Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики нашей страны на рыночные отношения резко повысил начение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах учебной литературы иэкономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Часть 1. Причины инфляции, ее социально-экономические последствия……..7
1. Инфляция как кризисное состояния денежной системы. Инфляция как многофакторный процесс: внутренние и внешние причины инфляции………..7
2. Факторы денежного обращения, неденежные факторы инфляции………...14
3. Ухудшение экономической ситуации в стране под воздействием инфляции……………………………………………………………………....…..23
4. Экономические и социальные последствия инфляции………………………27
5. Антиинфляционная политика как основная форма стабилизации денежной системы……………………………………………………………………………31
Часть 2. Анализ причин и последствий инфляции в России…………………..37
1. Причины и формы проявления инфляции в России при командно-административной модели экономики, в 90-е годы, в настоящее время…......38
2. Оценка последствий инфляции в России……………………………………..49
3. Мероприятия антиинфляционной политики государства, сгладившие негативные последствия инфляции………………………………………………56
4. Рекомендации по снижению инфляции и стабилизации инфляционных процессов в России на современном этапе развитии экономики……………….63
Заключение………………………………………………………………………….67
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Инфляция в России.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

Разрушительное воздействие гиперинфляции сказывается на объеме национального производства, занятости, денежном обра­щении. Деньги резко обесцениваются, с полной нагрузкой рабо­тает печатный станок, денежная эмиссия приобретает неконтро­лируемые размеры. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, темпы рос­та цен резко опережали темпы роста количества денег в обра­щении в силу того, что стремление экономических субъектов быстрее избавиться от стремительно обесценивающихся денег многократно повышало скорость их оборота [2, C. 139].

Бегство от денег приобретает тотальный характер: развиваются денежные суррогаты — бартер, талоны, местные валюты, нату­ральная заработная плата; часто неофициально получает хожде­ние зарубежная валюта как более надежная.

Поскольку у партнера в наличии не всегда есть товар, который поставщик хотел бы получить по бартеру, распадаются сложив­шиеся хозяйственные связи, что усугубляет спад производства.

Разрастается лишь спекулятивный бизнес, ориентированный на перепродажу и не увеличивающий совокупное предложение. В конечном счете, начинается бегство капиталов из страны.

Расстройство всей денежной системы парализует экономиче­скую деятельность, вызывает спад производства: возникает так на­зываемый «стагфляционный кризис», сочетающий процессы со­кращения производства и инфляционный рост цен.

Стремительное обнищание массы людей влечет за собой со­циальные катаклизмы, и зачастую «порядок» в стране наводит при­ветствуемый населением в этих условиях тоталитарный режим.

 

 

 

 

 

 

5. Антиинфляционная политика как основная форма стабилизации денежной системы

Инфляция является неизбежным спут­ником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная лик­видация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, мо­нополистических структур, диспропорций в экономике, инфля­ционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.

Следовательно, основной целью государственной антиин­фляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умерен­ного уровня.

Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или страте­гических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой по­литики.

Первое направление — адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уро­вень жизни населения и ослабление социально-политической на­пряженности в обществе.

Инструментом такой политики является индексация заработ­ной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устра­няющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще все­го в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.

Индексация может носить «запаздывающий» характер, т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» — ин­декс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.

В некоторых странах индексация носит упреждающий харак­тер (в условиях прогнозируемой инфляции) — так называемая «система адаптации к новым условиям». При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работо­дателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

Международная практика (чаще — в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддер­жание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовле­творяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.

Второе направление — политика, нацеленная на снижение вы­соких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обу­словливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий.

Мы отметили, что инфляция есть проявление макроэконо­мического неравновесия AD > AS, следовательно, его относи­тельного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на сово­купное предложение (в сторону его увеличения).

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания ин­фляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государ­ственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимули­ровать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусло­вит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государствен­ными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефи­цита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфля­цию), а за счет государственных займов, которые будут погашать­ся, когда инфляция приобретет умеренные темпы [1, C. 379].

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, предста­вители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию са­нации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В ре­зультате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» эко­номики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высо­кой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться доста­точно отдаленных во времени результатов повышения эффектив­ного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.

Поскольку представители монетаристской школы (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным государственным вме­шательством в экономику, главным они считают восстановление денежного рынка.

Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса: проведение конфискационной денежной ре­формы, замораживание сбережений и заработной платы. Одно­временно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что, наряду с сокращением совокупного спроса, ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит — и его дефицита.

