Характеристика финансового кризиса государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.

В украинской экономике неблагоприятное воздействие политики Центрального банка, направленной на ужесточение условий кредита, на положение частных банков оказывалось особенно заметным в связи с отмечавшейся выше несбалансированностью временной структуры активов и пассивов (абсолютное преобладание краткосрочных вкладов). Во второй половине 90-х г.г. на повышение процента на внутренних рынках банки отвечали ростом иностранных заимствований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .....3

1. Экономическое содержание и сущность финансового кризиса………… .5

1.1. Понятие и сущность финансового кризиса .........................................5

1.2. Происхождение и типология финансовых кризисов ………………… ...8

2. Основная характеристика и причины финансового кризиса в Украине ..13

3.Меры по предупреждению финансового кризиса в Украине…………….22

ВЫВОД…………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая финанс ы.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      Основой финансового кризиса является дефицит  бюджета. Основными причинами являются недопоступление в бюджет рентных  платежей, транзитных платежей за транзит  газа; за использование природных  ресурсов, сокращение поступлений от приватизации, невыполнение целевых фондов и невыполнение запланированных налоговых поступлений. Главная причина этих недопоступлений - нефункционирующее производство.

      За  первое полугодие текущего года поступление  наличных денег в госбюджет составило 60% запланированных. Этих денег хватает только на выплату текущей зарплаты и обслуживание части государственного долга (оплата процентов по ранее взятым кредитам). Остальную часть правительство финансирует за счёт внешних и внутренних займов. Бюджетные поступления от налогов практически полностью тратятся на оплату государственных долгов. Доля в расходах на инвестиции ничтожно мала, т.е. не развивается производство – основа всей экономики в целом, в т.ч. и финансовой системы.

      Одной из основных причин дефицита госбюджета и финансового кризиса является превышение выплат на погашение ОВГЗ над поступлениями от их размещения. За шесть месяцев отрицательное сальдо от размещения ОВГЗ составило 632 млн.грн. – почти среднемесячные поступления наличности в госбюджет за этот период. На конец августа долг по ОВГЗ составил 10,258 млрд. грн. по сравнению с 8,762 млрд. грн. в начале года. Эксперты отмечают, что в случае неудачи кампании правительства по борьбе с должниками бюджета и пенсионного фонда растёт угроза вынужденного кредитования правительства Нацбанком для обеспечения социальных выплат.[5]

      Выпуск  ОВГЗ продолжается и сейчас. Причём за ОВГЗ Минфин покапает у Нацбанка доллары из валютного резерва  для погашения внешних долгов. В то же время доля иностранных инвесторов на рынке ОВГЗ с начала года сократилась в 3 раза и составляет 20%. И то это инвесторы, на руках у которых остались займы, срок погашения которых ещё не наступил. Иностранные инвесторы не покупают новые займы в связи с тем, что сейчас в валютном выражении они убыточны (убыточность до 50%) и теперь НБУ – единственный покупатель ОВГЗ.

      С начала года наблюдается рост внешнего долга. На  
1 января он составлял $9,555 млрд., за семь месяцев вырос на $1,105 млрд.,
 
 

     По  темпам роста затраты на обслуживание внутреннего долга почти в 6 раз опережают затраты на обслуживание внешнего долга.

      Динамика  долга государства перед банками  имеет такой вид: в 1993г. 8,8% «широких»  денег обеспечивали кредитование правительств, а в конце 1997г. этот показатель составил 64,7% объёма оборотных денег. Т.е. банковская система 2/3 своих обязательств размещала в кредитах правительству, что ограничивало кредитование реального сектора с целью развития производства. На 1 сентября этого года внутренние долги государства перед банковской системой составляли 13% ВНП.

      Следует также отметить огромные долги предприятий  по кредитам, выданным под гарантию правительства – 147 млн. грн., в основном это кредиты аграрным предприятиям, кредитованным ещё в 1992-1993гг.(«Украгротехсервис» - 140 млн. грн., Агропромбиржа и др.)  [7]

      За  семь месяцев денежная масса выросла  на 10,7%, что также можно отнести  к причинам кризиса, т.к. это вызвало  инфляцию.

