Характеристика этапов бюджетного процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
Изучить понятие, сущность и принципы бюджетного процесса;
Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом (т.е. дать характеристику основных этапов бюджетного процесса);
Выявить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения.

Содержание

Введение 2
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса 4
II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом
2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12
2.2. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США 20
III.Проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения 25
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.docx

— 84.61 Кб (Скачать)

      Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение смет и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

      Отчет об исполнении бюджетов всех уровней  составляются по единой методике и  на основе единой бюджетной классификации. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания. В состав отчетности включаются: Бухгалтерский  баланс исполнения бюджета; отчет об исполнении бюджета по расходам; пояснительная  записка.

      Бухгалтерский баланс исполнения конкретного бюджета  отражает данные об исполнении бюджета  за отчетный период и предшествующие годы. Отчет об исполнении бюджетов по расходам составляется в соответствии с функциональной, ведомственной  и экономической классификациями  расходов бюджетов, кроме отчета за I квартал, формируемого в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов.

      Отчет об исполнении федерального бюджета  составляется на основании данных бухгалтерского учета органов Федерального казначейства и отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Правительство  РФ одновременно со следующими отчетами: о расходовании резервных фондов Правительства и Президента РФ; бюджетных  ссудах Министерство финансов РФ; предоставленных  государственных гарантиях; внутренних и внешних заимствований по видам  заимствований; состоянии государственного долга РФ; в выполнении сметы доходов  и расходов бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской  деятельности.

      Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета за отчетный период и методику составления отчетности. Анализ исполнения федерального бюджета по расходам основывается на данных о финансировании расходов из федерального бюджета. Годовой отчет  об исполнении федерального бюджета  представляется не позднее 20 мая следующего года. Одновременно с ним в Правительство  РФ представляются: отчет о рассмотрении в ссудах делах, наложенных и произведенных  взысканиях за нарушение бюджетного законодательства; отчет о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней РФ; проект закона об исполнении федерального бюджета. Отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную  тайну, представляется с соблюдением  мер по ее защите.12

      Одновременно  с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных  целевых бюджетных фондов. Счетная  палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит  заключение по отчету Правительства  РФ об исполнении федерального бюджета  в течение 4,5 месяцев после представления  годового отчета в Государственную  Думу. Заключение Счетной палаты РФ включает выводы по каждому разделу  функциональной классификации расходов и по каждому главному распорядителю  средств федерального бюджета с  указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, также по каждому выявленному  случаю финансирования расходов, которые  не предусмотрены законом.

     Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение  полутора месяцев после получения  заключения Счетной палаты РФ и по итогам этого рассмотрения утверждает либо отклоняет отчет от утверждения.

     г) составление и  утверждение бюджетной  отчетности. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходимо для контролирования правильности формирования, эффективностью и целевым характером использования бюджетных средств. При этом приоритетным направлениям контроля над исполнением бюджета является определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно-значимых целей, на которые были выделены средства. Для этого разрабатываются и утверждаются целевые показатели деятельности различных бюджетополучателей.

     Утверждение бюджетной отчетности, так же как  и утверждение законов (решений) о бюджете является прерогативой органов законодательной власти.13 Все этапы бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.

     26 августа 2008 года Правительство  РФ внесло проект федерального  закона “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”, которые впервые составлен по принципу “скользящей трехлетки”. При подготовке проекта федерального бюджета в таком формате реализован принцип раздельного планирования действующих и принимаемых обязательств, что позволит обеспечить предсказуемость и преемственность бюджетной политики на среднесрочный период.14

     В соответствии с бюджетным кодексом РФ основой для расчета параметров федерального бюджета на трехлетний период являются показатели социально-экономического развития РФ. Прогноз макроэкономических показателей, принятый для расчета, составлен с учетом уточнений  по итогам развития экономики в текущем  году.

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2009-2011 гг. определены исходя из прогнозируемого  темпа роста валового внутреннего  продукта (ВВП) ежегодно на 6,2-6,7% и прогнозного уровня инфляции, не превышающего в 2009г.–8,5%, в 2010г.-7,0% и 2011г.-6,8%. Предполагается увеличение инвестиций в основной капитал, ежегодный прирост которых в среднесрочной перспективе составит 10-15%. В 2009-2011гг. будут продолжаться увеличиваться и реальные денежные доходы населения – на 8,2-10,5% в год. Рост средней заработной платы по отраслям экономики ожидается в среднем за год на 11,4% в реальном выражении. Росту денежных доходов также будет способствовать решение Правительства РФ об увеличении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений. В субъектах РФ в настоящее время в рамках подготовки проектов бюджетов анализируется возможность принятия решений по повышению заработной платы региональных бюджетников. Аналогичные проблемы стоят и перед муниципальными образованиями.15

     Доходы  федерального бюджета на 2009-2011гг. пересчитаны, исходя из уточненных показателей экономической  ситуации в РФ, и возрастают относительно утвержденных параметров на 2009-2011гг. В  целом прирост доходов на 2009г. относительно утвержденных законом  о федеральном бюджете на 2008г. ожидается на 22%, на 2010г. рост к 2009г. составит 7,4% и на 2011г. – на 9,4% к 2010г. (таблица 2.1. в приложении 3).

