Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.
В украинской экономике неблагоприятное воздействие политики Центрального банка, направленной на ужесточение условий кредита, на положение частных банков оказывалось особенно заметным в связи с отмечавшейся выше несбалансированностью временной структуры активов и пассивов (абсолютное преобладание краткосрочных вкладов). Во второй половине 90-х г.г. на повышение процента на внутренних рынках банки отвечали ростом иностранных заимствований.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .....3
1. Экономическое содержание и сущность финансового кризиса………… .5
1.1. Понятие и сущность финансового кризиса .........................................5
1.2. Происхождение и типология финансовых кризисов ………………… ...8
2. Основная характеристика и причины финансового кризиса в Украине ..13
3.Меры по предупреждению финансового кризиса в Украине…………….22
ВЫВОД…………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30
Валютный
кризис второго типа -- происходит из-за
чрезмерного накопления государственного
долга, когда у инвесторов возникают
сомнения в способности или желании
правительства регулярно
Неожиданная потеря доверия к государству-заемщику кредиторами вызывает стремление последних вернуть свои неожиданно ставшие более рискованными вложения досрочно, что в свою очередь равносильно атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.[12]
Валютный
кризис, вызванный чрезмерным увеличением
внешнего долга частных фирм и
банков, может произойти даже когда
с государственной
Валютный кризис четвертого типа -- тесно связан с предыдущим, во-первых, потому, что при чрезмерном накоплении государственной задолженности, номинированной в национальной валюте, и недостаточности доходов государственного бюджета для обслуживания этой задолженности вероятнее всего долг будет финансироваться за счет монетизации бюджетных дефицитов, а это в конце концов приведет к инфляции и девальвации.[10]
Во-вторых, накопление номинированных в национальной валюте долгов частным сектором тоже далеко не безопасно с точки зрения стабильности валюты.
Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать "набег" вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. А это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это опять-таки делает более осязаемым призрак инфляции и девальвации.[8]
Дж. Сакс, А. Торнел и А. Веласко проанализировали, насколько пригодны для предсказания валютных кризисов, следующие три показателя, примерно характеризующие динамику факторов, которые и вызывают кризис в нашей классификации:
1) повышение реального курса валюты (завышение курса в нашей терминологии);
2) отношение денежной массы (М2) к величине валютных резервов (примерная характеристика задолженности государственного сектора);
3) расширение
объема кредитов (примерная характеристика
задолженности частного
Анализ показал, что из 20 обследованных стран с формирующейся рыночной экономикой в тех из них, которые особенно пострадали от валютного кризиса 1994—1995 гг. (а именно в Мексике, Аргентине и Бразилии), период, предшествующий кризису, характеризовался не только высокими показателями отношения М2/резервы, но и довольно сильным повышением реального курса национальной валюты и бумом кредитования (Sachs, Tornell, Velasco, 1996).[4]
Подобным же образом рост объема банковского кредитования по отношению к ВВП предшествовал более ранним валютным потрясениям в Аргентине (1981), Норвегии (1987), Финляндии (1991 — 1992), Японии (1992— 1993), Швеции (1991).[5]
Другой тип кризиса связан не с потерей доверия к валюте, а к потере доверия к реальным активам (или к ценным бумагам на эти активы) - они называются заразные кризисы. По определению, заразные кризисы не поражают только одну или несколько стран.
Существуют важные различия в изучении валютных и заразных кризисов.
Валютные кризисы неизбежно вовлекают центральный банк кризисной страны; заразные кризисы требуют определенного действия либо бездействия центрального банка, однако его роль не настолько важна.
Наконец,
макроэкономика валютных и заразных
кризисов довольно различна – хотя
оба они ведут к рецессии, валютные
кризисы связаны с инфляцией
в странах-жертвах, а заразные кризисы
связаны с всемирной дефляцией.
2. Основная характеристика и причины финансового кризиса в Украине.
Главные причины финансового кризиса в Украине лежат в проблемах государства, проблематичности для правительства обслуживать свои долги. С банковского оборота за первую половину октября ушло около 800 млн. грн. (отток вкладов, затраты от обменных операций и прямые потери банков в России). Обострилась проблема с обслуживанием Министерством финансов внутреннего государственного займа. Если бы в этом вопросе не было проблем, не было бы проблем с системной ликвидностью. Неадекватно отреагировал валютный рынок, где наблюдается большой неэкономический спрос на валюту.
В Институте законодательства Верховной Рады Украины состоялся «круглый стол» на тему: «Причины финансового кризиса и пути ее преодоления в Украине». В заседании приняли участие ведущие специалисты научных, банковских, инвестиционных, страховых, финансовых, государственных, общественных и других учреждений страны.
Участники заседания констатировали, что непосредственной причиной мирового финансового кризиса являются излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США. К сожалению, в том числе и Украины.[5]
Рост проблемных кредитов на ипотечном рынке США обусловил рост стоимости заимствований и ограничения доступа к внешним кредитным ресурсам многим странам, включая Украину. В связи с этим украинские заемщики нуждаются в поддержке государства, поскольку они испытывают трудности с рефинансированием своих кредитных обязательств на внешних рынках.[10]
Есть
основания считать, что финансовый
кризис - это в первую очередь
кризис власти, это следствие неадекватности
и неэффективности
1. Значительный
рост объемов внешней
2. Неоправданно высокий уровень доллара и значительные обязательства банков в иностранной валюте.
