Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:21, курсовая работа
Переход экономики нашей страны на рыночные отношения резко повысил начение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах учебной литературы иэкономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Введение…………………………………………………………………3
Часть 1. Причины инфляции, ее социально-экономические последствия……..7
1. Инфляция как кризисное состояния денежной системы. Инфляция как многофакторный процесс: внутренние и внешние причины инфляции………..7
2. Факторы денежного обращения, неденежные факторы инфляции………...14
3. Ухудшение экономической ситуации в стране под воздействием инфляции……………………………………………………………………....…..23
4. Экономические и социальные последствия инфляции………………………27
5. Антиинфляционная политика как основная форма стабилизации денежной системы……………………………………………………………………………31
Часть 2. Анализ причин и последствий инфляции в России…………………..37
1. Причины и формы проявления инфляции в России при командно-административной модели экономики, в 90-е годы, в настоящее время…......38
2. Оценка последствий инфляции в России……………………………………..49
3. Мероприятия антиинфляционной политики государства, сгладившие негативные последствия инфляции………………………………………………56
4. Рекомендации по снижению инфляции и стабилизации инфляционных процессов в России на современном этапе развитии экономики……………….63
Заключение………………………………………………………………………….67
Список используемой литературы………………………
Разрушительное воздействие гиперинфляции сказывается на объеме национального производства, занятости, денежном обращении. Деньги резко обесцениваются, с полной нагрузкой работает печатный станок, денежная эмиссия приобретает неконтролируемые размеры. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, темпы роста цен резко опережали темпы роста количества денег в обращении в силу того, что стремление экономических субъектов быстрее избавиться от стремительно обесценивающихся денег многократно повышало скорость их оборота [2, C. 139].
Бегство от денег приобретает тотальный характер: развиваются денежные суррогаты — бартер, талоны, местные валюты, натуральная заработная плата; часто неофициально получает хождение зарубежная валюта как более надежная.
Поскольку у партнера в наличии не всегда есть товар, который поставщик хотел бы получить по бартеру, распадаются сложившиеся хозяйственные связи, что усугубляет спад производства.
Разрастается лишь спекулятивный бизнес, ориентированный на перепродажу и не увеличивающий совокупное предложение. В конечном счете, начинается бегство капиталов из страны.
Расстройство всей денежной системы парализует экономическую деятельность, вызывает спад производства: возникает так называемый «стагфляционный кризис», сочетающий процессы сокращения производства и инфляционный рост цен.
Стремительное обнищание массы людей влечет за собой социальные катаклизмы, и зачастую «порядок» в стране наводит приветствуемый населением в этих условиях тоталитарный режим.
5. Антиинфляционная политика как основная форма стабилизации денежной системы
Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорций в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.
Следовательно, основной целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.
В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.
Первое направление — адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе.
Инструментом такой политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.
Индексация может носить «запаздывающий» характер, т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» — индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.
В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) — так называемая «система адаптации к новым условиям». При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.
Международная практика (чаще — в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.
Второе направление — политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий.
Мы отметили, что инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).
Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.
Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы [1, C. 379].
Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.
Поскольку представители монетаристской школы (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным государственным вмешательством в экономику, главным они считают восстановление денежного рынка.
Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса: проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что, наряду с сокращением совокупного спроса, ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит — и его дефицита.
Г1о мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.
На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с другой — создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.
Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).
Однако практика развивающихся стран и стран с переходной экономикой показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:
• развиты рыночные инфраструктуры;
• обеспечена взаимосвязь различных рынков (что позволяет восстановить общее рыночное равновесие);
• высоко значение мультипликатора инвестиций;
• действует большое количество производителей, из которых может быть осуществлен отбор сильнейших.
Кроме того, при огромной дифференциации доходов, постоянно усиливающемся расслоении населения дальнейшее падение уровня жизни может сократить спрос так, что любое производство станет невыгодным и «шоковая терапия» без «социальной анестезии» повлечет за собой дестабилизацию в стране. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны.
Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «градуалистская», т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны:
• небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;
• краткосрочное замораживание заработной платы (что не успеет существенно подавить спрос);
• краткосрочное повышение налогов в целях увеличения доходов бюджета (что не позволяет предпринимателям в полной мере перенести это на издержки);
• сокращение государственных расходов в виде дотаций неэффективным производителям.
Предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли, способные стать «локомотивом» экономики; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью таможенного регулирования; непосредственное участие государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения, включая меры адаптационной политики.
Главная проблема здесь состоит в том, что активная структурная и инвестиционная политика требует увеличения государственных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.
При невысоких темпах инфляции цель государственной антиинфляционной политики — предотвращение их увеличения, поддержание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения. Если определяющим механизмом при этом является инфляция спроса, то основные меры связываются с регулированием денежного обращения, а именно:
• регулированием соотношения роста денежной массы и роста реального ВНП (практика таргетирования — определение ограничивающих показателей денежной эмиссии);
• регулированием скорости оборота денег путем повышения ставки рефинансирования, нормы резервных отчислений, установления «валютного коридора» и ревальвации — повышения курса национальной валюты (для предотвращения «бегства» от дешевых денег).
Наряду с этим контролируется и ограничивается бюджетный дефицит.
В случае, если определяющим механизмом умеренной инфляции становится инфляция издержек, то акцент делается на регулировании цен и доходов, создании конкурентной среды с использованием антимонопольного законодагельства. Практикуются и меры таможенного регулирования — снижение ввозных пошлин, в том числе на ввозимое сырье, комплектующие, оборудование [2, C. 144].
Борьба с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.
Если антиинфляционная тактика нацелена на быстрейшее устранение избыточного уровня инфляции, превращение ее в умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возможно в условиях, когда пользующееся доверием граждан правительство ставит осуществимые и конкретизированные по параметрам задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации. Постоянное выполнение правительством поставленных задач и обязательств приводит в действие эффект объявления: в своих инфляционных ожиданиях экономические субъекты начинают делать поправку на сложившееся и прогнозируемое снижение темпов инфляции.
Часть 2. Анализ причин и последствий инфляции в России
1. Причины и формы проявления инфляции в России при командно-административной модели экономики, в 90-е годы, в настоящее время
Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление.