Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:33, курсовая работа
Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
Изучить понятие, сущность и принципы бюджетного процесса;
Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом (т.е. дать характеристику основных этапов бюджетного процесса);
Выявить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения.
Введение 2
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса 4
II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом
2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12
2.2. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США 20
III.Проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения 25
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 40
Самостоятельность осуществления бюджетного процесса на субфедеральном (региональном и муниципальном уровне) не безусловна и абсолютна. Ограничивающим условием этого принципа является требование единства бюджетного процесса, что наиболее ярко проявляется на стадии исполнение бюджетов. Одним из важнейших принципов в исполнении бюджетов всех уровней является принцип единства кассы. Начиная с 1 января 2010 г. все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации обслуживаются органами Федерального Казначейства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации могут исполнять региональные и муниципальные бюджеты только по соглашению с Федеральным казначейством и лишь при наличии необходимых ресурсов;
Реформирование
Бюджетный процесс основан, кроме специфических принципов, на общих принципах построения бюджетной системы: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы (ст. 28 БК РФ).
Вершину иерархии принципов бюджетного процесса составляет общеправовые идеи: конституционности, законности, самостоятельности ветвей власти и органов местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления.
Несмотря
на осуществляемые в последние годы
мероприятия по совершенствованию
бюджетного процесса, в нем имелся
главный недостаток – отсутствие
механизма обеспечения
Основой
новой организации бюджетного процесса
стала модель «бюджетирования, ориентированного
на результаты в рамках среднесрочного
финансового планирования». Ее суть
заключается в распределении
бюджетных ресурсов между администраторами
бюджетных средств и
Реформирования
бюджетного процесса осуществлялось по
следующим направлениям: реформирование
бюджетной классификации и
В
рамках первого направления
Второе
и третье направления направлены
на обеспечение повышения
Четвертое
направление предполагает формирование
и включение в бюджетный
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
2.1.Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс в России разделен на этапы, последовательно сменяющих друг друга и направленные на решение определенных задач: а) составление проектов бюджетов, б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете, в) исполнение законов (решений) о бюджете, г)составление и утверждение бюджетной отчетности. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.7
а) составление проектов бюджетов. На этом этапе предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг и иных установленных нормативов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику очередного финансового года.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эту процедуру осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов необходимы сведения по действующему налоговому законодательству; о предлагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Составление
бюджета основывается на Бюджетном
послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического
развития соответствующей территории
на очередной финансовый год; плане
развития государственного или муниципального
сектора экономики
Перспективный
финансовый план формируется одновременно
с проектом бюджета на очередной
финансовый год на основе среднесрочного
прогноза социально-экономического развития
РФ, субъекта РФ, муниципального образования
и содержащий данные о прогнозных
возможностях бюджета по мобилизации
доходов, привлечению государственных
или муниципальных
б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете. На данном этапе аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован. Если разработка проектов бюджетов – это прерогатива высших органов исполнительной власти, то рассмотрение и утверждение бюджетов находится в исключительной компетенции органов (представительной) власти всех уровней. В сущности, право формировать денежные фонды публичных образований и определять основные направления их использования принадлежит народу в лице его представителей в законодательных (представительных) органах власти. При рассмотрении проектов бюджетов согласуются интересы различных политических групп, которые по-разному видят приоритеты государственного и муниципального развития и соответствующее этим приоритетам финансирование. Результатом согласования этих позиций и становится утвержденный закон (решение) о бюджете.9
Основным
элементом в процедуре
Во втором чтении, когда обсуждается, сколько денег на тот или иной раздел, тимеются в виду изменения ассигнований на конкретные целевые статьи и вида расходов.
В случае принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законом, и федеральным законом, и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ.
Органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право выбора между утверждением бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на три года либо на очередной финансовый год (с составлением перспективного финансового плана).
в) исполнение законов (решений) о бюджете.
В
соответствии с БК РФ в России устанавливается
казначейское исполнение бюджетов. Исполнение
федерального бюджета, бюджета государственного
внебюджетного фонда
Для
кассового обслуживания исполнения
бюджетов Федерального казначейства открывает
счет в Банке России с учетом положений
ст. 156 и 216 БК РФ. Все кассовые операции
по исполнению бюджетов осуществляется
Федеральным казначейством
Федеральный бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых за пределами России.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.11
Информация о работе Характеристика этапов бюджетного процесса в РФ