Характеристика финансового кризиса государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Нынешний финансовый кризис по праву можно считать наиболее глубоким и драматичным за последние несколько десятилетий развития мировой экономики.

В украинской экономике неблагоприятное воздействие политики Центрального банка, направленной на ужесточение условий кредита, на положение частных банков оказывалось особенно заметным в связи с отмечавшейся выше несбалансированностью временной структуры активов и пассивов (абсолютное преобладание краткосрочных вкладов). Во второй половине 90-х г.г. на повышение процента на внутренних рынках банки отвечали ростом иностранных заимствований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… .....3

1. Экономическое содержание и сущность финансового кризиса………… .5

1.1. Понятие и сущность финансового кризиса .........................................5

1.2. Происхождение и типология финансовых кризисов ………………… ...8

2. Основная характеристика и причины финансового кризиса в Украине ..13

3.Меры по предупреждению финансового кризиса в Украине…………….22

ВЫВОД…………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая финанс ы.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Валютный  кризис второго типа -- происходит из-за чрезмерного накопления государственного долга, когда у инвесторов возникают  сомнения в способности или желании  правительства регулярно обслуживать свою задолженность.

     Неожиданная потеря доверия к государству-заемщику кредиторами вызывает стремление последних  вернуть свои неожиданно ставшие  более рискованными вложения досрочно, что в свою очередь равносильно  атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.[12]

     Валютный  кризис, вызванный чрезмерным увеличением  внешнего долга частных фирм и  банков, может произойти даже когда  с государственной задолженностью все в порядке. С таким валютным кризисом третьего типа столкнулись  многие азиатские страны в 1997—1998 гг.

     Валютный  кризис четвертого типа -- тесно связан с предыдущим, во-первых, потому, что  при чрезмерном накоплении государственной  задолженности, номинированной в национальной валюте, и недостаточности доходов  государственного бюджета для обслуживания этой задолженности вероятнее всего долг будет финансироваться за счет монетизации бюджетных дефицитов, а это в конце концов приведет к инфляции и девальвации.[10]

     Во-вторых, накопление номинированных в национальной валюте долгов частным сектором тоже далеко не безопасно с точки зрения стабильности валюты.

     Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать "набег" вкладчиков на банки с  целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. А это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это опять-таки делает более осязаемым призрак инфляции и девальвации.[8]

     Дж. Сакс, А. Торнел и А. Веласко проанализировали, насколько пригодны для предсказания валютных кризисов, следующие три  показателя, примерно характеризующие динамику факторов, которые и вызывают кризис в нашей классификации:

1) повышение  реального курса валюты (завышение  курса в нашей терминологии);

2) отношение  денежной массы (М2) к величине  валютных резервов (примерная характеристика задолженности государственного сектора);

3) расширение  объема кредитов (примерная характеристика  задолженности частного сектора).

     Анализ  показал, что из 20 обследованных  стран с формирующейся рыночной экономикой в тех из них, которые  особенно пострадали от валютного кризиса 1994—1995 гг. (а именно в Мексике, Аргентине и Бразилии), период, предшествующий кризису, характеризовался не только высокими показателями отношения М2/резервы, но и довольно сильным повышением реального курса национальной валюты и бумом кредитования (Sachs, Tornell, Velasco, 1996).[4]

     Подобным  же образом рост объема банковского  кредитования по отношению к ВВП  предшествовал более ранним валютным потрясениям в Аргентине (1981), Норвегии (1987), Финляндии (1991 — 1992), Японии (1992— 1993), Швеции (1991).[5]

     Другой  тип кризиса связан не с потерей  доверия к валюте, а к потере доверия к реальным активам (или  к ценным бумагам на эти активы) - они называются заразные кризисы. По определению, заразные кризисы не поражают только одну или несколько стран.

     Существуют  важные различия в изучении валютных и заразных кризисов.

     Валютные  кризисы неизбежно вовлекают  центральный банк кризисной страны; заразные кризисы требуют определенного  действия либо бездействия центрального банка, однако его роль не настолько важна.

     Наконец, макроэкономика валютных и заразных кризисов довольно различна – хотя оба они ведут к рецессии, валютные кризисы связаны с инфляцией  в странах-жертвах, а заразные кризисы  связаны с всемирной дефляцией.[6] 
 
 

2. Основная характеристика и причины финансового кризиса в Украине.