3. Возникновение
дисбаланса между спросом и
предложением иностранной
4. Неадекватная
и неэффективная валютно-
5. Неконтролированный рост импорта в Украину, в связи с чем негативное сальдо внешней торговли достигло 12,5 млрд. долларов.
6. Развертывание
кризиса ликвидности в
7. Рост недоверия инвесторов к финансовой системе Украины, что обусловило вывоз капитала и свертывание инвестиций в Украину, отсутствие благоприятных условий для роста деловой активности и развития предпринимательства.[12]
Основные угрозы на текущий момент такие:
- перерастание
банковского кризиса в
- дефолт не только по внешним долгам государства, но и по внешним долгам частного сектору;
- массовые
банкротства и рост
Еще несколько лет назад, следовало начинать реформирование украинской металлургии с целью повышения энергоэффективности этого сектора. Это позволило бы повысить рентабельность этой стратегически важной отрасли и сделать ее менее чувствительной к ежегодному повышению цен на газ. В современных же условиях низких цен на сталь и высоких цен на импортный газ подобное реформирование выглядит критическим шагом для поддержки этого ключевого сектора экономики.[6]
Еще одним просчетом в прошлом являлось создание налоговых льгот для металлургического комплекса. В результате украинская металлургия получила краткосрочное преимущество перед зарубежными конкурентами, но в долгосрочной перспективе утратила стимул к технологическому усовершенствованию. В долгосрочной перспективе важно не наступить на те же грабли и стимулировать модернизацию в украинской металлургии. В данный момент технологии в секторе являются устаревшими и низкоэффективными, что делает украинскую металлургию технологически неконкурентоспособной. Единственное, за счет чего сектор обеспечивал свою конкурентоспособность в прошлом, – это дешевая рабочая сила. Из-за отсутствия технологической модернизации этот сектор уже проигрывает более эффективной зарубежной промышленности. Если ситуация не изменится, украинская металлургия может не выжить в условиях жесткой конкуренции с зарубежным металлургическим производством.
Другим
стратегически важным шагом, является
привлечение в страну инвестиций.
"В Украине наблюдается
Это
нормальная ситуация для динамично
развивающихся экономик при условии,
что дефицит текущего счета покрывается
притоком иностранных инвестиций. В
упомянутых странах создаются
В условиях громадного дефицита счета текущих операций и мировой проблемы дефицита инвестиционных средств низкая инвестиционная привлекательность страны является тем важнейшим стратегическим просчетом руководства Украины, который не позволит ей выйти из начинающегося кризиса с минимальными потерями. Исправить прошлое мы, увы, уже не в силах, но возможным видится то, что текущий кризис преподаст сложный, но важный урок украинскому правительству про необходимость структурных реформ как в реальном секторе нашей экономики, так и в части инвестиционного климата.[5]
Некоторая макроэкономическая стабилизация 1997г., базирующаяся на основе накопления финансовых противоречий (как по вертикали, так и по горизонтали), потерпела крах вследствие азиатского финансового кризиса и многих внутренних факторов. Финансирование дефицита бюджета 1997г. за счёт накопления внутреннего и внешнего долгов создали непростые условия для поддержания в 1998г. бюджетного и финансового равновесия. Доходы госбюджета за первое полугодие текущего года составили 74,7% запланированных, в т.ч. налоговые поступления – 84% запланированных. Одной из причин этого является нестабильность налогового законодательства и очень сильное налоговое давление, налоговая система носит фискальный характер, что заставляет многих субъектов экономической жизни сворачивать производства или уходить в теневую экономику. По оценкам экспертов Гарвардского института, для Украины оптимальной агрегированной ставкой налога является 10-15% ВНП, а в первом полугодии она составила 39,1%.[7]
По расчётам Всемирного банка, в 1995г. оборот теневой экономики составил 42% ВВП (по западным оценкам, критический уровень составляет 30-35%), хотя, по мнению автора данного доклада, этот показатель намного выше и вряд ли он склонен к уменьшению в ближайшее время. Такие масштабы теневой экономики – не только реакция субъекта на запреты и налоговое давление в экономической деятельности, но и наследие времён Советского Союза. Так, с 60-х гг. до конца 80-х оборот теневой экономики возрос в 18 раз (с 5 млрд. руб. до 90).
Также следует отметить постоянный отток капитала за границу. По некоторым оценкам, за границей сейчас находится до $20 млрд. неофициально экспортированных из Украины. По другим оценкам, за последние 5 лет вывезено $15 млрд., тогда как сумма иностранных кредитов за этот период составила $9 млрд. Также немаловажным фактором является приватизация за бесценок, особенно объектов незавершённого строительства, что связано с повсеместной коррупцией.
Информация о работе Характеристика финансового кризиса государства