Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:21, курсовая работа
Переход экономики нашей страны на рыночные отношения резко повысил начение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах учебной литературы иэкономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Введение…………………………………………………………………3
Часть 1. Причины инфляции, ее социально-экономические последствия……..7
1. Инфляция как кризисное состояния денежной системы. Инфляция как многофакторный процесс: внутренние и внешние причины инфляции………..7
2. Факторы денежного обращения, неденежные факторы инфляции………...14
3. Ухудшение экономической ситуации в стране под воздействием инфляции……………………………………………………………………....…..23
4. Экономические и социальные последствия инфляции………………………27
5. Антиинфляционная политика как основная форма стабилизации денежной системы……………………………………………………………………………31
Часть 2. Анализ причин и последствий инфляции в России…………………..37
1. Причины и формы проявления инфляции в России при командно-административной модели экономики, в 90-е годы, в настоящее время…......38
2. Оценка последствий инфляции в России……………………………………..49
3. Мероприятия антиинфляционной политики государства, сгладившие негативные последствия инфляции………………………………………………56
4. Рекомендации по снижению инфляции и стабилизации инфляционных процессов в России на современном этапе развитии экономики……………….63
Заключение………………………………………………………………………….67
Список используемой литературы………………………
В соответствии с кейнсианской теорией при высоком уровне безработицы государство должно увеличить совокупный спрос за счет роста расходов и, прежде всего, осуществления первоначальных государственных инвестиций и стимулирования частных инвестиций. При этом увеличиваются потребительские, инвестиционные и государственные расходы, развивается производство и повышается уровень занятости и жизни населения. В современной экономике России во многих отраслях имеются большие незагруженные производственные мощности, неиспользуемые трудовые и материальные ресурсы. В этих условиях объем национального производства может увеличиваться при снижении средних и предельных издержек выпуска продукции, что создает объективную основу для увеличения средней и валовой прибыли при том же уровне цен. Поэтому на данном этапе определенную положительную роль может сыграть стимулирование инвестиционных и потребительских расходов.
С точки зрения сторонников теории экономики предложения, снижение налогов является эффективным средством борьбы с инфляцией издержек и стимулирования развития производства, инвестиционной активности в стране. Снижение высоких налоговых ставок до оптимального уровня приводит к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет, так как увеличивается налогооблагаемая прибыль в результате развития производства. При этом необходимо осуществить меры по развитию предпринимательства, льготному налогообложению и кредитованию малых предприятий. В любом случае ориентация правительства на жесткие монетарные методы регулирования экономики, которые использовались в 1990-е годы и продолжают в значительной степени применяться в современных условиях неэффективна с позиции перспектив экономического развития страны.
В последние годы в экономической политике правительства РФ произошли некоторые позитивные изменения, связанные с использованием в процессе ее реализации основных положений теории экономики предложения: снижены ставки налогов на доходы физических лиц и на прибыль, предприняты меры по развитию малого предпринимательства, сокращена ставка рефинансирования, повысились темпы прироста денежной массы в обращении и коэффициент монетизации. Определенную позитивную роль сыграло и стимулирование потребительского спроса в результате повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и коммерческих организаций, других денежных доходов населения. Меры по стимулированию спроса положительно сказались на развитии экономики России в 2000-е годы, когда наблюдался экономический рост при снижении темпов инфляции. Вместе с тем принципы формирования и использования Стабилизационного фонда РФ, высокий уровень процентных ставок, недостаточное стимулирование инвестиционных расходов, снижение эффективности антимонопольных мер свидетельствуют о значительных возможностях сокращения средних и предельных издержек и увеличения совокупного предложения продукции.
С учетом современного состояния российской экономики увеличение объема производства и замедление скорости обращения денег имеют приоритетное значение по сравнению с сокращением прироста денежного предложения. Меры рестриктивной денежной политики в условиях неполной занятости и значительного удельного веса в экономике устаревшего оборудования в большей степени выступают не средством борьбы с текущей инфляцией, а фактором снижения темпов экономического развития, накопления инфляционного потенциала и предпосылкой развития инфляционных процессов в перспективе.
В связи с этим при проведении антиинфляционной политики Правительству и Центральному банку РФ целесообразней использовать преимущественно меры, направленные на рост инвестиций, ускорение научно-технического прогресса, развитие национального производства и увеличение совокупного предложения при определенном повышении совокупного спроса как фактора, стимулирующего экономический рост. Комплексное использование этих мер позволит не только осуществлять макроэкономическое регулирование, но и усилить воздействие государства на микроэкономические факторы инфляционных процессов.