      Углубление  финансового кризиса объясняется  также нехваткой денег в обороте, что приводит к кризису неплатежей, нехватке оборотных средств на предприятиях. Т.е. сегодня реальные деньги стали дефицитными, недоступными для тех экономических субъектов, уровень эффективности производства которых не позволяет им конкурировать с рыночными процентными ставками. Значительный вклад в повышение общего уровня реальных процентных ставок внесла исключительно высокая доходность по государственным ценным бумагам(на II квартал 1998г. – 36,2%), тогда как в развитых странах уровень 13-15% уже считается экстремальным. Высокие ставки обслуживания государственного долга привлекают свободные денежные средства, делая их цену слишком высокой, а сами деньги фактически недоступными для реального сектора экономики. Одной из причин нехватки денежной массы является упорное нежелание Нацбанка осуществить хотя бы небольшую эмиссию. По мнению многих экономистов, эмиссия разумных размеров оживила бы экономическую деятельность.

     Очень большая часть в денежной массе  приходится на наличность (на 1 апреля 1998г. 49%), что делает очень лёгким осуществление неофициальных операций и, следовательно, неуплату налогов. Также следует отметить долларизацию экономики. [5]

      Одним из источников дефицита бюджета является увеличение количества безработных, что означает увеличение социальных программ. В условиях падения доходов всё большее количество людей нуждается в социальной защите. Так, в 1996г. часть трансфертных платежей составила 22% общих доходов населения.

      В какой-то мере можно сформулировать зависимость, что чем больше реальный продукт, тем меньше бюджетный дефицит. В Украине же реальный ВНП падает (1993 – на 26,9%, 1994 – на 40%, 1995-7,3%, 1996-5,9%, 1997 – 0,6%). Хотя падение ВНП в 1998 году прекратилось, это не сняло проблем и долгов, накопленных за прошлые годы при финансировании дефицита бюджета.

      Также как одну из существенных причин кризиса следует отметить кризис в России, доля которой в общем внешнеторговом обороте Украины составляет более 40%. От банкротства российских банков пострадала не только украинская банковская система, но и население Украины, т.к. на Украине находятся филиалы российских банков, принимающих депозиты от украинского населения, возвращение которых теперь затруднено.

      Таким образом, к основным причинам финансового  кризиса относятся внутренний и государственный долг, дефицит бюджета, недопоступление налогов, рост масштабов теневой экономики, а также наступление срока погашения ОВГЗ и других долгов. Но у Украины есть реальный шанс избежать российского варианта кризиса. В Украине не существует непреодолимых источников финансовой катастрофы. Во многом кризис сдерживает монетарная политика Нацбанка. Однако и идеализировать её не следует, т.к. больше всего от такой политики страдает население. Относительно нормальная ситуация в Украине, в т.ч. и относительная стабильность гривны во многом базируется на невыплате вовремя зарплат и трансфертов.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Меры  по предупреждению финансового  кризиса в Украине

     C целью недопущения нарастания кризисных явлений в банковской сфере и экономике в целом необходимо:

1. Создать  национальный стабилизационный фонд (как минимум 25 млрд. гривен) за счет поступления средств от перевыполнения доходной части государственного бюджета Украины, поступления средств, от приватизации, средств Единственного казначейского счета, нераспределенных остатков Резервного фонда Кабинета Министров Украины.

     Средства  стабилизационного фонда должны использоваться для предоставления кредитов для погашения и обслуживания кредитов, полученных отечественными банковскими учреждениями и субъектами ведения хозяйства у иностранных  кредиторов, финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов общегосударственного значения, кредитования проектов малого и среднего бизнеса, связанных с созданием новых рабочих мест.

2. Ту  часть активов рисковых банков, которую в настоящее время  спасает государство, необходимо национализировать. Коммерческие банки, которые стремятся нагреть руки на кризисе, должны быть наказаны.

3. Размер  гарантирования возмещения средств  вкладчиков, включая проценты, увеличить  до 150 тыс. гривен, в связи с  чем внести соответствующие изменения в Закон Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц».

4. Прекратить  действие Закона Украины «О  реструктуризации долговых обязательств  Кабинета Министров Украины перед  Национальным банком Украины», который  был принят 20 апреля 2000 года под  жестким давлением МВФ, как  одно из ключевых условий получения  кредита «стенд-бай». 

5. Упразднить  п. 6 в. 15 Бюджетного кодекса Украины:  «Эмиссионные средства Национального  банка Украины не могут быть  источником финансирования дефицита  Государственного бюджета Украины».

