Характеристика этапов бюджетного процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
Изучить понятие, сущность и принципы бюджетного процесса;
Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом (т.е. дать характеристику основных этапов бюджетного процесса);
Выявить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения.

Содержание

Введение 2
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса 4
II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом
2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12
2.2. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США 20
III.Проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения 25
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.docx

— 84.61 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                             2

I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса

    1. Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса                      4

II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом

    2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12

    2.2.     Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США    20

    III.Проблемы проведения бюджетного процесса в Российской                 Федерации и пути их устранения                                                          25    

    Заключение                                                                                                        36

    Список используемой литературы                                                                  38

Приложения                                                                                                       40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В последние годы важнейшей задачей  органов государственной власти Российской Федерации, как и ее субъектов, стало обеспечение устойчивого  экономического роста, развитие финансового  федерализма, совершенствование бюджетной политики. Бюджетная политика должна быть ориентирована на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности , создание обстановки максимального благоприятствования для частных капиталовложений, на надежные гарантии прав собственника, строжайшую экономику расходов на всех уровнях. Назрела необходимость существенного снижения уровня бюджетно-финансового неравенства.

      Целью реформирования управления бюджетным  процессом является создание условий  и предпосылок для эффективного управления государственными финансами  в соответствии с приоритетами государственной  политики. Бюджетная политика, проводимая государством, должна быть ориентирована  на создание системы межбюджетных отношений, способной нивелировать сложившиеся  диспропорции социально-экономического развития регионов не только за счет механизма выравнивания, но и механизма разграничения полномочий между органами власти различных уровней. Сбалансированное разграничение доходных и расходных полномочий составляет основу формирования межбюджетных отношений и является одним из принципиальных вопросов государственного устройства, базирующегося на принципах бюджетного федерализма.

      Эффективное расходование бюджетных средств  подразумевает их согласование с  приоритетами государственной политики по принципу «соответствие результату», основным инструментом реализации которого является модель бюджетного планирования – бюджетирование, ориентированное на результат. Данная модель предполагает как повышение самостоятельности субъекта бюджетного планирования, так и ужесточение ответственности субъекта бюджетного планирования после сопоставления полученных результатов и затраченных ресурсов.

      Проводимая  реформа бюджетного процесса направлена на создание условий для максимально  эффективного управления государственными и муниципальными финансами в  соответствии с приоритетами государственной  политики.

      Одним из основных направлений повышения  эффективности управления общественными  финансами является создание стимулов для увеличения поступлений доходов  в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты  и улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами. Именно систему межбюджетных отношений можно рассматривать  в качестве одного из инструментов для решения указанных задач.

      Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

  1. Изучить понятие, сущность и принципы бюджетного процесса;
  2. Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом (т.е. дать характеристику основных этапов бюджетного процесса);
  3. Выявить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса

1.1. Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса

    Главным звеном финансовой системы государства  является бюджетная система. Бюджетная  система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ (1993г.) «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

    Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Схема построения бюджетной системы бюджетной системы приведена в приложении 1.

    Статья 10 БК РФ закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

    Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

    Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджете этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований.  
Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.

    Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству  Российской Федерации. На территориальном  уровне она определяется решениями  соответствующих органов власти. Эта политика реализуются в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов в Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

    В российской Федерации бюджетный  период, т.е. время совершения процесса исполнение бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает  с календарным годом. Продолжительность  бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в  бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

    Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

    Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и  управлению бюджетной системой.1

    Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением (ст. 6 БК РФ). Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, является перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.2

    Бюджетный процесс предусматривает решение  следующих основных задач: выявление  материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

    Бюджетный процесс обладает следующими чертами.

    Во-первых, бюджетный процесс является важнейшим  направлением финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований. Аккумулирование, распределение и использование денежных фондов публичных образований производится только в процессуальном форме. Бюджетный процесс включает в себя правотворческую (законотворческую) деятельность по подготовке проектов (решений) о бюджете, их рассмотрению и утверждению, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, организационно-распорядительную деятельность по исполнению бюджетов, деятельность по контролю над исполнением бюджетов. Таким образом, одной из черт бюджетного процесса является многоплановость деятельности, входящий в его содержание3.

    Во-вторых, бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них  наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства (разд. V БК РФ).

    В-третьих, бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение  определенных задач.

    Бюджетный процесс состоит из следующих  стадий:

    1. составление проектов бюджетов;
    2. рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете;
    3. исполнение законов (решений) о бюджете;
    4. составление и утверждение бюджетной отчетности.

     Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Минфин России, Федеральное казначейство, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, Банк России, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

     Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ (Администрация Президента РФ); Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ); Правительство РФ; Минфин России; Федеральное Казначейство; Федеральная Налоговая Служба (ФНС России);Федеральная Таможенная служба (ФТС России) 4.

     Бюджетный процесс в Российской Федерации  основан на следующих принципах:

  1. на принципе единства системы бюджетного процесса, заключающемся в том, что бюджетный процесс регламентируется едиными нормативными правовыми актами, прежде всего Бюджетным Кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий на всех уровнях бюджетной системы, означает единство системы органов власти, участвующих в нем;
  2. на принципе самостоятельности публичных образований в осуществлении бюджетного процесса. Несмотря на единство бюджетного процесса, на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации он осуществляется федеральными органами государственной власти, другими органами и организациями федерального уровня. При этом бюджетно-процессуальные правоотношения федерального уровня детально регулируются Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный процесс на региональном уровне осуществляется в порядке, который устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет лишь общие контуры регионального бюджетного процесса. Аналогично органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный бюджетный процесс.

Информация о работе Характеристика этапов бюджетного процесса в РФ