Г1о мнению М. Фридмена, для увеличения совокупного предложения приемлемы лишь те меры, которые не требуют до­полнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятий. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максималь­ной либерализацией рынка. Ставка процента за кредит первона­чально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на ин­вестиционный и потребительский спрос.

На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведут к быстрой санации экономики — банкротству неэффективных производите­лей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, а с дру­гой — создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффектив­ного производства. Тогда появится возможность стимулировать рост инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станут увеличение предложения и снижение цен.

Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление эко­номического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки (так называемой «шоковой терапии»).

Однако практика развивающихся стран и стран с переходной экономикой показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыноч­ной инфраструктуры, высокая степень монополизации эконо­мики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» сра­батывает в развитой рыночной экономике, где:

•       развиты рыночные инфраструктуры;

•       обеспечена взаимосвязь различных рынков (что позволяет восстановить общее рыночное равновесие);

•       высоко значение мультипликатора инвестиций;

•       действует большое количество производителей, из которых может быть осуществлен отбор сильнейших.

Кроме того, при огромной дифференциации доходов, посто­янно усиливающемся расслоении населения дальнейшее падение уровня жизни может сократить спрос так, что любое производ­ство станет невыгодным и «шоковая терапия» без «социальной анестезии» повлечет за собой дестабилизацию в стране. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать «бег­ство капиталов» из страны.

Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «градуалистская», т.е. постепенная, антиинфляционная полити­ка. Для нее характерны:

•        небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы;

•        краткосрочное замораживание заработной платы (что не успеет существенно подавить спрос);

•        краткосрочное повышение налогов в целях увеличения до­ходов бюджета (что не позволяет предпринимателям в пол­ной мере перенести это на издержки);

•        сокращение государственных расходов в виде дотаций не­эффективным производителям.

Предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в от­расли, способные стать «локомотивом» экономики; поддержка отечественных производителей, в том числе с помощью тамо­женного регулирования; непосредственное участие государства в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса насе­ления, включая меры адаптационной политики.

Главная проблема здесь состоит в том, что активная структур­ная и инвестиционная политика требует увеличения государствен­ных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.

При невысоких темпах инфляции цель государственной анти­инфляционной политики — предотвращение их увеличения, под­держание экономического роста, сохранение уровня реальных доходов различных слоев населения. Если определяющим меха­низмом при этом является инфляция спроса, то основные меры связываются с регулированием денежного обращения, а именно:

•        регулированием соотношения роста денежной массы и рос­та реального ВНП (практика таргетирования — определе­ние ограничивающих показателей денежной эмиссии);

•        регулированием скорости оборота денег путем повышения ставки рефинансирования, нормы резервных отчислений, установления «валютного коридора» и ревальвации — по­вышения курса национальной валюты (для предотвраще­ния «бегства» от дешевых денег).

Наряду с этим контролируется и ограничивается бюджетный дефицит.

В случае, если определяющим механизмом умеренной инфля­ции становится инфляция издержек, то акцент делается на регули­ровании цен и доходов, создании конкурентной среды с использо­ванием антимонопольного законодагельства. Практикуются и ме­ры таможенного регулирования — снижение ввозных пошлин, в том числе на ввозимое сырье, комплектующие, оборудование [2, C. 144].

Борьба с галопирующей и гиперинфляцией осуществляется на основе разработки стабилизационных программ.

Если антиинфляционная тактика нацелена на быстрейшее устранение избыточного уровня инфляции, превращение ее в умеренную, то антиинфляционная стратегия главной задачей ставит уменьшение воздействия механизма самовоспроизводства инфляции, гашение инфляционных ожиданий. Последнее возмож­но в условиях, когда пользующееся доверием граждан прави­тельство ставит осуществимые и конкретизированные по параметрам задачи снижения темпов инфляции, широко уведомляет о них население и добивается их реализации. Постоянное вы­полнение правительством поставленных задач и обязательств приводит в действие эффект объявления: в своих инфляционных ожиданиях экономические субъекты начинают делать поправку на сложившееся и прогнозируемое снижение темпов инфляции.

 

 

 

 

 

 


Часть 2. Анализ причин и последствий инфляции в России

1.      Причины и формы проявления инфляции в России при командно-административной модели экономики, в 90-е годы, в настоящее время

Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление.

Информация о работе Инфляция в России