многомиллионный пакет долгов - при этом не иметь абсолютно никаких проблем.
Отсутствие помощи и взаимной поддержки - сейчас каждый пытается отхватить как можно больший кусок от пирога, не думая ни о чем (имеются ввиду далекие перспективы бизнеса). Но нужно помнить - большинство фирм, разоряются не от недостатка работы (рынок большой - всем хватит), а как раз от переедания, получения слишком большого непосильного объема31.
В настоящее время деятельность коллекторских агентств по взысканию просроченной задолженности не имеет специализированного правового поля - агентства руководствуются имеющимся пакетом законодательных документов.
Необходимость
в законе "О коллекторской деятельности"
назрела давно. 20 сентября 2007 года состоялось
заседание Комитета Ассоциации российских
банков по коллекторской деятельности,
на котором обсуждалась концепция законопроекта.
После заседания подготовленный документ
был передан в Министерство экономического
развития и торговли, где его доработают
и передадут, в свою очередь, в Государственную
думу32.
3.3
Проблемы применения современных информационных
технологий - скоринга в кредитном процессе
и пути их решения
В настоящий момент в российской банковской практике остро стоит вопрос о том, как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика, т.е. как убедится в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора; и как оценить, насколько он готов выполнить указанные обязательства, т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему верить. Применяемые на данном этапе развития банковской системы РФ методы определения кредитоспособности требуют усовершенствования в связи с увеличением конкуренции на межбанковском рынке. Улучшения методов оценки кредитоспособности заемщика сыграет положительную роль для обеих заинтересованных сторон, как для банков-кредиторов, так и для предприятий-заемщиков.
Основные задачи скоринга заключается в том, чтобы выяснить, в состоянии клиент выплатить кредит или нет.