Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции национальной экономики Республики Беларусь в международное экономическое пространство.
В случае размещения
структурных подразделений
Обязательное
государственное страхование
Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством.
Защита информации, составляющей государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другой конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством.
Для обеспечения деятельности таможенных органов Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает в соответствии с законодательством подчиненные ему таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы [18].
Определение функций учреждений и государственных унитарных предприятий, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Имущество таможенных
органов, учреждений и государственных
унитарных предприятий
Таким образом, таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы. Таможенные органы выполняют задачи и функции, имеют права и обязанности в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Таможенным органам Республики Беларусь принадлежит большая роль в стимулировании экспорта и импорта, развитии внешнеторгового потенциала страны.
3.1 Проблемы деятельности таможенных органов в современных условиях
При развитии таможенных органов Республики Беларусь, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Республики Беларусь на пересечении многих транзитных путей, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Республикой Беларусь [9,с.25].
В результате проведения
административной реформы сформирована
новая структура
Вступление в силу Таможенного кодекса Республики Беларусь создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Республики Беларусь. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов страны.
Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острой проблемой в таможенных органах Республики Беларусь остается вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
Не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий.
Не развита система информирования таможенных органов Республики Беларусь о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда [9, с.34].
Таможенные органы Республики Беларусь неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (контроль на основе методов аудита).
Недостаточно
осуществляется информационно-аналитическое
обеспечение правоохранительной
Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Республики Беларусь с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Республики Беларусь, особенно специалистов в области управления и контроля.
Оплата труда должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.
Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Республики Беларусь.
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на белорусский рынок и другим негативным явлениям [9, с.48].
Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Республики Беларусь эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Для решения указанных проблем необходимо выполнение следующих задач по совершенствованию управления финансами системой Государственного комитета Республики Беларусь в пределах компетенции:
- повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в белорусскую экономику, поступлений доходов в республиканский бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
- совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
- укрепление взаимодействия с белорусскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Республики Беларусь стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих универсальных международных принципах:
- стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
- прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
- минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;
- ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;
- сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;
- сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.
В качестве основы деятельности таможенных органов Республики Беларусь будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией [18].
С одной стороны
будут cформированы новые подходы
к таможенному
Эффективность достижения цели развития таможенных органов Республики Беларусь оценивается по следующим показателям:
- уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности;
- затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;
- правоохранительная деятельность.
Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.
3.2 Мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Республики Беларусь необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:
- обустройство государственной границы Республики Беларусь;
- создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
- размещение таможенных органов Республики Беларусь только в помещениях, являющихся государственной собственностью;
- развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
- внесение изменений в Таможенный кодекс Республики Беларусь и иные нормативные-правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и, изменений вносимых в международные стандарты;
- внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Республики Беларусь;
- создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Республики Беларусь;
- создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
- совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
- усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (осуществление контроля на основе методов аудита) [18].
Оценка деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат.
Планируется разработать
комплексную стратегию
Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Республики Беларусь будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности республиканских органов государственной власти. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.