     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта, а также  для формирования Резервного фонда  и Фонда будущих поколений. Эти  «две подушки безопасности» Факторы  отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2009 и созданы для  создания условий снижений инфляции и обеспечения стабильности финансовой системы.16

     Объем нефтегазового трансферта закреплен  в Бюджетном кодексе РФ в относительной  величине к объему ВВП. На 2009-2011гг. нефтегазовый трансферт предполагается утвердить  в размере, не превышающем 4,92% от прогнозируемого  на 2009г. объема ВВП, на 2010 – 4,5% и на 2011г. – 3,7%.

     Размер  Резервного фонда составит 10% к объему ВВП на всем 2010 годы по сравнению с ранее утвержденными параметрами протяжении планируемого бюджетного цикла. Размер Фонда национального благосостояния будет составлять в 2009г. 6,5% к объему ВВП, в 2010г.-7,8% и в 2011г.-9%.

     Опыт  формирования федерального бюджета  на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. показал необходимость корректировки  плана разработки бюджета и основных инструментов бюджетного планирования. Одновременно будет уточнен 15-летний долгосрочный финансовый план. Достоверная  отчетность, которую формирует Федеральное  казначейство, необходима, чтобы принимать  управленческие решения на новом  качественном уровне.

2.2.Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США

     Субъектами  бюджетного процесса в США являются органы государственной власти, каждый из которых имеет собственную  законодательно определенную компетенцию  в области бюджета. К их числу  относятся: Административно-бюджетное  управление при Президенте США, Министерство финансов США, Совет по экономическим  проблемам, Совет национальной безопасности, Экономический совет при Президенте США. Перечисленные органы представляют исполнительную ветвь власти. Законодательная  власть представлен главным законодательным  органом США – Конгрессом, в  структуре которого следует выделить Бюджетное управление Конгресса, а  также Главное контрольно-финансовое управление.

     В США формально по Конституции  Президент лишен каких-либо полномочий в сфере бюджете, но с 1921г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к президенту, хотя Конгресс и сохранил за собой достаточно весомую роль.17

      В американском бюджетном процессе выделяют три этапа: составление проекта бюджета органами исполнительной власти; рассмотрение и принятие Конгрессом; исполнение бюджета.

    1)Составление проекта бюджета органами исполнительной власти.

      Бюджет  Соединенных Штатов состоит из нескольких томов, излагающих финансовые предложения  президента и порядок распределения  средств. Основное внимание уделяется  предстоящему бюджетному году, для  которого Конгресс должен одобрить бюджетные  назначения. Бюджет предлагает также  изменения в уровне финансирования уже установленных программ. Бюджетные  показатели охватывают и последующие  четыре года, чтобы отразить действие бюджетного решения на длительный срок. Кроме того, бюджет включает данные по исполнению последнего финансового  года, чтобы бюджетные оценки могли  быть сравнимы с этими данными.

     Составление бюджета начинается не позднее весны  каждого года, самое малое за 9 месяцев до его передачи в Конгресс и за 18 месяцев до начала финансового года. Президент устанавливает общие направления бюджетной и финансовой политики. Основываясь на эти указания, Служба управления и бюджета (СУБ) совместно с федеральными ведомствами работает над определениями особых политических указаний и уровня планирования для ведомств, как для бюджетного года, так и для последующих четырех лет, чтобы управлять подготовкой их бюджетных запросов.

      В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками и политическими решениями между президентом, руководителем СУБ, другими служащими Исполнительной службы президента (ИСП), министрами и другими главами государственных ведомств. Решения относительно разработки бюджета определяются итогами ранее утвержденных бюджетов, включая бюджет текущего финансового года, и отношением к последнему представленному бюджету, который подлежит рассмотрению Конгрессом. Решения определяются также оценками экономического положения, подготовленными совместно с Советом экономических советников (СЭС), СУБ и Управлением казначейства.

      Осенью  ведомства предоставляют бюджетные  заявки в СУБ, где их изучают и выявляют спорные вопросы для обсуждения. Многие спорные вопросы решаются между ведомствами и СУБ. Иные требуют вмешательства президента и служащих Белого дома. Обычно принятие решения заканчивается в конце декабря, и начинается разработка подробных бюджетных показателей и подготовка бюджетных документов.

      Лица, принимающие бюджетные решения, должны учитывать влияние экономических и технических предположений на бюджетные оценки. Процентная ставка, экономический рост, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся материальной помощью являются важнейшими показателями, подлежащими четкому определению. Малые отклонения в этих показателях могут изменить бюджетные оценки на миллиарды долларов. Бюджетные решения должны также учитывать законодательные ограничения доходов, расходов и дефицита.

      Составление бюджета предусматривает одновременное  рассмотрение потребностей в средствах личных программ, распределение средств по видам деятельности государства, общих расходов и доходов, выделяемых в связи с текущими и будущими экономическими условиями и законодательными ограничениями.

      Уже многие годы президент передает бюджет в Конгресс в начале каждого календарного года, за 8 или 9 месяцев до начала следующего финансового года (1 октября). Представление бюджета конгрессу было намечено законом на первый понедельник февраля. По разным причинам не всегда бюджет предоставляется в установленный срок. В некоторые годы Конгресс запаздывал с принятием законов о бюджетных назначениях для финансового года, предшествующего бюджетному году, что препятствовало подготовке бюджета. Хотя такой прядок не требовал от уходящего президента передачи бюджета, было нецелесообразно обязать заступающего президента составлять бюджет за несколько дней сразу после вступления в должность (20 января).

Информация о работе Характеристика этапов бюджетного процесса в РФ