      Главные причины финансового кризиса  в Украине лежат в проблемах  государства, проблематичности для  правительства обслуживать свои долги. С банковского оборота  за первую половину октября ушло около 800 млн. грн. (отток вкладов, затраты от обменных операций и прямые потери банков в России). Обострилась проблема с обслуживанием Министерством финансов внутреннего государственного займа. Если бы в этом вопросе не было проблем, не было бы проблем с системной ликвидностью. Неадекватно отреагировал валютный рынок, где наблюдается большой неэкономический спрос на валюту.

     В Институте законодательства Верховной  Рады Украины состоялся «круглый стол» на тему: «Причины финансового  кризиса и пути ее преодоления  в Украине». В заседании приняли участие ведущие специалисты научных, банковских, инвестиционных, страховых, финансовых, государственных, общественных и других учреждений страны.

     Участники заседания констатировали, что непосредственной причиной мирового финансового кризиса  являются излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США. К сожалению, в том числе и Украины.[5]

     Рост  проблемных кредитов на ипотечном рынке США обусловил рост стоимости заимствований и ограничения доступа к внешним кредитным ресурсам многим странам, включая Украину. В связи с этим украинские заемщики нуждаются в поддержке государства, поскольку они испытывают трудности с рефинансированием своих кредитных обязательств на внешних рынках.[10]

     Есть  основания считать, что финансовый кризис - это в первую очередь  кризис власти, это следствие неадекватности и неэффективности государственного управления. Следует отметить, что  в Украине кризисные явления развиваются не так за счет внешних, как внутренних причин. Таких как:

1. Значительный  рост объемов внешней задолженности  частного сектора (до 100 млрд. долларов) в результате высоких темпов  кредитования за счет привлечения  кредитных ресурсов за пределами страны, которая является серьезной угрозой дестабилизации курса гривни в связи с необходимостью погашения больших объемов краткосрочного долга (29 млрд. гривен) и в связи со значительным дефицитом счета текущих операций.

2. Неоправданно  высокий уровень доллара и значительные обязательства банков в иностранной валюте.

3. Возникновение  дисбаланса между спросом и  предложением иностранной валюты  на межбанковском рынке обусловило  снижение курса гривни.

4. Неадекватная  и неэффективная валютно-курсовая политика, которая опирается исключительно на жесткие монетарные антиинфляционные мероприятия, следствием чего стало ограничение инвестиционных возможностей украинских предприятий и потеря части своих средств гражданами.

5. Неконтролированный  рост импорта в Украину, в связи с чем негативное сальдо внешней торговли достигло 12,5 млрд. долларов.

6. Развертывание  кризиса ликвидности в банковской  системе Украины, в частности,  связанного с рейдерской атакой  на Проминвестбанк и нарастанием  паники вкладчиков.

7. Рост недоверия инвесторов к финансовой системе Украины, что обусловило вывоз капитала и свертывание инвестиций в Украину, отсутствие благоприятных условий для роста деловой активности и развития предпринимательства.[12]

Основные  угрозы на текущий момент такие:

- перерастание  банковского кризиса в промышленную;

- дефолт  не только по внешним долгам  государства, но и по внешним  долгам частного сектору;

- массовые  банкротства и рост безработицы.

     Еще несколько лет назад, следовало  начинать реформирование украинской металлургии с целью повышения энергоэффективности этого сектора. Это позволило бы повысить рентабельность этой стратегически важной отрасли и сделать ее менее чувствительной к ежегодному повышению цен на газ. В современных же условиях низких цен на сталь и высоких цен на импортный газ подобное реформирование выглядит критическим шагом для поддержки этого ключевого сектора экономики.[6]

     Еще одним просчетом в прошлом  являлось создание налоговых льгот  для металлургического комплекса. В результате украинская металлургия получила краткосрочное преимущество перед зарубежными конкурентами, но в долгосрочной перспективе утратила стимул к технологическому усовершенствованию. В долгосрочной перспективе важно не наступить на те же грабли и стимулировать модернизацию в украинской металлургии. В данный момент технологии в секторе являются устаревшими и низкоэффективными, что делает украинскую металлургию технологически неконкурентоспособной. Единственное, за счет чего сектор обеспечивал свою конкурентоспособность в прошлом, – это дешевая рабочая сила. Из-за отсутствия технологической модернизации этот сектор уже проигрывает более эффективной зарубежной промышленности. Если ситуация не изменится, украинская металлургия может не выжить в условиях жесткой конкуренции с зарубежным металлургическим производством.

     Другим  стратегически важным шагом, является привлечение в страну инвестиций. "В Украине наблюдается колоссальный дефицит счета текущих операций. В прошлом он составлял 4,2% ВВП, в  этом аналитики "Сократа" ожидают  7,5% ВВП, в 2009 – 9,7% от ВВП. Украина не одинока в этой проблеме: дефицит счета текущих операций Болгарии составляет 21,5% ВВП, Хорватии – 8,5%, Эстонии – 16,0%, Латвии – 23,5%, Литвы – 13%, Венгрии – 5,5%, Польши – 3,7%. Практически вся Центральная Европа сидит в дефиците счета текущих операций", - отмечает он.[5]

     Это нормальная ситуация для динамично  развивающихся экономик при условии, что дефицит текущего счета покрывается  притоком иностранных инвестиций. В  упомянутых странах создаются привлекательный  инвестиционный климат, а в условиях нынешнего дефицита денег создаются все условия, чтобы не допустить оттока инвестиций из экономики. В Украине же ситуация противоположная: инвестиционный климат один из самых непривлекательных в мире, в недавнем рейтинге Всемирного банка "Doing Business" Украина заняла 145 место из 181 страны. Для сравнения, Эстония – на 22 месте, Болгария – на 45 месте, Венгрия – на 41 месте, Польша – на 76. Нас обошли даже Россия, Молдова и Беларусь (120, 103 и 85 место соответственно). У нас самый плохой результат среди всех пост-коммунистических стран, только у Таджикистана рейтинг хуже (159 место).

В условиях громадного дефицита счета текущих  операций и мировой проблемы дефицита инвестиционных средств низкая инвестиционная привлекательность страны является тем важнейшим стратегическим просчетом  руководства Украины, который не позволит ей выйти из начинающегося кризиса с минимальными потерями. Исправить прошлое мы, увы, уже не в силах, но возможным видится то, что текущий кризис преподаст сложный, но важный урок украинскому правительству про необходимость структурных реформ как в реальном секторе нашей экономики, так и в части инвестиционного климата.[5]

      Некоторая макроэкономическая стабилизация 1997г., базирующаяся на основе накопления финансовых противоречий (как по вертикали, так и по горизонтали), потерпела крах вследствие азиатского финансового кризиса и многих внутренних факторов. Финансирование дефицита бюджета 1997г. за счёт накопления внутреннего и внешнего долгов создали непростые условия для поддержания в 1998г. бюджетного и финансового равновесия. Доходы госбюджета за первое полугодие текущего года составили 74,7% запланированных, в т.ч. налоговые поступления – 84% запланированных. Одной из причин этого является нестабильность налогового законодательства и очень сильное налоговое давление, налоговая система носит фискальный характер, что заставляет многих субъектов экономической жизни сворачивать производства или уходить в теневую экономику.  По оценкам экспертов Гарвардского института, для Украины оптимальной агрегированной ставкой налога является 10-15% ВНП, а в первом полугодии она составила 39,1%.[7]

      По  расчётам Всемирного банка, в 1995г. оборот теневой экономики составил 42% ВВП (по западным оценкам, критический уровень составляет 30-35%), хотя, по мнению автора данного доклада,  этот показатель намного выше и вряд ли он склонен к уменьшению в ближайшее время. Такие масштабы теневой экономики – не только реакция субъекта на запреты и налоговое давление в экономической деятельности, но и наследие времён Советского Союза. Так, с 60-х гг. до конца 80-х оборот теневой экономики возрос в 18 раз (с 5 млрд. руб. до 90).

      Также следует отметить постоянный отток  капитала за границу. По некоторым оценкам, за границей сейчас находится до $20 млрд. неофициально экспортированных из Украины. По другим оценкам, за последние 5 лет вывезено $15 млрд.,  тогда как сумма иностранных кредитов за этот период составила $9 млрд. Также немаловажным фактором является приватизация за бесценок, особенно объектов незавершённого строительства, что связано с повсеместной коррупцией.

Информация о работе Характеристика финансового кризиса государства