6. Упразднить  ст. 54 Закона Украины «О Национальном  банке Украины»: «Национальному банку запрещается предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета Украины».

7. Сформировать  государственный бюджет на 2009 год  с оптимальным дефицитом, но обязательно задействовав собственные финансовые ресурсы для его покрытия.[9]

     Комплекс  выработанных рекомендаций направлен на экономико-правовое обеспечение антикризисных мероприятий, поддержку устойчивого экономического развития, а также гарантирование государством социальных стандартов, населению Украины.

     Практическая  реализация предложенных рекомендаций даст возможность осуществить масштабные финансовые вливания в банковский и  реальный секторы экономики, как  это делается во всех развитых странах, даст возможность использовать денежную эмиссию, исходя из острых потребностей национальной экономики и таким способом ощутимо уменьшить потребность во внешних заимствованиях.

     По  мнению экспертов, выход из текущего кризиса требует сегодня осуществления  ряда неотложных шагов и принятия стратегически важных решений, которые обеспечат конкурентоспособность украинской экономики в будущем.

     В ближайшей перспективе, необходима поддержка финансового сектора украинской экономики государством, а также "создание стабилизационного фонда, наполнение которого будет обеспечено за счет средств, которые не противоречат стратегическим интересам страны". В долгосрочной перспективе необходимо создание условий для модернизации украинской промышленности вообще и металлургического сектора в частности.

     Кроме того, жизненно необходимо создание привлекательного инвестиционного климата в стране, что снова, возможно лишь в условиях политической стабильности и слаженности  действий руководства государства.[11]

     Верховная Рада Украины приняла 19 февраля проект закона №3306 от 25 декабря 2008 г. "О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины".

     Данный  закон направлен на улучшение  состояния платежного баланса, поддержку реальных секторов экономики, предубеждение падения платежеспособности граждан, увеличение эффективности финансового сектора, усовершенствование налоговой политики и сбалансирование государственного и местных бюджетов.

     Кроме того, как отмечается в пояснительной записке, реализация законопроекта позволит предупредить последствия мирового кризиса в финансовом секторе экономики, поддержать торговый баланс, стабилизировать банковский, страховой рынки.

     Законопроект  охватывает внесение изменений в  ряд законодательных актов Украины, а именно: в налоговые законы, таможенный тариф, законы, которые регулируют вопрос функционирования фонда гарантирования вкладов, ипотеки, в том числе механизмов финансирования жилищного строительства, страхового рынка и т.п.

     Приведенным Законом вводится ряд мер, направленных на борьбу с кризисом в финансовой сфере. В частности, за счет сверхплановых поступлений от приватизации госимущества в 2008 году и поступлений от приватизации в полном объеме в 2009 году, а также за счет целевого размещения государственных ценных бумаг в Госбюджете создается Стабилизационный фонд для обеспечения финансовой поддержки банков и бизнеса.[1]

     Ряд мер направлен на увеличение капитализации  банков, для некоторых из них установлен мораторий на распределение чистой прибыли. Размер гарантирования вкладов физических лиц увеличен до 150 тыс. грн.

     Разумеется, была затронута и налоговая сфера. Так, установлено, что размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты с момента опубликования Закона (с 05.11.2008 г.) будут изменяться в соответствии с индексом инфляции. То есть у бухгалтеров прибавится работы при расчете удержаний в социальные фонды. Правда, несколько облегчится жизнь тех предприятий, на которых зарплаты выплачиваются на уровне минимальной: у них уйдет проблема постоянной индексации денежных доходов работников.

     Особое  внимание уделено налогообложению  деятельности в сфере сельского  и лесного хозяйства, а также  рыболовства. [7]

     Во-первых, снято ограничение срока действия Закона Украины “О фиксированном сельскохозяйственном налоге” (ранее предполагалось, что он будет действовать до 01.09.2009 г.).

     Во-вторых, с сентября следующего года из Закона Украины “О налоге на добавленную  стоимость” будут исключены нормы, регулирующие в настоящее время  порядок налогообложения сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий: п/п. 6.2.6, п. 11.21 и 11.29. Вместо них собираются все-таки ввести в действие многострадальную статью 8-1, которая в очередной раз изложена в новой редакции.

Информация о работе Характеристика финансового кризиса государства