Характеристика бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является характеристика расходов бюджетов Российской Федерации.
В первой главе работы рассмотрено экономическое содержание бюджетов различных уровней: федерального, регионального и местного. Во второй главе рассмотрены направления использования и расходования бюджетных средств, а также изучение современных проблем в сфере расходов бюджетных средств.

Содержание

Введение 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Экономическое содержание расходов федерального бюджета 5
1.2. Экономическое содержание расходов бюджетов субъектов 9
1.3. Экономическое содержание расходов местных 12
2. БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА: НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 16
2.1. Направления расходования бюджетных средств 16
2.2. Формирование расходов бюджетов 22
2.3. Основные подходы к формированию бюджетных расходов 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Характеристика бюджетных расходов 182.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

     Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов :

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов РФ;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

     Из  бюджетов субъектов РФ финансируются  такие виды функциональных расходов как:

    • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
    • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
    • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
    • обеспечение реализации региональных целевых программ;
    • формирование государственной собственности субъектов РФ;
    • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
    • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
    • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
    • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
    • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
    • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
    • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

     Из  местных бюджетов финансируются  функциональные расходы на :

     •  содержание органов местного самоуправления;

     • формирование муниципальной собственности и управлен ие ею ;

     • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

     • содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

     • организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального хозяйства;

     • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

     • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

     • организация утилизации и переработки  бытовых отходов (за исключением  радиоактивных);

     • содержание мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;

     • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

     • обеспечение противопожарной безопасности;

     • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

     • реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;

     • обслуживание и погашение муниципального долга;

     •  целевое дотирование населения;

     •  содержание муниципальных архивов;

     •  проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

     • финансирование реализации иных решений  органов местного самоуправления и  прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными  органами местного самоуправления в  соответствии с бюджетной классификацией РФ

            2.3. Основные подходы к формированию бюджетных расходов

        Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено: «Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.

         Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами7.

         В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

         Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

          Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 2.1.):

 
 

    Таблица 2.1

    Основные  параметры расходов федерального бюджета  на 2008-2012 гг.

Показатель Оценка прогноз
2009 2010 2011 2012
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП   17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
%% к ВВП   8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП   25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе нераспределенные ресурсы   80,0* 234,0** 483,1**
%% к общему объему расходов    0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в реальном выражении) 5,5 -1,8 -5,1 3,0
  • - резерв в составе ведомственной структуры расходов; ** - условно утверждаемые расходы
 

       Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

         При этом, несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации 

        Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов8:

1) выделение  расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

- обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

- пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);

- формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;

- финансовое обеспечение судебной системы;

- обслуживание государственного долга Российской Федерации;

- выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;

- предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;

Информация о работе Характеристика бюджетных расходов