Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции национальной экономики Республики Беларусь в международное экономическое пространство.

Работа содержит 1 файл

2144 - Теория финансов - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе уп.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

В случае размещения структурных подразделений таможен  для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных Кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи, оргтехники и мебели осуществляется владельцами указанных объектов на договорной основе.

Обязательное  государственное страхование должностных  лиц таможенных органов и членов их семей осуществляется в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Документы и  материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством.

Защита информации, составляющей государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другой конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством.

Для обеспечения  деятельности таможенных органов Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает в соответствии с законодательством подчиненные ему таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы [18].

Определение функций  учреждений и государственных унитарных  предприятий, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Имущество таможенных органов, учреждений и государственных  унитарных предприятий таможенных органов находится в республиканской собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы. Таможенные органы выполняют задачи и функции, имеют права и обязанности в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Таможенным органам Республики Беларусь принадлежит большая роль в стимулировании экспорта и импорта, развитии внешнеторгового потенциала страны.

 

 

 

3 Вопросы совершенствования деятельности таможенных органов в управлении финансами

 

3.1 Проблемы деятельности таможенных органов в современных условиях

 

При развитии таможенных органов Республики Беларусь, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Республики Беларусь на пересечении многих транзитных путей, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Республикой Беларусь [9,с.25].

В результате проведения административной реформы сформирована новая структура государственных  органов, осуществляющих регулирование  внешнеторговой деятельности, предполагающая комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь.

Вступление  в силу Таможенного кодекса Республики Беларусь создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Республики Беларусь. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов страны.

Недостаточно  эффективно реализуется потенциал  таможенного администрирования, представляющего  собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими  и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острой проблемой в таможенных органах Республики Беларусь остается вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Не в полной мере применяются международные  стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий.

Не развита  система информирования таможенных органов Республики Беларусь о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда [9, с.34].

Таможенные  органы Республики Беларусь неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (контроль на основе методов аудита).

Недостаточно  осуществляется информационно-аналитическое  обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Остается низким уровень взаимодействия оперативных  подразделений таможенных органов Республики Беларусь с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Республики Беларусь, особенно специалистов в области управления и контроля.

Оплата труда  должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Остается высоким  уровень коррупции в таможенных органах Республики Беларусь.

Наличие указанных  проблем приводит к снижению эффективности  таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на белорусский рынок и другим негативным явлениям [9, с.48].

Возникает необходимость  формирования новых подходов к таможенному  администрированию, которые позволят таможенным органам Республики Беларусь эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Для решения  указанных проблем необходимо выполнение следующих задач по совершенствованию управления финансами системой Государственного комитета Республики Беларусь в пределах компетенции:

- повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в белорусскую экономику, поступлений доходов в республиканский бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;

- совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;

- укрепление взаимодействия с белорусскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Реализация  указанных задач предполагает обеспечение  на всей территории Республики Беларусь стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих универсальных международных принципах:

- стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

- прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;

- минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;

- ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении  юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;

- сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;

- сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

В качестве основы деятельности таможенных органов Республики Беларусь будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией [18].

С одной стороны  будут cформированы новые подходы  к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение  его высокой эффективности при  внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны данные подходы помогут решить проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности.

Эффективность достижения цели развития таможенных органов Республики Беларусь оценивается по следующим показателям:

- уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности;

- затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;

- правоохранительная деятельность.

Приоритет отдельных  направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.

 

 

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования

 

В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Республики Беларусь необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:

- обустройство государственной границы Республики Беларусь;

- создание современных складских таможенно-логистических терминалов;

- размещение таможенных органов Республики Беларусь только в помещениях, являющихся государственной собственностью;

- развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

- внесение изменений в Таможенный кодекс Республики Беларусь и иные нормативные-правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и, изменений вносимых в международные стандарты;

- внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Республики Беларусь;

- создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Республики Беларусь;

- создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

- совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;

- усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (осуществление контроля на основе методов аудита) [18].

Оценка деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат.

Планируется разработать  комплексную стратегию кадрового  обеспечения таможенных органов Республики Беларусь. В рамках данного направления особое внимание будет уделено повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда, повышению престижности профессии.

Применение  информационных технологий в деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности республиканских органов государственной власти. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.

Информация о работе Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в системе управления финансами