Для достижения этой цели можно предложить использовать ряд конкретных мер антиинфляционной политики. В частности, в области денежно-кредитной политики рекомендуется постепенное повышение коэффициента монетизации до уровня 40%; сокращение ставки рефинансирования до величины, превышающей темп инфляции на один процент; проведение реструктуризации золотовалютных резервов ЦБ РФ с целью снижения доли доллара и связанных с ним финансовых инструментов и увеличения доли золота и других иностранных валют. В сфере бюджетной политики предлагаются следующие меры: использование до 20% общей суммы Стабилизационного фонда РФ для увеличения государственного Инвестиционного фонда; установление в законодательном порядке обязательного использования заемных средств от продажи государственных облигаций на инвестиционные расходы; изменение системы межбюджетных отношений для установления пропорции распределения доходов консолидированного бюджета РФ: 40% – в федеральный бюджет, 60% – в бюджеты субъектов РФ; формирование целевого фонда развития малого предпринимательства за счет средств государственного бюджета. К антиинфляционным мерам в области налоговой политики относятся предложения о сокращении ставки налога на добавленную стоимость до 15%; установлении пониженной ставки НДС на производимое в стране высокотехнологичное оборудование в размере 10%; отмене НДС на импортное высокотехнологичное оборудование, аналоги которого в России не производятся; освобождении от налогообложения прибыли, используемой предприятиями на инвестирование, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; отмене импортных пошлин на все виды прогрессивной техники, производство которой невозможно в ближайшие годы в РФ, установлении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Для повышения эффективности антимонопольной политики предлагаются следующие меры: сохранение принципа регулирования цен на продукцию естественных монополий до обеспечения устойчивого экономического роста в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс; установление регулируемых предельных цен и тарифов на продукцию естественных монополий на уровне, не превышающем темп инфляции; совершенствование антимонопольного законодательства для расширения возможностей регулирования олигополистических рынков; установление в законодательном порядке положения, разрешающего возможность применения санкций по отношению к олигополистическим предприятиям, осуществляющим одновременное повышение цен на продукцию.
Заключение
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, и ее причины, методы проявления в особенностях России. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода. Следует признать, что во многих странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизовано управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация, своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока. Отмеченные здесь мною некоторые особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Эта сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные, продуманные меры, действия. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
В данной работе определены причины возникновения инфляционных процессов в РФ, даны возможные последствия инфляции на экономическую и социальную сферы жизнедеятельности населения и предложены меры по снижению инфляции.
В связи с имеющейся специфичным течением инфляции в РФ необходимо продолжать исследования в данном направлении.
В связи с имеющимися экономическими особенностями в причинах возникновения инфляции, ее воздействия на жизнь страны, в работе были предложены различные варианты мероприятий по снижению и ее контролю. Хотелось бы подчеркнуть, что управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.
Российские лидеры всегда уделяли особое внимание борьбе с инфляцией. Рост цен всегда волновал население. И ему хотелось бы, чтобы повышение его заработной платы было связано с повышением уровня благосостояние, а не в связи с поддержкой качества жизни из-за инфляционных последствий. Но снижение уровня инфляций в России, как говорят эксперты и аналитики, до уровня западного в ближайшие годы не предстоит.
Список используемой литературы:
1. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.;
2. Ивашковский С. Н. Макроэкономика. Учебник. – М.: Дело 2002 472 с.;
3. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2007 – 511 с.;
4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Екатеринбург, 2007 – 49 с.;
5. Т. В. Фетисова, Н. И. Яшина. Особенности инфляции в России и прогноз ее последствий в 2008-2010гг.//Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, №5, с 177-185.;
6. Центральный Банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.;
7. Центральный Банк Российской Федерации. Публикация. Инфляция на потребительском рынке. Октябрь. 2011г. – 15 с.;
8. Алина Евстигнеева. Инфляция в России: вчера, сегодня, завтра. // Интернет ресурс. http://top.rbc.ru/economics/
9. Инфляция в России. // Интернет ресурс. http://cu-4.narod.ru/index.
10. И. Волков, М. Грачева, Д. Алексанов. Институт экономического развития Всемирного банка. Учет влияния инфляции в проектном анализе. // Интернет ресурс: http://bre.ru/risk/5617.html;
11. Кирилл Панченко. Инфляция в России. // Интернет ресурс: http://peopleinworld.ru/2011/
12. Taтьянa Юрьевна Caпpыкинa, финансовый директор ЗАО "Грант Topнтoн", Инфляция: причины, следствия и последствия. // Интернет ресурс: http://www.ippnou.ru/article.
2