Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции национальной экономики Республики Беларусь в международное экономическое пространство.

Работа содержит 1 файл

2144 - Теория финансов - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе уп.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

Также предусматривается  внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Республики Беларусь, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.

Дальнейшее  развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Республики Беларусь в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Республики Беларусь.

Планируется также  развитие следующих направлений  деятельности:

- обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверное декларирование и заявление таможенной стоимости);

- международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

- проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;

- борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Республики Беларусь за рубежом. Международное сотрудничество планируется развивать по следующим основным направлениям:

- участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства, переход на применение Единого административного документа Европейского союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств-членов Европейского союза;

- унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, в государствах - участниках СНГ, государствах - членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, подготовка основ законодательства Республики Беларусь и международных соглашений по таможенным вопросам;

- активизация участия таможенных органов Республики Беларусь во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования;

- продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 год);

- расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, прежде всего стран Европейского союза, государств - участников СНГ, а также создание совместно с Российской Федерацией единых информационных ресурсов;

- подготовка кадров для Союзного государства, государств – участников СНГ, государств - членов Евразийского экономического сообщества.

Планируется, что  реализация функций таможенных органов Республики Беларусь при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создание механизма передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль).

Важным направлением является проведение мероприятий, которые  позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Республики Беларусь.

Предполагается  создание в структуре таможенных органов Республики Беларусь операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Республики Беларусь для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Республики Беларусь.

В рамках указанных  направлений развития таможенных органов Республики Беларусь предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Предполагается  использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Республики Беларусь, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий "от двери к двери", "точно в срок" и "под ключ". Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.

Выполнение указанных мероприятий будет способствовать:

- уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;

- увеличению пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Республики Беларусь за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;

- обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;

- содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.

Таким образом, выбранные ориентиры развития таможенных органов Республики Беларусь, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Тем не менее  в настоящее время таможенные органы Республики Беларусь еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

Комплексная реализация разработанных мероприятий позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Республики Беларусь, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

1) Центральным таможенным органом является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики. Основными задачами ГТК являются проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь и др. Функциями ГТК являются разработка и внесение в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложений о совершенствовании государственной таможенной политики, участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь и другие задачи, определенные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

2) Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы. Таможенные органы выполняют задачи и функции, имеют права и обязанности в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Таможенным органам Республики Беларусь принадлежит большая роль в стимулировании экспорта и импорта, развитии внешнеторгового потенциала страны.

3) Выбранные ориентиры развития таможенных органов Республики Беларусь, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Тем не менее  в настоящее время таможенные органы Республики Беларусь еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

Комплексная реализация разработанных мероприятий позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Республики Беларусь, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Барсегян, Л.М. Финансы: Курс лекций. – Мн.: АУП РБ, 2008.–324 с.
  2. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  3. Воловик, Е. Финансовое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №48. – 2010. – С. 5-7.
  4. Воловик, Е. Финансовое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №4. – 2009. – С. 6-8.
  5. Врублевская, О. В., Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – СпБ: ФИНЭК, 2009. – 504 с.
  6. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 // Экономика. Финансы. Управление. – №11. – 2005. – С. 129.
  7. Ивашевский, С. Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2009. – 472 с.
  8. Информационный отдел. Международные финансовые и экономические новости// Журнал «Директор». – №7. – 2007. – С. 54.
  9. Колесников, А. Особенности таможенной системы Республики Беларусь // ЭФУ. - №11. – 2010. – С. 61-62.
  10. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 972 с.
  11. Макроэкономика: Учеб. пособие/ под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2009. – 244 с.
  12. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 512 с.
  13. Миров, В. Сценарии экономического «блокбастера»// Журнал «Директор». - №7. – 2006. – С. 24-25.
  14. Современные финансы: Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под ред. О. Ю. Мамонова. - Мн: АУП, 2007. – 416 с.
  15. Экономическая теория: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2009. – 608 с.
  16. Таможенный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.by/tamogkodeks.htm. - Дата доступа: 01.02.2012 г.
  17. Электронная страница Национального статистического комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 01.02.2012 г.
  18. Электронная страница Государственного таможенного коммитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gtk.gov.by/. - Дата доступа: 01.02.2012 г.

Информация о работе Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами